Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2073

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Усвоение учебного материала также зависит от степени его привлекательности для учащегося. Здесь играют свою роль воз­никающие при работе с учебным материалом эмоциональные (радость, удивление, возмущение, восторг, печаль, сопережива­ние и др.), этические (одобрение, восхищение, негодование и др.) и эстетические (переживание красоты, благоговения, настроения и др.) переживания. Материал, вызывающий положительные эмоции, заучивается легче, чем безразличный и скучный.

Усвоение приемов запоминания не может происходить само со­бой, без вмешательства и помощи со стороны учителя. Он, во-первых, должен разъяснять особенности каждого приема. Однако усвоения только приемов запоминания недостаточно. Поэтому не­обходимо, чтобы учитель позаботился о формировании четких ус­тановок на точность, длительность и прочность запоминания, так как именно они определяют избирательный характер запоминания и результативность воспроизведения.

Развитие мышления и формирование понятий. Исследования показали, что обучение несет в себе содержательный и разви­вающий компоненты, т.е. выступает не только как процесс пере­дачи знаний, но и как средство развития мышления учащихся.

Выделяют три этапа развития мышления: формирование поня­тий, интерпретация данных, применение правил и принципов. В зависимости от ступени освоения этих этапов выделяют четыре уровня развития мышления.

Первый уровень - синкретический. Суждения школьников на этом уровне характеризуются глобальностью и недифференцированностью. В высказываниях школьников отсутствуют объясне­ния причин явлений и какая-либо аргументация. Все суждения категоричны и исходят из субъективной уверенности, основыва­ются на неосознаваемом подражании. Учащиеся абсолютизируют свою позицию и недооценивают позицию партнера.

Второй уровень можно определить как интуитивное овладе­ние суждением и мнением. В высказываниях учащихся преобла­дает уверенность, основанная на мнении авторитетных людей. На этом уровне осознанное подражание преобладает над убеж­денностью.

Третий уровень связан с возникновением зачатков теоретиче­ского обобщения. В своих суждениях школьники начинают ис­пользовать законы науки, общие выводы, отчетливо дифферен­цируют свою и «чужую» мысль, а также систему доказательств.

Четвертый уровень характеризуется развитым теоретическим обобщением и развитием интеллектуальной инициативы.
В обще­нии школьник не просто высказывает определенные суждения, но стремится защитить их, доказать правоту своих взглядов. Само­стоятельность мышления на этом уровне тесно сливается с убеж­дением и становится мощным фактором саморегуляции интеллек­туальной деятельности личности.

В ряде стран (Англия, Австралия, Ирландия, Венесуэла и др.) два часа в неделю отводится специальному обучению мышлению. В зарубежных моделях обучения реализуются различные про­граммы развития мышления: развитие творческого мышления, обучение исследовательским навыкам, программа ориентации на обобщенные мыслительные умения, обучение мышлению как на­выку или комплексу навыков.

В мировой практике разработаны различные варианты моде­лей обучения, основанные на формировании у школьников систе­матических представлений и научных понятий. Они включают по­становку учителем побуждающих вопросов, внешних мыслитель­ных действий и внутренних мыслительных операций, таких, как интерпретация, построение выводов и обобщений. Вопросы, ко­торые побуждают учащихся перечислять предметы, явления, их признаки и свойства, находить основу для объединения предметов или объектов, обладающих тем или иным сходством, выявлять общие характеристики объектов, объединенных в группу, подби­рать категорию для обозначения группы и соотносить все пере­численные объекты с выделенными категориями.

Согласно теории формирования понятий главным на этом пути является обучение, а точнее - содержание обучения. Знания, кото­рые ученик получает, задачи, которые он решает в ходе обучения, определяют его практические, перцептивные и умственные дейст­вия и то, какие стороны явлений выступают для него как значимые и существенные. В свою очередь, это определяет содержание, ха­рактер и форму тех понятий, которые у ученика образуются. Поня­тия ученика - продукт содержания обучения.

Главным орудием передачи этого содержания и формирования понятий служит слово как знак, имеющий соответствующее значе­ние, как объективное выражение и носитель общественного опыта. Употребление слов - способ формирования понятий.

