Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2055

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Опыт показывает, что преподавание и воспитательная работа присутствуют в деятельности педагога любой специализации.

Профессиональная характеристика педагога. Итак, учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет две основ­ные функции: обучающую и воспитывающую. Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личност­ных параметров:

- потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

- тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и под­держивать их, а если нужно, то и защищать;

- понимания своеобразия и относительной автономности са­моразвития личности;

- умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах;

- знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно соз­давать условия, необходимые для их саморазвития;

- способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Гуманный педагог должен опираться на возможности учени­ка, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принужде­ние. Ее главная задача - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управ­ляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

Педагогические специальности и направления. Высшие учебные заведения и педагогические училища готовят будущих учителей по различным педагогическим специальностям (учитель математики, учитель физики, учитель химии и т.д.). Кроме этого в рамках каждой специальности вуз (педучилище) может открывать не­сколько специализаций. Например, педагогические специально­сти объединены в профессиональную группу «Образование». Ос­нованием разделения педагогических специальностей являются различные предметные области знаний (например, математика, хи­мия, экономика, биология и др.).

Второе основание для разделения на специальности - это возрастные периоды развития личности, отличающиеся в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с ре­бенком.


Третьим основанием для разделения на специальности педаго­гического профиля служат нарушения в развитии детей (нарушения слуха, зрения, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.).

В настоящее время государственным стандартом профессио­нального образования предусмотрена 41 специальность высшего и 16 специальностей среднего педагогического образования; чис­ло квалификаций в связи с тем, что имеются еще и специализации, значительно больше.

2. Профессиональные качества педагога

Профессиональная пригодность и профессиональная готовность педагога. В педагогике требования к педагогу выражаются разны­ми терминами: «профессиональная пригодность», «профессио­нальная готовность». Названные понятия имеют особые смысловые оттенки и употребляются в разных контекстах.

Так, под профессиональной пригодностью понимается совокуп­ность психических и психофизиологических особенностей челове­ка, необходимых для достижения успеха в выбранной профессии.

Кроме этого в педагогике утвердилось заимствованное из ин­женерной психологии понятие «профессиональная готовность» как более емкое и подвижное. Профессиональная готовность к. пе­дагогической деятельности кроме профпригодности включает в себя и уровень умений и навыков. В ее составе правомерно выде­лить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность (т. е. профпригодность), а с другой - на­учно-теоретическую и практическую подготовку педагога. Так, студент по своим психофизиологическим качествам может быть пригоден к работе в качестве педагога, но в силу недостаточной теоретической или практической подготовки еще не готов к ней.

Идеализированные личностные и профессиональные качества, составляющие понятие профессиональной готовности педагога, можно представить в виде профессиограммы. Профессиограмма - своего рода паспорт, включающий в себя совокупность личност­ных качеств, педагогических и специальных знаний и умений, не­обходимых учителю.

Профессиограмма учителя. Е.В.Кузьмина (1967), подвергнув тщательному анализу деятельность учителя, выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Конст­руктивная деятельность распадается на конструктивно-содержа­тельную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оператив­ную (планирование своих действий и действий учащихся) и конст­руктивно-материальную (проектирование учебно-материальной ба­зы педагогического процесса).

Организаторская (управленческая) деятельность предполагает выполнение действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуника­тивная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

Эффективность педагогического процесса обусловлена нали­чием постоянной обратной связи. Она позволяет педагогу свое­временно получать информацию о соответствии полученных ре­зультатов планируемым задачам. В силу этого в структуре педа­гогической деятельности необходимо выделить и контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.

Педагог - не только профессия, суть которой передавать зна­ния, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения че­ловека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: вы­сокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, жела­ние и умение работать вместе с другими; высокий профессиона­лизм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готов­ность к нему; физическое и психическое здоровье, профессио­нальная работоспособность.

