Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2078

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6. Чем отличаются концепции, ориентированные на личностное развитие учащихся, от концепций психического развития?

7. По каким направлениям у ребенка осуществляется развитие восприятия в ходе обучения?

8. Какие факторы влияют на результаты заучивания учебного материала? Что необходимо делать педагогу для развития памяти у учащихся?

9. Какие известны ступени формирования мышления? Сколько и какие ти­пы обучения существуют?

10. Какое влияние (положительное или отрицательное) оказывают эмоции на процесс обучения?

11. Чем отличается навык от умения? Что является более прочным?

Литература

Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический процесс. - М., 1977

Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1987.

Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее разви­тие. -М., 1989.

Зонков Л. В. Развитие школьников в процессе обучения. - М., 1967.

Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.

Кулюткин Ю. Н. Эвристические методы в структуре решений. - М., 1970.

Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980.

Начальное образование в России: инновации и практика. - М., 1994.

Слуцкий В. И. Элементарная педагогика. - М., 1992.

Хамская Е.Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции. - М., 1992.


Глава 7 СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ФАКТОР РАЗВИТИЯ

1. Сущность содержания образования и его компоненты

Понятие содержания образования. В процессе обучения реали­зуется содержание образования, которое выступает одним из основных средств и факторов развития. Оно представляет собой особый «разрез» образования, не затрагивающий технологию.

Традиционная педагогика ориентирована на реализацию пре­имущественно образовательных функций школы. Содержание об­разования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготов­ки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы (Педагогический словарь. - М., I960). Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.

При таком подходе в центре внимания находятся знания как ре­зультаты духовного богатства человечества, накопленного в про­цессе поисков и исторического опыта. Знаниево-ориентированное содержание образования способствует социализации личности, вхождению человека в социум. С этой точки зрения содержание образования является жизнеобеспечивающей системой.

Однако при знаниево-ориентированном подходе к содержанию образования знания выступают абсолютной ценностью и засло­няют собой самого человека. Это приводит к идеологизации и регламентации научного ядра знаний, их академизму, ориентации содержания образования на среднего ученика и другим негатив­ным последствиям.

В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к вы­явлению сущности содержания образования.

При личностно-ориентированном подходе к сущности содержа­ния образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает сво­боду выбора содержания образования с целью удовлетворения обра­зовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей лич­ности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.



Личностно-ориентированное содержание образования направ­лено на развитие природных особенностей человека (здоровья, спо­собностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие природных, социальных и культурных начал осуществляется в контексте общечеловеческих, национальных и региональных ценностей.

Смена подходов к сущности содержания образования показы­вает, что содержание образования имеет исторический характер. Определяется оно целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания меняется и со­держание образования.

Известно, что образование как социальное явление возникло из прагматической потребности людей в знаниях, которые были необходимы для обеспечения их жизнедеятельности. Накопление и углубление знаний, рост образованности общества привели к появ­лению культурологической функции знания, связанной с представ­лениями о вселенной, человеке, искусстве и др. Именно эти две тен­денции (прагматическая и культурологическая) определили на­правления в различных культурах и цивилизациях.

В эпоху Возрождения и в XVIII-XIX вв. в связи с утверждени­ем идей гуманизма появляются концепции целостного развития личности и осуществляются попытки их реализации. Это под­тверждают «Школа радости» В. де Фельтре, в которой ребенку предоставлялась возможность свободного физического и умст­венного развития; теория свободного воспитания Ж.Ж.Руссо, предлагавшего в развитии ребенка следовать за спонтанными проявлениями его совершенной природы; идеи И.Г.Песталоцци о полном развитии всех сущностных сил формирующегося чело­века путем вовлечения их в активную жизнедеятельность. Эти прогрессивные идеи явились теоретическим обоснованием таких течений в педагогике, как Новые школы во Франции, Швейца­рии, элитарные школы в США, Германии, Австрии. Сторонники этих течений связывали образование и воспитание ребенка с природой, свободным развитием, естественными, типа семей­ных, отношениями между детьми и взрослыми. Постепенно идея развития целостной человеческой личности, возвращения чело­века самому себе, имеющая общечеловеческий смысл и обще­человеческую ценность, становится доминирующей в педаго­гике. Сегодня она определяет содержание современного обра­зования.