Педагог не просто способствует «самодеятельности» ученика по освоению определенных понятий, а прямо и активно управляет этой деятельностью. Понятия служат для ориентировки в деятельности.

Известный психолог П.Я.Гальперин изучал возможности ос­воения учащимися новых содержательных понятий. Его методика получила название поэтапного формирования умственных дейст­вий. При обычном обучении ученики вынуждены сами искать нуж­ные существенные (ориентировочные) признаки и подбирать под­ходящие для этого действия, поэтому ошибки являются неизбеж­ными. Понятия формируются не всегда верные и полные, и сам процесс формирования понятий растягивается на неопределенный срок. П.Я.Гальперин считал, что задача учителя обучать поняти­ям, передавать опыт поколений, сохранившийся в понятиях. Глав­ное - он должен научить учащихся способам использования поня­тий. Отсюда следует, что нельзя заставлять их самостоятельно оты­скивать существенные признаки вещей, закрепленные в понятиях.



Для того чтобы понятия формировались полно и безошибоч­но, учитель должен давать ученику все существенные признаки объектов и обучать его пониманию, каких операций требует вы­явление или воспроизведение каждого признака.

Передача учащемуся образцов начинается с формулировки схемы - алгоритма, который исчерпывающе указывает, какие признаки объекта и в какой последовательности следует выде­лять, какие действия следует выполнять при наличии тех или иных признаков, какие результаты могут давать эти действия, под какое понятие следует подвести объект при получении того или иного результата. Многократное использование этого алго­ритма применительно к различным конкретным объектам (образцам) формирует у учащегося соответствующее понятие.

Этот путь П.Я.Гальперин назвал вторым типом обучения (первый тип - традиционное обучение).

Им же предложен и несколько иной путь. В качестве объектов ориентировки учащемуся даются не конкретные образцы, а об­щие принципы и структуры изучаемого класса предметов (явлений). В этом случае учащийся сам, исходя из общих прин­ципов, строит ориентировочную основу действия для конкрет­ных объектов. П.Я.Гальперин назвал его третьим типом обуче­ния. Были проведены многочисленные экспериментальные ис­следования, которые показали, что указанные принципы дейст­вительно позволяют добиться существенного улучшения обуче­ния понятиям. В частности, они ускоряли усвоение понятий, обеспечивали их полноту, гибкость и безошибочное примене­ние, позволяли формулировать сложные и абстрактные понятия в значительно более раннем возрасте.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что усвоение необходимого понятийного аппарата должно происхо­дить в процессе целенаправленного обучения.

В течение длительного времени (начиная с времен Френсиса Бэкона) теории обучения отдавали предпочтение индуктивному способу познания, который опирался на личный опыт ребенка, на непосредственное изучение предметов внешнего мира. Дедукция, т. е. опосредованный способ познания, пришел в теорию обучения гораздо позже, хотя известно, что средневековые теории обучения были чисто логическими, т.е. дедуктивными. Увлечение индук­тивным методом привело к утверждению приоритета принципа наглядности, даже к некоторой абсолютизации этого принципа, к внедрению лабораторных занятий, которые подчас приводили к нарушению логики усвоения учебных предметов, к нарушению системы знания и тормозили развитие мышления. Сегодня уже не вызывает сомнения необходимость использования в процессе обучения и индуктивных (от частного к общему) и дедуктивных (от общего к частному) методов познания.


Влияние эмоций на результаты обучения. Познавательные про­цессы, разворачивающиеся в процессе учебной деятельности, почти всегда сопровождаются положительными и отрицательными эмо­циональными переживаниями. Это объясняется тем, что эмоцио­нальные процессы (эмоции, чувства, настроения, аффекты, стрессы, страсти) способны оказывать регулирующее и активизирующее влияние как на процессы восприятия, памяти, мышления, воображе­ния, так и на личностные проявления (интересы, потребности, моти­вы и др.). Таким образом, эмоции являются определенным регулято­ром деятельности человека. В работах В.В.Давыдова, посвященных развивающему обучению, показано, что эмоциональные процессы играют роль «механизмов эмоционального закрепления».

В познавательной деятельности также можно выделить эмо­циональную составляющую. К настоящему времени эксперимен­тально установлено, что с помощью эмоций достигается успеш­ность в решении не только отдельных мыслительных задач, но и всей познавательной деятельности в целом.

