Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При многоцелевом назначении в учебном процессе ТСО имеют доминирующие функции - они служат главным образом осознан­ному усвоению научно-теоретических знаний. В предметах, где главным является формирование отношений, художественное воспитание и образование, технические средства выступают ис­точником создания образа, эмоционального воздействия на уча­щихся. Последнее должно быть во всех учебных предметах.

ТСО делятся на три группы: информационные - служат переда­че информации от учителя к учащимся (прямая связь), контроли­рующие - служат определению степени и качества усвоения ин­формации учащимися (обратная связь) и обучающие - служат обу­чению учащихся по определенной программе.

Обучающие ТСО наиболее перспективны. Они характеризуют­ся тремя чертами: подают учебный материал небольшими пор­циями, после каждой порции следует контрольный вопрос, уча­щиеся имеют возможность немедленного самоконтроля.

Новейшие обучающие ТСО - тренажеры и комплексы на базе персональных компьютеров позволяют учащимся работать ак­тивно, устанавливая индивидуальную скорость усвоения мате­риала. Возможности компьютеров в обучении огромны. Как средство обучения они могут использоваться в нескольких функциях: для обучения некоторым способам деятельности, особенно практическим; для индивидуализации обучения; для контроля и самоконтроля; как средство, позволяющее модели­ровать явление и исследовать его изменение в зависимости от условий; для наглядности, организации дидактических игр каче­ственно нового уровня; для организации необходимой инфор­мационной среды.

Специфически сложным является вопрос о взаимоотношении технических средств обучения с учителем. И дело тут не только в том, что, как и какую технику, ТСО надо осваивать. Для этого учи­телю необходимо учиться разбираться в их устройстве и управлять ими. ТСО, как любой инструмент, расширяет возможности челове­ка (в данном случае в обучении), но требует к себе внимательного и заботливого отношения, специфических знаний и умений. Дело в другом: «помогая» учителю и частично заменяя его, что в значи­тельной части относится к использованию компьютеров в старших классах, ТСО «вытесняет» учителя. В педагогической литературе достаточно много написано на эту тему. Но полностью вытеснить учителя из школы невозможно (время работы на компьютере уча­щегося ограничено по медицинским показателям 20-30 мин в день для начальной школы и несколькими часами для старшей). Ши­рокое использование компьютеров в старших классах может при­вести лишь к изменению характера деятельности учителя на этих уроках, но не к его полному вытеснению.


Лабораторное оборудование создается в имеющихся учебных кабинетах и лабораториях физики, химии, биологии и др. Подоб­ная специализация учебных кабинетов необходима, поскольку способствует более углубленному «проникновению» учащихся в тайны предмета, что ведет к повышению качества и количества учебных знаний и умений.

3. Средства обучения на уровне предмета

Система условных обозначений различных дисциплин. В обуче­нии используются различные системы условных обозначений. Наиболее показательной в этом смысле является математика. Ма­тематические символы, знаки действий и т.д. представляют собой целостную систему условных обозначений. Своеобразным являет­ся система обозначений, принятых в химии. Физика, широко ис­пользуя математический аппарат, в то же время сформировала свою систему знаков. Совершенно особый, не буквенно-цифровой подход заложен в системе обозначений музыкальных звуков. Соз­данная человечеством нотная грамота позволяет записывать лю­бую звучащую мелодию. Существуют и другие системы условных обозначений. Особенно большое число их разработано в области компьютерного программирования (все существующие на сегодня языки программирования обладают своей системой знаков).

Большинство из этих систем становятся международными и, несмотря на языковый барьер между странами, входят в их куль­туру, становясь неотъемлемыми компонентами. В качестве при­мера таких общемировых систем можно привести математический язык, который благодаря интенсивному научному обмену учены­ми разных стран содержит единые символы и понимается в любой стране мира.

Интересно и то, что некоторые лингвистические языки, начи­ная доминировать в какой-то профессиональной области, приоб­ретают свойства системы условных обозначений. Такое явление происходит сегодня с английским языком в области программи­рования - он стал ведущим для всех разработчиков программ и сегодня считается признанным языком программирования. По-видимому, такое явление произошло в связи с тем, что англогово­рящие страны первые начали разрабатывать эту профессиональ­ную область и продолжают занимать доминирующую роль в раз­витии этой области.

