Файл: Общая характеристика системы преступлений против здоровья человека по ук рф.doc
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 206
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г. ответственность за побои и истязание предусмотрена ст.ст. 116 и 117. При этом отношение законодателя и правоприменителя к данным преступлениям, как не наносящим вреда здоровью человека, сохранилось. До недавнего времени существовала довольно сложная ситуация, когда на практике сотрудники правоохранительных органов и судебно-медицинские работники вынуждены были в своей деятельности руководствоваться нормативно-правовым документом, противоречащим терминологическому аппарату УК РФ 1996 года.
Дело в том, что 14 сентября 2001 года Приказом Министерства здравоохранения № 361 Правила судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью 1996 года, утвержденные Приказом Минздрава РФ от 10 декабря 1996 г. №407, признаны утратившими силу3, как не пошедшие регистрацию в Министерстве юстиции. При этом информационным письмом Генеральной прокуратуры и главного судебно-медицинского эксперта Минздрава России от 11 октября 2001 года №10-2/2199 экспертам было рекомендовано «временно» основывать свою деятельность на положениях Правил 1978 года в редакции УК РФ 1996 года4. Безусловна была несостоятельность и практическая ущербность подобной рекомендации, по сути создающей правовой вакуум при решении вопросов определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего.
В настоящее время ситуация разрешилась принятием в 2007 г. новых Правил, причиненного здоровью человека, которые устанавливают критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека5.
Необходимо обратить внимание также на историческую эволюцию категории «насилие» в законодательстве и доктрине уголовного права, в связи с уяснением содержания «иных насильственных действий» при истязании.
Широкое понимание насилия было свойственно доктрине уголовного права еще дореволюционного периода. С дальнейшим развитием уголовно-правовой мысли оно приобретало все более емкие рамки, охватывая насилие физическое и психическое. При этом расширялось и содержание психических способов воздействия: поначалу к ним относили лишь угрозу физическим насилием (Гаухман Л.Д., 1969 г.), затем угрозу причинением физического, морального, имущественного вреда, лишением каких-либо благ, ограничением в волеизъявлении (Левертова Р.А., 1978 г.), и, наконец, угроза была признана психическим насилием в узком смысле слова, к иным психическим насильственным действиям отнесены клевета, оскорбление, травля, издевательства, гипноз и т.п. (Панов Н.И., 1986 г.; Сердюк Л.В., 2000 г.).
В самом широком смысле слова в настоящее время в науке уголовного права под насилием понимается любое умышленное противоправное воздействие на человека (тело или психику) против или помимо его воли с целью причинения ему вреда либо достижения какого-либо иного результата6.
Рассматриваемые в данной работе преступления входят в главу 16 Уголовного кодекса РФ и являются преступлениями против здоровья человека. В этой связи необходимо заострить внимание на основных моментах общей характеристики преступлений против здоровья.
Объект любого преступления необходимо рассматривать с двух позиций, на двух взаимосвязанных и взаимообусловленных уровнях: научном абстрактно-теоретическом и отраслевом обыденно-практическом, что подтверждается анализом ст. 2 УК РФ, в которой приведен обобщенный перечень объектов уголовно-правовой охраны7. Именно данная классификация характеризует обыденно-практический уровень восприятия объекта преступления, пригодный для научно-теоретического исследования, проводимого с целью повышения эффективности и действенности норм уголовного права в правоприменительной деятельности.
На уровне же абстрактно-теоретического мышления формируется сугубо научный подход к объекту преступления, под которым понимаются общественные отношения, имеющие сложную разветвленную структуру. Указанные уровни взаимосвязаны и взаимозависимы и являются различными гранями одного явления.
