Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Умения общения в педагогическом процессе - это умения рас­пределять внимание и поддерживать его устойчивость; выбирать по отношению к классу и отдельным учащимся наиболее подхо­дящий способ поведения и обращения; анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководст­вуются, определять их поведение в различных ситуациях; созда­вать опыт эмоциональных переживаний учащихся, обеспечивать атмосферу благополучия в классе; управлять инициативой в об­щении, используя для этого богатый арсенал средств, повышаю­щих эффективность взаимодействия.

Педагогическая техника представляет собой совокупность уме­ний и навыков, необходимых для стимулирования активности как отдельных учащихся, так и коллектива в целом. Сюда входят уме­ния выбрать правильный стиль и тон в общении, управлять их вниманием, темпом деятельности, навыки демонстрации своего отношения к поступкам учащихся.

Особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи педагога как одного из важнейших воспи­тательных средств - правильная дикция, «поставленный голос», ритмичное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции.

Кроме названных к умениям и навыкам педагогической техники необходимо отнести следующие: умения управлять своим телом, снимать мышечное напряжение в процессе выполнения педагогиче­ских действий; регулировать свои психические состояния; вызывать «по заказу» чувства удивления, радости, гнева и т.п.; владеть техни­кой интонирования для выражения разных чувств (просьбы, требо­вания, вопроса, приказа, совета, пожелания и т.п.); располагать к себе собеседника, образно передавать информацию, по необходи­мости изменять подтекстовую нагрузку; мобилизовывать творче­ское самочувствие перед предстоящим общением и др.

4. Творчество в педагогической деятельности

Педагогическое творчество. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, про­дуктов (Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. -С. 670). Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций.


Выделяют несколько уровней инноваций:

1) открытие, утверждающее идеи, способные преобразовывать педагогическую действительность;

2) изобретения, разработка и внедрение новых элементов педа­гогических технологий;

3) педагогическое рационализаторство - усовершенствования, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств воспитания и обучения.

В отличие от творчества в других сферах (наука, техника, ис­кусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работаю­щий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педаго­гическую технологию, но она является лишь средством для по­лучения наилучшего в данных условиях результата.

Творческий потенциал педагога формируется на основе двух компонентов: педагогического профессионального и социального опыта.

Без специальной подготовки и знаний успешное педагогиче­ское творчество невозможно. Только эрудированный и имею­щий специальную подготовку педагог на основе глубокого ана­лиза возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы пу­тем творческого воображения и мысленного эксперимента спосо­бен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.

Педагогу приходится часто решать множество типовых и не­стандартных педагогических задач в меняющихся обстоятельст­вах. Решая эти задачи, педагог, как и любой исследователь, стро­ит свою деятельность в соответствии с общими правилами эври­стического поиска: анализирует педагогическую ситуацию; про­ектирует результат в соответствии с исходными данными; ана­лизирует имеющиеся средства, необходимые для проверки пред­положения и достижения искомого результата; оценивает полу­ченные данные; формулирует новые задачи.

Следовательно, творческая педагогическая деятельность скла­дывается из следующих этапов: возникновение замысла, его прора­ботка и преобразование в идею - гипотезу, поиск способа вопло­щения замысла и идеи. Опыт творчества приобретается педагогом при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действитель­ность, и организации как учебной, так и реальной профессиональ­но-ориентированной деятельности будущих педагогов.

Часто сферу проявления творчества педагога непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению пе­дагогических задач. Между тем творчество педагога проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеоб­разным фоном и основанием педагогической деятельности



В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей сво­его профессионального роста и построение программы самосо­вершенствования.

Уровни педагогического творчества. Выделяют следующие уровни педагогического творчества:

1. Воспроизведение готовых рекомендаций (элементарного взаимодействия с классом): педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он дейст­вует «по методичке», «по шаблону», по опыту других учителей.

2. Оптимизация деятельности на уроке, начиная с его планиро­вания, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесо­образном сочетании уже известного педагогу содержания, мето­дов и форм обучения.

3. Использование творческих возможностей живого общения с учениками.

