ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространятся на всех, в том числе и на тебя;
2.относится к другим людям надо также, какого отношения ты ждешь к своей персоне;
3.к человеку нельзя относится как к средству для решения своих интересов.
Такая трактовка нравственного закона ставит Канта в ряд великих гуманистов.
45.Абсолютная идея Гегеля.
Учение об абсолютной идее Гегеля является важной ступенью в диалектической философии. Сам Гегель являлся представителем течения объективного идеализма, и именно с этой точки зрения и стоит рассматривать его понятие абсолютной идеи.
Абсолютная идея Гегеля в философии: три части учения
Говоря об учении Гегеля, нельзя не обратиться к целостной его системе объективного идеализма, которую автор абсолютной идеи наделил разделением на три основополагающие части:
1.Наука логики. В этой части Гегель описывает некий мировой дух, им которому дает «абсолютная идея». Этот дух первичен, и он является предшественником природы и всего сущего.
2.Философия природы. Это вторая часть учения, в которой Гегель называет природу вторичной по отношению к духовному началу. Если не слишком углубляться, то природа рассматривается как инобытие абсолютной идеи.
3.Философия духа. В данной части своих работ Гегель пересматривает свою теорию и превращает абсолютную идею в абсолютный дух, окончательно признав первичность нематериального над материальным.
В учении Гегеля четко прослеживается идеалистический характер и стремление упорядочить все сущее посредством введения понятий первичности и вторичности.
абсолютная идея не является статичным понятием, ведь суть философии состоит в том, что абсолютная идея Гегеля начинает и продолжает развитие, движение. Нельзя не заметить, что это противоречит понятиям метафизики (ведь в этом случае все понятия рассматриваются отдельно друг от друга). Диалектический подход базируется на трех важнейших принципах, которые по мнению Гегеля и обеспечивают развитие абсолютной идеи:
1.переход количества в качество,
2.противоречие как источник развития,
3.отрицание отрицания.
Именно эти принципы и пролили свет на всеобщую теорию развития. До него никто не рассматривал противоречия с такой точки зрения, и это было важнейшим прорывом. Именно мысль о внутренней противоречивости до сих пор считается одним из важнейших достижений.
Эта идея, кажущаяся идеалистической, на самом деле имеет глубокое рациональное значение, ведь через призму этого можно обратиться к любым понятиям и философии, и естествознания. Диалектический метод позволяет уловить смену простых понятий более сложными, развитием в сторону накопления и углубления смыслов. Таким образом в истории можно уловить множество закономерностей, увидеть общественную жизнь как развивающийся процесс.
46.Антропологический принцип философии Фейербаха.
Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, ”Ты”. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей. Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.
47.Критика классической философии.Шопенгауэр,Ницще.
Говоря о Гегеле, Шопенгауэр не скупится на эпитеты: прислужник власти, «шарлатан тупоумный, тошнотворный, неграмотный», его мистифицирующие «нонсенсы продажными наймитами были выданы за бессмертную мудрость», и до сих пор не утихает восторженный хор, слащавее которого еще не слыхивали, «неограниченную сферу интеллектуального влияния он использовал для интеллектуальной коррупции целого поколения». «Надутой пустотой» Шопенгауэр окрестил взгляды Фихте и Шеллинга, «чистым шарлатанством» — Гегеля.
Есть одна истина, значимая для любого живого мыслящего существа, писал Шопенгауэр в сочинении «Мир как воля и представление». И она в том, что «нет ни солнца, ни земли, а есть лишь глаз, который видит, рука, чувствующая тепло земли», окружающий мир есть только в представлении, т. е. всегда и только в связи, с другим бытием — воспринимающим. «Все, что ни есть в познании, и самый мир — объект в отношении к субъекту, лишь для субъекта он и существует. Мир есть мое представление». Мир есть представление. А у представления есть две существенные, необходимые и не отделимые друг от друга цели — субъект и объект. Субъект представления есть тот, кто все познает, сам не познанный никем. «Субъект — опора мира, всеобщее условие, любым феноменом, любым объектом подразумеваемый: в самом деле, все существует не иначе, как в функции субъекта». Объект представления как познанное обусловлен априорными формами пространства и времени, в силу чего и есть множественность. Субъект, напротив, вне времени и пространства, он целостен и индивидуален в каждом существе, способном иметь представления. Чтобы сконструировать мир из миллиона представлений, достаточно одного субъекта. Но с исчезновением субъекта нет мира как представления. «Субъект и объект, следовательно, неотделимы: каждая из двух половинок осмысленна только посредством другой, то есть каждая существует рядом с другой, с ней же вместе исчезает».