Суммируя требования к труду и личности учителя, предъявляе­мые условиями развития общества на современном этапе, их можно представить следующим образом: высокая культура и нравствен­ность, самоотдача, благородность, острое чувство нового, умение заглядывать в будущее и готовить своих питомцев к жизни в будущем, максимальная реализация индивидуального таланта в сочета­нии с педагогическим сотрудничеством, общность идеи и интересов учителей и учащихся, творческое отношение к делу и социальная активность, высокий профессиональный уровень и стремление к по­стоянному пополнению своих знаний, принципиальность и требова­тельность, отзывчивость, эрудиция и социальная ответственность.

В профессиограмме ведущее место занимает позиция педагога -
система его интеллектуально-волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру.

Различают социальную и профессиональную позицию педа­гога. Социальная позиция педагога складывается из системы его взглядов, убеждений и ценностных ориентации. Профессио­нальная позиция - отношение к педагогической профессии, це­лям и средствам педагогической деятельности. Педагог может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя и т.д. Каждая из этих профессиональных позиций может давать и положительный, и отрицательный эффект в зависимости от личности педагога, от его социальных позиций.

Наиболее глубокой, фундаментальной характеристикой лич­ности педагога по праву считается убежденность. Лицо педагога определяют гуманистическая позиция, стремление нести знания, нетерпимое отношение к недостаткам и нравственным порокам, унижающим достоинство человеческой личности, обостренное чув­ство долга и ответственности; стремление к повышению своей пе­дагогической компетентности и к тому, чтобы стать образцом для воспитанников, способность нести культуру

Следующая важнейшая характеристика педагога - направлен­ность личности. Она является тем каркасом, вокруг которого ком­понуются основные профессионально значимые свойства - интерес к профессии, педагогическое призвание, профессионально-педаго­гические намерения и склонности.

Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положи­тельном эмоциональном отношении к детям, родителям, педаго­гической деятельности в целом и к конкретным ее видам и в стрем­лении к овладению педагогическими знаниями и умениями.

Для педагога, имеющего ярко выраженную педагогическую направленность, характерны следование нормам педагогической этики, убежденность в их значимости. Профессионально-педагогическая направленность личности проявляется и в та­ких качествах, как педагогический долг и ответственность.

В понятии «профессиональный долг» сконцентрированы тре­бования к личности педагога как к профессионалу: осуществлять трудовые функции, правильно строить взаимоотношения с уча­щимися и их родителями, коллегами по работе, осознавать свое отношение к избранной профессии, своему педагогическому кол­лективу и обществу в целом.


В содержании этого понятия находят отражение нравствен­ные требования не только к характеру поступков и отношений в сфере педагогического труда, но и к личным качествам педагога. Такие требования представляют своеобразный кодекс педагоги­ческой морали.

Необходимым качеством для учителя является педагогический такт - интуитивное чувство меры, помогающее дозировать воздействия и уравновешивать одно средство другим. Тактика поведения учителя состоит в выборе стиля и тона в зависимости от времени и места педагогического действия, а также от воз­можных последствий применения тех или иных методов.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств пе­дагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на ко­торой вырастает духовная близость между педагогами и учащи­мися, зарождается доверие. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Педагогическая справедливость - своеобразное мерило объек­тивности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, честности), проявляющейся в его оценках по­ступков учащихся, их отношения к учебе, социально полезной дея­тельности и т. п. Справедливый учитель - это высшая похвала педа­гогу; в ней выражены уважение, признание ума и человечности, доброты и принципиальности, единства личных и деловых качеств.

В.А.Сухомлинский писал: «Справедливость - это основа дове­рия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной спра­ведливости - вне индивидуальности, вне личных интересов, стра­стей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка» (Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969. - С.83).

Проявлением индивидуальной духовной культуры педагога является творческая самоотдача, в которой собственное самоут­верждение неразрывно связано со служением обществу. Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей лично­сти являются потребность в знаниях и признание их самоценно­сти. Стремление к образованию, его непрерывность следует рас­сматривать как норму профессионального и личностного роста педагога.

Познавательная активность включает в себя стремление к уче­нию (желание, интерес), сосредоточенность на предмете познания (в области науки, производства, культуры, общественных отношений и т.д.), глубокое проникновение в сущность явлении и их взаимо­связь, свободное оперирование знаниями, самостоятельность, на­пряженность и интенсивность мыслительной деятельности в решении теоретических и практических задач.