4. Использование готовых приемов с привнесением личностно­го начала, соответствующего творческой индивидуальности педа­гога, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Итак, педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся с усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), пе­реходящий к преобразованию существующего опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразо­вания, что и составляет суть динамики творчества учителя.

Часто творчество связывают только с передовым педагогиче­ским опытом. Однако это не совсем верно. Под передовым опы­том понимают высокое мастерство педагога. Его опыт может и не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но служить образцом для учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством. В этом смысле достигнутое педагогом-мастером представляет собой передовой опыт, достойный распространения. Это характерно для первого и второго уровней педагогического творчества.

Третий и четвертый уровни педагогического творчества со­держат в себе элементы творческого поиска, новизны, оригиналь­ности и обычно приводят к новаторству. Оно открывает новые пу­ти в образовательной практике и педагогической науке. Следстви­ем могут быть как частичные изменения в содержании образования и педагогических технологиях, так и глобальные преобразования в сфере образования. Поэтому именно новаторский опыт подлежит анализу, обобщению и распространению в первую очередь.


Признаки творческой личности. Творческий потенциал любо­го человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом осо­бенностей личности, которые называют признаками творческой личности. Существуют различные перечни таких признаков. Одни авторы выделяют способность личности замечать и фор­мулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; уме­ние вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реально­сти, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неоп­ределенности и поиска.

Другие относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключе­нию мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтерна­тив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизиро­ванных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и спо­собность к обобщению и отбрасыванию несущественного.

Третьи авторы считают личность творческой, если в ее харак­теристике присутствует креативность, т.е. способность превра­щать совершаемую деятельность в творческий процесс.

Условия педагогического творчества. Для осуществления творчества в педагогической деятельности необходимы следую­щие условия:

- временная «спрессованность» творчества, когда между зада­чами и способами их разрешения нет больших промежутков вре­мени (ситуация недостатка времени, «цейтнота»);

- сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;

- отсроченность результата и необходимость его прогнозиро­вания;

- атмосфера публичного выступления;

- необходимость постоянного соотнесения стандартных педа­гогических приемов и нетипичных ситуаций.

Каждый педагог так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является нагляд­ным примером.

5. Профессиональное развитие и самовоспитание педагога


Профессиональный рост и личностное развитие педагога. Гумани­зация как общего, так и профессионального образования связана с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального, во­левого и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя, расширять границы саморазвития и самоосуществления. Такая идеальная гуманистическая цель обра­зования, считал известный философ Э.В.Ильенков, позволит вы­вести каждого человека в его индивидуальном развитии на перед­ний край человеческой культуры, на границу познанного и непо­знанного, сделанного и несделанного. Перевод человека на новый уровень овладения культурой, изменение его отношения к миру, другим людям и к себе, повышение ответственности за свои дейст­вия и их последствия - основной результат гуманизации образова­ния. Идея личностного развития выводит цель современного педа­гогического образования за пределы традиционных представлений о нем как о системе передачи некоторой суммы профессиональных знаний и формирования соответствующих им умении и навыков.

При традиционном подходе педагог выступает лишь в качестве основы жестко регламентированной педагогической деятельно­сти. В рамках же гуманистического подхода целью образования выступает непрерывное общее и профессиональное развитие ин­дивидуальности и личности всех участников педагогического процесса, в том числе и педагога.

В связи с этим меняется и цель профессиональной подготовки педагога. Кроме профессиональных знаний, умений и навыков (профессиональная компетентность) она охватывает и общекуль­турное развитие педагога, формирование у него личностной по­зиции (мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности). Причем это единство выглядит не как сумма свойств, а как качественно новое образование. Оно характеризу­ется таким уровнем развития личности педагога, на котором дей­ствия и поступки определяются не столько внешними обстоятель­ствами, сколько внутренним мировоззрением, установками.

Вхождение в профессию, считают психологи, есть «врастание» в «суперроль», во многом предопределяющую стиль и образ жизни человека. Общая удовлетворенность человека в значительной ме­ре зависит от того, насколько насыщаются его фундаментальные потребности: потребность в творческой самореализации, понима­нии и признании индивидуальных ценностей ближайшим окруже­нием референтных лиц, в развитии и саморазвитии и др.