В учебную деятельность эмоциональная составляющая вклю­чена не в качестве сопровождающего, а в качестве ведущего ком­понента. Она во многом определяет не только успешность резуль­тата учебной деятельности, но и формирование личностных структур ребенка.

Эмоции воздействуют на все основные психические функции. Рассмотрим, как это происходит.

В результате многочисленных исследований выяснено, что эмоции оказывают сильное влияние на память человека. Положи­тельные эмоции эмоционально окрашивают наиболее удачные и результативные действия, возникающие в ходе выполнения учеб­ных задач. Такое окрашивание способствует лучшему запомина­нию учебного материала.

В течение длительного времени сохранялось представление о том, что приятное запоминается лучше, чем неприятное. Однако в последнее время получены данные, свидетельствующие о том, что и неприятная информация надолго «застревает» в памяти человека. Оказывается, запоминается не только хорошее или плохое, но и яркое, сильное, эмоциональное, выходящее за рам­ки обычного.

Эмоциональные события, оцениваемые человеком как прият­ные или, наоборот, неприятные, запоминаются лучше, чем собы­тия индифферентные, т. е. безразличные. Эта закономерность бы­ла подтверждена в экспериментах на запоминание бессмысленных слогов: если они сочетались с очень привлекательными (или не­привлекательными) лицами на фотографиях, то запоминание бы­ло гораздо эффективнее, чем в том случае, когда на фотографиях были лица, не бросающиеся в глаза. При определении аффектив­ной тональности слов было установлено, что слова также способ­ны вызывать приятные или неприятные ассоциации. Эмоцио­нальные слова запоминались лучше, чем неэмоциональные. Если слова входили в эмоциональную фазу, то их воспроизведение на­много увеличивалось. Доказано, что существует эффект селектив­ного (избирательного) запоминания эмоциональных слов, и по­этому слова имеют ценный эмоциональный ранг.


Исследовалось также влияние эмоциональных состояний чело­века на процесс развития мышления. Оказалось, что никакое дви­жение мыслительного процесса невозможно без эмоций.

Эмоции сопровождают наиболее творческие виды мыслитель­ной деятельности. Даже искусственно вызванные положительные эмоции могут оказать положительное влияние на решение задач. У ребенка, находящегося в хорошем настроении, больше упорст­ва, он решает большее количество задач, чем в нейтральном со­стоянии.

Эмоции, возникающие в результате мыслительной деятельно­сти, получили название интеллектуальных эмоций. К ним относят те эмоции, которые констатируют успех или неуспех мыслитель­ной деятельности (т.е. эмоции переживания успеха или неуспеха), а также эмоции, предвосхищающие успех или неуспех.

На разных фазах мыслительной деятельности возникают интел­лектуальные эмоции разного характера. На первой фазе мысли­тельного процесса возникают эмоции удивления. Они позволяют осознать проблему и выбрать средства для его преодоления. На следующей фазе мыслительного процесса возникают эмоциональные догадки. Именно эмоция догадки сигнализирует о получении ново­го смыслового образования и о появлении возможности его даль­нейшего использования. Эти догадки есть следствие прошлого опыта человека, его знаний. На этом этапе у человека формируется уверенность или сомнение в том, что мыслительная деятельность протекает правильно.

Когда возникает уверенность, человек начинает действовать бо­лее определенно и еще больше включается в мыслительный про­цесс. Сомнения же свидетельствуют о возможной бесперспективно­сти дальнейшего хода мыслительного процесса.

Следовательно, эмоции определяют направление хода мысли­тельной деятельности.

Значительное количество эмоций возникает на завершающей фазе мыслительного процесса, когда проверяется правильность решения задачи. Именно с результатами мышления связано наи­большее число как положительных, так и отрицательных эмо­ций: радость, восторг, восхищение, чувство удовлетворения, об­легчения или неудовлетворения, разочарования, скепсиса, тре­вожности.

К.Д.Ушинский считал, что интеллектуальные эмоции вызы­ваются течением мыслительного процесса с его остановками, ту­пиками и противоречиями. Ведущей интеллектуальной эмоцией, функционирующей на всех этапах мыслительного процесса, являет­ся