Искусственная среда для накопления навыков по предмету. Важнейшим средством выработки учебных навыков на уроке яв­ляется отдельное упражнение. Именно оно позволяет учащемуся сформировать и затем закрепить новое умение. Однако более длительное и интенсивное воздействие позволяет добиваться значительно лучших результатов. Из литературы известно, что использование метода «погружения в предмет» дает более высо­кие результаты, чем традиционные методики обучения. Особен­но хорошо это видно на примере преподавания иностранных языков. Здесь даже разработаны методики «погружения» в язык. По мнению методистов, практическое овладение иностранным языком быстрее всего происходит в условиях естественной язы­ковой среды, которая является основным средством обучения языку. В связи с невозможностью создать такую среду в школах складывается искусственная языковая среда путем применения вспомогательных средств обучения - учебников, схем, таблиц, грампластинок, слайдов, кинофильмов, магнитных записей ино­язычной речи, компьютерных программ и т.п. Указанные сред­ства необходимы для формирования автоматизированных навы­ков устной речи и мышления с помощью многочисленных тре­нировочных упражнений.



Учебники и учебные пособия. Поскольку учебник (вариативные учебники) в силу необходимости почти всегда сочетается с другими учебными книгами и дидактическими материалами, будем назы­вать эту систему учебным комплектом или просто учебной книгой.

Учебник выполняет целый ряд функций: информационную, управленческую (имеется в виду руководство учебной деятельно­стью), интегрирующую, координирующую, развивающе-воспитывающую и функцию самообразования. Центральной функцией учебника, как отмечают все исследователи учебника, является ин­формационная. Эта функция может быть реализована, если будут реализованы три другие функции: руководство учебной деятель­ностью, интегрирующая и координирующая. Развивающе-воспитывающая функция учебника, которая пронизывает все его функции, служит в дальнейшей жизни ученика его самообразова­нию и самовоспитанию.

В учебных предметах разных типах перечисленные выше функ­ции, будучи общими для всех учебников, реализуются по-разному. Информационную функцию, к примеру, в наибольшей степени реализуют учебники по предметам с ведущим компонентом «научные знания». В этих учебниках в целом зафиксировано все предметное содержание, и они характеризуются относительной полнотой. В меньшей степени информационная функция реализу­ется в учебниках по предметам, где главное внимание сосредото­чено на способах деятельности. В ограниченной мере учебник может использоваться в качестве источника информации по учеб­ным предметам с ведущим компонентом «художественное обра­зование и эстетическое воспитание». В этих предметах очень важ­ны сами первоисточники: музыкальные и художественные произ­ведения, живопись. Кроме того, и содержание научной информа­ции в предметах различного типа также меняется. В предметах по основам наук раскрывается сущность явлений, их закономерно­сти, теория. В этих предметах прежде всего объясняются явления, в отличие, скажем, от предметов, ориентированных на формиро­вание практических способов деятельности. В последних значи­тельный объем занимают нормативные правила.

Руководство учебной деятельностью реализуется в учебнике посредством аппарата организации усвоения учебного материала. Этот аппарат состоит из двух частей: вспомогательных знаний, включенных в ткань учебного материала, заданий и внетекстово-го компонента (иллюстративный материал, ориентиры усвоения предметного материала и пользования самим учебником). В учеб­никах по предметам с ведущим компонентом «научные знания» управление процессом усвоения учебного материала явно недоста­точно. Однако есть и принципиальные ограничения полного алго­ритмического предписания для усвоения научно-теоретических знаний. Полный алгоритм усвоения знаний, имеющих мировоз­зренческую направленность или очень большую сложность, соз­дать нельзя. Скажем, такое понятие, как «масса», или знание первого закона Ньютона, требуют для своего формирования значи­тельной работы мысли ученика. Все задания лишь помогают ему понять содержание, конкретизировать его, показывают связь на­учных знаний с жизнью, учат применению знаний в жизни. Твор­ческие задания, развивающие мыслительные операции и интел­лектуальные структуры учащихся, не самодостаточны для усвое­ния научно-теоретического содержания. Для организации усвое­ния учебного материала, например по естественнонаучным дис­циплинам необходимы лабораторные работы, практикумы, де­монстрация различных явлений и процессов, научных приложе­ний, обращение к наблюдениям за явлениями действительности.