Объектом данной группы преступных посягательств выступает здоровье другого человека. Причинение вреда собственному здоровью ненаказуемо. Исключение составляет членовредительство (причинение себе какого-либо повреждения) с целью уклонения от исполнения обязанностей военной службы (ст. 339 УК РФ). Согласие лица на причинение вреда его здоровью не исключает уголовной ответственности причинителя, за некоторыми изъятиями (правомерное медицинское вмешательство; участие в спортивных соревнованиях, связанных с физическим контактом; участие в эксперименте). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г. (ратифицирован СССР в 1976 г.), в ст. 12 провозглашает, что каждый человек имеет право на «наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья». Конституция РФ косвенно подтверждает это право, провозглашая в ч. 1 ст. 41, что каждый человек имеет право на охрану здоровья.
Здоровье человека - определенное физиологическое (соматическое и психическое) состояние организма, при котором все его составляющие функционируют нормально8. Такое состояние предполагает сохранение в норме анатомической целости органов и тканей, их физиологических функций, отсутствие заболеваний и патологических состояний.
Здоровье человека как объект группы преступлений, описанных в гл. 16, выступает в качестве основного. Нормы других глав также осуществляют охрану здоровья лица, но уже в качестве дополнительного - обязательного или факультативного - объекта (например, в ст. 126, 131,139,150,161).
Объективная сторона слагается из:
а) действия или бездействия, выражающегося в процессе причинения вреда здоровью другого лица;
б) фактически наступившего вреда здоровью;
в) причинно-следственной связи между деянием и наступившими последствиями.
Таким образом, составы преступлений против здоровья сконструированы по типу материальных: обязательным их признаком выступают преступные последствия - вред здоровью другого человека.
Вред здоровью - повреждение, представляющее собой нарушение структуры и функций организма в результате противоправного виновного воздействия человека с использованием одного или нескольких факторов внешней среды (механических, физических, химических, психических и т.п.)9.
В свете этого понятно, почему действующий УК РФ отказался от обозначения «телесное повреждение», которым оперировал УК 1960 г. («тяжкое телесное повреждение», «легкое телесное повреждение» и т.д.), заменив его иным - «причинение вреда здоровью». Последнее обозначение более полно охватывает возможные виды вреда такому объекту, как здоровье. Они не сводятся к телесным повреждениям.
В группу преступлений против здоровья входят посягательства, предусмотренные ст. 111 - 115 и 118. Сюда же традиционно относят побои (ст. 116) и истязания (ст. 117), хотя, строго говоря, они могут и не вызвать повреждения здоровья. В данную группу, учитывая происшедшие изменения позиции законодателя, следует включить состав заражения венерической болезнью (ст. 121). В прежнем УК он конструировался по типу деликта создания опасности - в ч. 1 ст. 115 УК 1960 г. говорилось о заведомом поставлении другого лица в опасность заражения венерической болезнью. Сказанное касается и состава неоказания помощи больному (ст. 124), сконструированного ныне по типу материальных составов («если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного»), в отличие от УК 1960 г., признававшего преступным сам факт неоказания помощи (ст. 128).
Подчас в учебной литературе состав неоказания помощи больному без всяких объяснений не относят к группе преступлений против здоровья, а заражение ВИЧ-инфекцией, напротив, относят10, хотя в отличие от предусмотренного ст. 124 состав ч. 1 ст. 122 УК сконструирован по типу деликтов создания опасности. Спорно и включение в данную группу преступлений, описанных в ст. 121 – 12411, поскольку среди них оказываются деликты создания опасности (ст.ст. 122, 123). Еще более некорректно относить к данной группе деяния, описанные в ст. 119, 120 и 125 УК12, ибо мало того, что законодатель связывает их окончание с моментом создания опасности объекту, но таковым применительно к ст. 119 и 125 выступает не только здоровье, но и жизнь.
Законодатель выделяет три основных вида вреда здоровью:
а) тяжкий;
б) средней тяжести;
в) легкий13.
В основу выделения положена степень причинения вреда, характер наносимого вреда здоровью. Наказание смягчается при переходе от тяжкого к средней тяжести и далее к легкому вреду здоровью. Это первая линия дифференциации ответственности.
