Файл: 23. Индивид, индивидуальность, личность.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Примером региональных экологических проблем может служить проблема Полесья - болотистого края с недавно проведенной масштабной мелиорацией. Неправильный, неэкологичный подход к выбору мелиорируемых объектов и ненаучные методы проведения мелиорации привели к тому, что южная часть Беларуси выведена из состояния экологического равновесия. Шли под сведения леса, спрямлялись реки, уничтожались гнездовья водоплавающих птиц. В результате пропали озера, уничтожен лес, постоянно распахиваются торфяники.

Завод, сбрасывающий без очистки в реку свои промышленные стоки, вредные для здоровья людей, хищническая рубка векового лесного массива, ненормированные выбросы вредных веществ в атмосферу в результате работы промышленного предприятия - все это примеры локальных экологических проблем.

29.Общая характеричтика древнегреческой философии

Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа: досократический - VII - Vвв. до н. э.; классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.; эллинистический - конец IV - II вв. до н. э.; римский - I в. до н. э. - V в. н. э.

К досократическому периодуотносится деятельность так называемых философов-«досократиков»: милетской школы – «физиков» (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена); Гераклита Эфесского; элейской школы; атомистов (Демокрита, Левкиппа); некоторых иных философов. Основные проблемы, которыми занимались досократики: объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования - декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.

Классический (сократический) период- время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса). К данному этапу относятся: философско-просветительская деятельность софистов; философия Сократа; зарождение «сократических школ»; философия Платона; философия Аристотеля.Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже досократиков: меньше уделяли внимания поиску первоначала; допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса; выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон - автор учения о «чистых идеях», предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир); положили начало спору между материализмом и идеализмом; проявили интерес к проблеме человека, общества, государства; от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному; внесли вклад в развитие логики; вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ).


Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно: распространение антиобщественной философии киников; зарождение стоического направления философии; деятельность сократических философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; философия Эпикура и пр.Отличительные черты эллинистической философии: кризис античных моральных и философских ценностей; снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним; отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам; поиск физической и духовной опоры в самом себе; стремление к отрешению от действительности; преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур); признание высшим благом - счастья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).

Для философии римского периода было характерно:

- взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древнегреческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой);

- фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну - античную философию;

- влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);

- близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);

- небольшое внимание к проблемам окружающей природы;

- повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;

- расцвет этики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека)

30.Милетская школа

Миле́тская школа (ионийская школа натурфилософии) — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, географии, математики, метеорологии, физики. Представления о космогонии, космологии, теологии и физике, прежде в абстрактно-символическом виде распространённые по

мифологии и традиции, милетцы перевели в плоскость научного интереса, сформировав группу неотвлечённых образов. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой.


Исходя из принципа сохранения «из ничего не возникает нечто», милетцы полагали Единое — вечное, бесконечное, «божественное», материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность («первоначало», к которым относились: вода, воздух, огонь, земля); для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух.

Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.

Милеты обозначили начало древнегреческой философии: милетские философы поднялись выше видимости и за многообразием явлений усмотрели некую отличную от них сущность вещей («первоначало»). Для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — неопределенное и беспредельное первовещество (апейрон), для Анаксимена — воздух.

31.Представления Гераклита об изменчивости мира

Гераклит учил, что все в мире изменчиво, «все течет». Ничто в мире не повторяется, все преходяще и одноразово. Нельзя понять субстанцию мира, природу Космоса, не учитывая его постоянную текучесть, изменчивость, то, что он все время находится в состоянии становления. Становление — это постоянное изменение, преобразование, движение, ведущее к созданию новых форм (вне зависимости от того, какими эти новые формы являются — более сложными или более простыми, прогрессивными или регрессивными, высшими или низшими и др.); такие новые формы являются лишь повторением того, что уже однажды когда-то было

Идея Гераклита об изменчивости хорошо согласовывалась с его учением об огне, как всеобщем начале.

1. Огонь как начало мира. Гераклит искал «архе» и нашел его в огне. Огонь становился морем, воздухом, землей и вновь возвращался к самому себе. Изменения шли двумя путями - нижним и верхним. Распространяясь с верхних своих вместилищ, огонь превращался в воздух, опускаясь еще ниже, превращался воду, а вода, падая на землю, впитывалась в нее; в свою очередь, земля парила, создавая влагу, которая превращается в тучи и возвращается к исходным своим вершинам в виде огня. Это два направления движения, но «путь наверх и путь вниз един». Так таинственно звучит эта простая мысль выраженная во фрагментах Гераклита.


2. Изменяемость вещи. Гераклит рассматривал не только начала природы, но и ее характеристики. И он обнаружил что ее принципиальным качеством является изменяемость. Образом реальности является река. Все течет, нет ничего устойчивого, «дважды нельзя войти в одну и ту же реку», поскольку в ней текут уже другие воды. Образом реальности является также смерть. «Мы боимся одной смерти а уже многим смертям подвергались». «Для души смертью является вода, а для воды смертью является земля». Истинно только то, что мы меняемся. На самом деле иногда вещи нам кажутся устойчивыми, но эта устойчивость - заблуждение. Не существует вещей, имеющих устойчивые характеристики, есть только становление. Эта теория всеобщей изменчивости, «всеобщей вариабельности» - наиболее известный взгляд Гераклита, который иногда называют гераклитизмом, но это только часть его философии.

Для Гераклита все было изменчивым, именно поэтому для него существовало нечто устойчивое - изменяемость. Изменяемость является устойчивой характеристикой природы. Даже более того: устойчивым является порядок, в соответствии с которым происходят изменения. «Огонь в соответствии с мерой возгорается и гаснет согласно мере». Единый закон правит всеми переменами, правит как человеком, так и миром. Человеком управляет разум (логос), отсюда идет предположение, что и Вселенной должен управлять разум. Разум - это не исключительно человеческая способность, а космическая сила, в которую человек также вовлечен.

32.Диалектический метод Сократа

Диалектика Сократа по форме состоит из «иронии» и «майевтики», а по содержанию - из «индукции» и «определения». Ирония раскрывает внутреннюю противоречивость аргументов противника, доводя их до абсурда. Ирония сопровождает индукцию, то есть последовательное рассмотрение мнений противника и вычленение из них элементов, опровергающих саму суть этих мнений. На основе этих элементов формируется майевтика (буквально: помощь при родах) - стадия, на которой у противника должна родиться мысль, нужная его оппоненту. Это и есть - определение, то есть та идея, против которой в начале дискуссии боролся противник.

Диалектический метод имеет своей задачей обнаружение «истины» путем беседы, спора, полемики, поэтому Сократа считают родоначальником диалектики.

Итак, беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению противоречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает «общего понятия».