Управленческая функция учебников больше реализуется в группе предметов с ведущим компонентом «способы деятельности». Для этой группы предметов можно дать необходимый комплекс науч­ных знаний, алгоритмов, описывающих эту деятельность, и опре­деленные задания на ее применение. Но для полной организации овладения учебным содержанием учебник недостаточен, ибо нуж­ны практические работы. Меньше всего возможностей для управ­ления познавательной деятельностью учащихся в учебниках по учебным предметам, направленным на нравственно-эстетическое воспитание учащихся.

Управление познавательной деятельностью учащихся в учеб­никах по различным типам учебных предметов реализуется по-разному. В наименьшей степени эта функция реализуется учебни­ком в предметах эстетического цикла; достаточно ограничена в учебниках по основам наук; в наибольшей степени в учебниках по предметам с ведущим компонентом «способы деятельности».

От полноты реализации этих двух функций - информационной и управленческой - зависит реализация учебником одного аспекта функции самообразования - быть средством самостоятельной ра­боты учащихся: самообучения и самоконтроля. Пропуски занятий учащимися в известном смысле неизбежны, поэтому необходимо научиться самостоятельной работе по овладению учебным мате­риалом. Все учебники должны быть доступны для изучении их без учителя. Но не все действующие учебники в одинаковой степени, к сожалению, выполняют эту функцию.

Дидактические материалы. Учебник является одним из ведущих и организующих элементов системы средств обучения. Однако на практике значительнее удобнее использование не отдельного учеб­ника, а комплекта учебных пособий куда входят учебник и дидак­тические материалы на печатной основе, специально разработан­ные для данного учебника и предлагаемой методики преподавания.

Методические разработки (рекомендации) по предмету. Опосре­дованным, или косвенным, средством обучения выступают мето­дические рекомендации для учителей. Они не являются непосред­ственным средством, с которым работает ученик и которое помо­гает ему усвоить учебный материал, однако рекомендации опре­деляют ход всего процесса обучения, характер той методики, ко­торую применяет учитель, преподавая предмет. Рекомендации являются как бы изложенным на бумаге прообразом методики преподавания и предлагаемого процесса обучения по предмету.


Совершенно обоснованно считается, что для учителя лучшим является не отдельный учебник и даже не учебный комплект (учебник и дидактический материал к учебнику), а учебно-методический комплект, который кроме учебника и дидактиче­ского материала для учащихся содержит еще и методические ре­комендации для учителя с объяснениями, как использовать дан­ный учебник, на что обращать особое внимание, и с поурочными разработками. В методических рекомендациях обычно показыва­ется логика построения каждого урока, его основные моменты. Указывается (с номерами и страницами), какой материал берется из учебника, какой из дидактического материала. Если необходи­мо, то приводится дополнительный материал для объяснения и раскрытия сути прорабатываемой темы.

Первоисточники выступают одним из важнейших средств обуче­ния. Однако их значимость в предметах различных типов неодина­кова. Для предметов гуманитарного цикла первоисточники играют ведущую роль в обучении. К примеру, для литературы, хотя уча­щийся и имеет учебник по этому предмету, важнейшим компонен­том деятельности является изучение литературных произведений. Тоже относится и к музыке, рисованию. При изучении естественно­научных предметов учащиеся их почти не используют. Учебники по этим предметам содержат в себе все необходимое для усвоения учебного материала и роль первоисточников здесь минимальна.

4. Сочетание средств обучения на уроке

В процессе обучения возникает необходимость сочетания эле­ментов системы средств обучения друг с другом. Наибольшую эффективность в обучении дает использование точно подобран­ной системы средств обучения. Именно поэтому необходимо рас­сматривать не только средства обучения отдельно, но и варианты их сочетания и взаимодействия. Мы рассмотрим сочетание ос­новных средств обучения: речи учителя (изложения) с учебником, речи с наглядными средствами обучения и ТСО, а также учебника с другими элементами системы средств обучения.

Текст изложения учителем материала отличается от текста из­ложения учебника: речевой формой, наличием определенных вспомогательных фоновых знании, конкретными дополнительными по­яснениями к способам деятельности. Учитель может применить и иной комплекс наглядных средств, нежели в учебнике, в зависимо­сти от подготовленности учащихся, фактора времени, оснащенно­сти школы наглядными пособиями и кабинетами. Однако содержа­ние устного изложения и учебника должно быть, как правило, оди­наково по смыслу, глубине и логике доказательства (во избежание перегрузки учащихся). Главным во взаимодействии изложения учи­теля и учебника является то, что изложение учителя, отличаясь от текста учебника, направлено на понимание последнего.