48.Славянофильство и западничество в русской философии
В истории русской философии особо выделяется период, охватывающий XIX и начало XX в. В середине XIX в. разгорелась борьба между славянофилами и западниками по кардинальным вопросам философии. Особенно большие расхождения были по проблеме исторической роли и исторических судеб России.
Славянофилы (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский) обосновывали идею о мессианской роли России в истории человеческой цивилизации. Они считали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии. Основой духовности должно быть православие. Русскому народу присущи такие ценности, как соборность, коллективизм, общинность. Славянофилы верили в особый путь русского исторического развития. Большое внимание уделялось народу как главному деятелю истории.
Одним из представителей славянофилов был Аксаков. Он разработал теорию общества. По этой теории носителем идей прогресса, источником самобытности развития России считается не народ, не самодержавная власть, а общество, под которым понимаются определенные верные народным началам круги русской интеллигенции. Теория общества позволила выделить в социальной структуре силы, с помощью которых можно направлять развитие России по желаемому пути для славянофилов. В интерпретации Аксакова славянофильство приобретает черты учения, приспособленного к нуждам богатого московского купечества.
Западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен) придерживались идеи европеизации России. Россия должна смотреть на Запад как на образец. Она должна перенять западный экономический уклад, западные республиканские формы государственного устройства и западные духовные ценности.
Теории славянофильства и западничества оказали огромное влияние на развитие социально-политической и революционной мысли в России, привели к возникновению теории крестьянской революции в России в работах Герцена и Чернышевского, что, в свою очередь, послужило толчком для возникновения народничества, идеологами которого были Лавров (сторонник просвещенного направления), Ткачев (сторонник тактики заговора и установления диктатуры) и Бакунин (сторонник тактики мятежа, один из основоположников анархизма).
49.Позитивизм,неопозитивизм,постпозитивизм
Позитивизм - широко распространенное течение в философии, основанное в 30-х гг. XIX в. французским философом Огюстом Контом (1798 — 1857). Во Франции этого течения придерживались Э. Линттре, Э. Ренан. В Англии позитивизм был представлен в творчестве Джона Стюарта Миля (1806 — 1873) и Герберта Спенсера (1820 — 1903). В Германии идеи позитивизма развивали Якоб Молешотт (1822 — 1893) и Эрнст Геккель (1834 — 1919), в России — Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров и другие.
Названные философы относятся к «первому позитивизму». «Второй позитивизм» связан с деятельностью Э. Маха (1838 — 1916) и Р. Авенариуса (1843 — 1896), немецких ученых, называвших свою философию эмпириокритицизмом, а также с деятельностью французского ученого А. Пуанкаре (1854 — 1912).
Идеи позитивизма были подхвачены и преобразованы в трудах Бертрана Рассела (1872 — 1970), Рудольфа Карнапа (1891 — 1970), Мориса Шлика (1882 — 1936), Людвига Витгенштейна (1889 — 1851) и др.
Программу позитивизма с учетом его эволюции можно представить так:
познание должно быть освобождено от мировоззренческой и ценностной интерпретации;
вся прежняя, традиционная философия как доктринерски-догматическая, метафизическая, т. е. направленная на поиски первопричин и субстанциональных начал и сверхчувственных сущностей, должна быть упразднена и заменена либо непосредственно специальными науками (наука — сама себе философия), либо обзором системы знаний, учением о языке науки;
следует отказаться от крайностей материализма и идеализма и пойти третьим путем.
Как совокупность философских идей, распространенных по всему миру, позитивизм имеет следующие черты:
В противовес субъективному идеализму И. Канта, позитивизм отказывается от признания априорного познания единственным средством достижения подлинного знания. В качестве единственного средства научного познания позитивисты выделяют научные методы.
Наука рассматривается позитивистами в качестве средства познания и преобразования мира. Позитивисты верят в силу научной рациональности.
Позитивисты полагают, что наука способна выявить в процессах природы и общества закономерное.
Для позитивизма характерна вера в прогресс.
Родоначальник позитивизма Огюст Конт (1798 — 1857).
Основные идеи позитивизма нашли отражение в его шеститомном труде «Курс позитивной философии» (1830 — 1842), в работе «Дух позитивной философии» (1844) и в труде «Система позитивной политики» (1852 — 1854).