Основные компоненты содержания образования. Понятие со­держания образования включает ряд компонентов. Можно выде­лить следующие компоненты содержания образования: когнитив­ный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт твор­чества и опыт отношений личности.

Когнитивный опыт личности. Этот компонент включает систе­му знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах дея­тельности, усвоение которых обеспечивает формирование в созна­нии учащихся научной картины мира, вооружает диалектическим подходом к познавательной и практической деятельности. Он по праву считается основным, поскольку без знаний невозможно ни одно целенаправленное действие.

Знания как основной элемент содержания общего образования -это результат познания действительности, законов развития природы, общества и мышления. В них выражается обобщенный опыт людей, накопленный в процессе социально-исторической практики. Знания - это отражения свойств вещей, предметов и явлений действительности, переработанные в категориях чело­веческого опыта.

Содержание образования включает в себя следующие виды знаний:

- основные понятия и термины, отражающие как повседнев­ную действительность, так и научные знания;

- факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

- основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;

- теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;

- знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;

- оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.

Названные виды знаний отличаются друг от друга функциями в обучении, а также используемыми технологиями. Основные функ­ции знаний могут быть сведены к следующим: средство создания общей картины мира, инструмент познавательной и практической деятельности, основа целостного научного мировоззрения.

Опыт осуществления способов деятельности (практический опыт).
Знания о способах осуществления деятельности содержат­ся уже в первом компоненте содержания общего образования и базовой культуры личности. Но одних знаний недостаточно. Нужно усвоить опыт их применения, т. е. умения и навыки, выра­ботанные человечеством.

Внешние (практические) и внутренние (интеллектуальные) на­выки и умения могут быть общими для всех учебных предметов (составить план, выделить существенное, сравнить, сделать выво­ды и т. п.) и специфическими, формирующимися и проявляющимися только в рамках учебных предметов (решение физических или ма­тематических задач, постановка опытов по химии и т.п.).

К общеинтеллектуальным умениям и навыкам вплотную при­мыкают общеучебные: конспектирование, аннотирование, работа с учебником, словарями, справочниками и т.п.

Таким образом, практический компонент содержания образова­ния составляет система общих интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихся основой конкретных видов дея-тельностей и обеспечивающих способность молодых людей к со­хранению культуры. К этим видам деятельности относятся позна­вательная, трудовая, художественная, общественная, ценностно-ориентационная, коммуникативная.

Познавательная (учебная и внеучебная) деятельность расширя­ет кругозор школьника, приобщает его к чтению как одному из важнейших средств познания мира, развивает любознательность и формирует потребность в самообразовании, способствует интел­лектуальному развитию и систематическому овладению научны­ми знаниями.

Трудовая деятельность направлена на создание, сохранение и приумножение материальных ценностей (предметов культуры). Это может быть самообслуживающий, общественно полезный и про­изводительный труд. Организация трудовой деятельности пред­полагает сочетание бескорыстной и оплачиваемой работы, что необходимо для формирования уважительного отношения к ма­териальным ценностям как средствам существования человека.

Художественная деятельность развивает эстетическое миро­ощущение, потребность в прекрасном, способность к художествен­ному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимули­рует художественную самодеятельность учащегося.

Общественная деятельность содействует социализации школь­ника, формирует его гражданскую позицию, приобщает к актив­ному преобразованию действительности.

Ценностно-ориентационная деятельность направлена на рацио­нальное осмысление учащимся общечеловеческих и этнических ценностей, осознание личной причастности к миру во всех его про­явлениях, становление их как субъектов социальных отношений.