Вторая линия дифференциации проводится по субъективной стороне исходя из форм вины. Предусмотрена наказуемость неосторожного причинения тяжкого вреда здоровью (ст. 118), а также более строгая наказуемость умышленного причинения тяжкого (и средней тяжести) вреда здоровью (ст. 111 - 114 УК). Признается преступным и умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115), в то время как причинение того же характера вреда по неосторожности уголовно ненаказуемо.
Цель как обязательный признак субъективной стороны состава презюмируется в диспозиции ст. 114 (защита, отражение посягательства), а мотив - в ч. 2 ст. 111, 112, 115, 116 и 117 (хулиганские побуждения, мотив национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды).
Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет. Возраст ответственности понижен до 14 лет при умышленном причинении тяжкого (ст. 111) и средней тяжести (ст. 112) вреда здоровью. В некоторых случаях предполагается наличие специального субъекта: ч. 1 ст. 114 таковым считает лицо обороняющееся, ст. 121 - лицо, имеющее венерическое заболевание, ст. 124 - лицо, обязанное оказывать помощь больному.
Третья линия дифференциации ответственности за посягательства на здоровье исходит из различия в степени общественной опасности деяний в пределах одного и того же вида преступления (тяжкого вреда здоровью, истязания и т.п.). Существуют преступления с основным составом (ч. 1 ст. 111, 112, 117, 118, 121, 124), с квалифицированным составом (ч. 2 - 4 ст. 111, ч. 2 ст. 112, 117, 118, 121, 124) и привилегированного вида - причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта (ст. 113), при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 114).
Описывая виды вреда здоровью, законодатель оперирует понятиями «расстройство здоровья» и «утрата трудоспособности». В основу выделения данных понятий положены два основных критерия: анатомо-патологический (медицинский) и экономический14.
По первому из них - медицинскому, отражающему характер причинения вреда здоровью, - законодатель выделяет кратковременное (разновидность легкого вреда в ст. 115) и длительное расстройства здоровья.
Исходя из второго - экономического критерия, отражающего степень утраты способности к труду, - в законе выделяются незначительная (вторая разновидность легкого вреда - ст. 115) и значительная стойкая утрата общей трудоспособности, а также полная утрата профессиональной трудоспособности.
«Трудоспособность - совокупность врожденных и приобретенных способностей человека к действию, направленному на получение социально значимого результата в виде продукта, изделия или услуги»15.
О распространенности побоев и истязания по России говорят следующие данные ГИЦ МВД: зарегистрировано преступлений, предусмотренных ст. 116, в 1997 г. - 62791, в 1998г. - 61736, в 1999г.-71733, в 2000г. - 63487, в 2001 г. - 49363, в 2002г. - 38218; преступлений, предусмотренных ст. 117, в 1997 г. - 5063, в 1998 г. - 5124, в 1999 г . - 4794, в 2000 г. - 3982, в 2001 г. - 3972, в 2002 г. - 3774 Анализ данных цифр свидетельствует о том, что с момента принятия Уголовного кодекса России до 2002 года происходило снижение количества побоев и истязаний в стране. Однако с 2003 по 2006 г. число зарегистрированных на территории Российской Федерации преступлений, предусмотренных статьями 116 и 117, возросло, соответственно на 163 % и на 50,2 %. Так, количество побоев в 2003 г. составило 40211 случаев, в 2004 г. - 60924, в 2005 г. 96192 и в 2006 г. - 105752. Истязаний в 2003 г. зарегистрировано 4 283 случая, в 2004 г. - 5006, в 2005 г. - 5865, в 2006 г. - 643316.
При анализе данных цифр следует учитывать различные факторы латентности, действующие применительно к преступлениям против личности, а также ряд других причин: недостаточно совершенная конструкция диспозиций рассматриваемых норм, возможность отказа в возбуждении уголовного дела за отсутствием заявления потерпевшего (п. 5 ч. 2 ст. 24 УПК РФ) либо прекращения уголовного дела с примирением сторон (ст. 25 УПК PФ и ст. 76 УК РФ).