Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Последний цикл повторения весьма полезно в течение 10-15 мин проводить непосредственно перед сном в спокойном со­стоянии. Это создает оптимальные условия для более глубокого усвоения изучаемого материала.

5. Очень важно, чтобы для выполнения домашних заданий у ре­бенка было свое постоянное место и отводилось для этого одно и то же время дня. Это правило при всей кажущейся простоте имеет су­щественное значение для эффективности домашней работы. Посто­янные место и время способствуют быстрому сосредоточению вни­мания учащегося, приучают к дисциплине процесса учения.

Таковы наиболее существенные правила оптимальной орга­низации умственного труда, которые следует знать всем уча­щимся и которых они должны придерживаться при выполнении домашней работы.

Многообразие и сложность правил выполнения домашней рабо­ты обусловливают необходимость проведения специальной работы с учащимися по формированию у них соответствующих умений и навыков. Учащимся следует помочь обрести навыки работы с учеб­ником и правильной последовательности выполнения письменных и устных заданий, освоить приемы повторения и самоконтроля, выработки рационального режима работы и отдыха и т.д.

Факультативные и дополнительные занятия. Наряду с обяза­тельными учебными занятиями в общеобразовательных учреж­дениях используются и разнообразные формы учебной работы, проводимой вне рамок учебных занятий (расписания уроков). Такие формы учебных занятий называются внеклассными или внеурочными.

В первую очередь к внеклассным занятиям относятся факуль­тативные занятия. Как самостоятельная форма организации те­кущей работы они появились в конце 60 - начале 70-х годов во время проведения очередной реформы системы образования, затрагивающей в основном содержание школьного образования. Факультативные занятия представляют собой сверхпрограммные занятия, право выбора которых остается за учащимся, а посеще­ние осуществляется на добровольной основе.

Факультативные занятия призваны решать следующие задачи: а) удовлетворять запросы учащихся в углубленном изучении от­дельных учебных предметов; б) развивать учебно-познавательные интересы и способствовать повышению познавательной активно­сти; в) способствовать развитию творческих способностей и инди­видуальных особенностей учащихся.

Содержание факультативных занятий представляет собой до­полнение к учебной программе. Оно может включать в себя либо более глубокое изучение отдельных тем и разделов школьной программы, либо новые темы, не входящие в школьную програм­му, но крепко связанные с ней.


Помимо учебных занятий, обязательных для всех учащихся, специально для слабо успевающих учащихся проводятся допол­нительные занятия. Дополнительными занятиями называют сверхпрограммные занятия с одним или группой учащихся по до­полнительной отработке пройденного на уроках материала.

Форма и время проведения дополнительных занятий жестко не регламентируются. Это может быть занятие-консультация, на ко­торой учитель еще раз излагает новый материал для тех, кто не по­нял его на уроке, или беседа с двумя-тремя учащимися по тематике классной работы, в которую вкраплено выполнение письменных заданий. Время таких занятий может быть и 20 мин, и 1 ч. Воз­можно и выполнение учащимися самостоятельной работы, по окончании которой они уходят.

Другие формы внеклассной учебной работы. Принято считать, что внеклассная работа носит для учащихся добровольный харак­тер и призвана удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы, а для их проведения не требуется полного состава класса. Считается также, что в них по собственному жела­нию могут участвовать учащиеся различных классов. К таким формам внеклассной учебной работы относят предметные круж­ки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.

Предметные кружки и научные общества создаются на добро­вольных началах из учащихся одной параллели или же, если же­лающих немного, из учащихся соседних классов (V-VI, VII-VIII классов и т.д.). В них входят учащиеся, которые стремятся к рас­ширению и обогащению своих знаний, имеющие склонность к рисованию, лепке, техническому творчеству, к проведению опыт­ной работы по биологии, химии, физике и т.д. Ведут работу кружков учителя-предметники.

Кружковая работа включает в себя более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают ин­терес учащихся. Содержанием их деятельности могут быть изуче­ние новейших достижений науки и техники, опытная работа, мо­делирование, ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей, деятелей культуры.

Олимпиады, конкурсы, выставки ученического творчества орга­низуются для повышения познавательной активности учащихся по учебным дисциплинам (математике, физике, химии, родному и иностранному языкам, литературе) и развитию их творческих способностей. Проведение этих форм внеклассной работы гото­вится заранее: составляется план проведения таких мероприятий по школе, проводится серия подготовительных мероприятий, уча­щимся задаются задания, открыто проводится выявление лучших школьников. Проведение таких мероприятий обращает на себя внимание учащихся и повышает у них интерес к учебному предме­ту. Кроме того, олимпиады и конкурсы помогают выявлять и раз­вивать более способных и одаренных учащихся. Характер, широта и глубина подготовки к ним позволяют косвенно оценить стиль работы учителя, уровень его творческих и организаторских спо­собностей.



Контрольные вопросы

1. Чем отличается метод обучения от формы обучения?

2. Какие вы знаете формы организации деятельности учащегося? В чем их основное отличие друг от друга?

3. Какие формы организации учебной работы использовали учителя, ко­гда вы учились в школе? Какие формы организации текущей учебной работы еще могли бы использовать учителя?

4. Какие существуют формы обучения? Назовите основные признаки каж­дой из них.

5. Какие классификации уроков вам известны? Какая классификация наи­более удобна? Почему?

6. Какие правила выполнения домашней работы должны знать и выпол­нять учащиеся?

7. Какие формы организации текущей учебной работы наиболее эффек­тивны для обучения?

8. Зачем нужны формы внеклассной учебной работы? Какие из них вы бы использовали в своей школе?

Литература

Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее разви­тие.-М., 1989.

Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О.В. Долженко -М.,1986.

Махмутов М. И. Современный урок. - М., 1983.

Харламов И. Ф. Педагогика: Учебное пособие. - 2-е изд. - М., 1990.

Чередов И. М. Система форм организации обучения в советской общеоб­разовательной школе. - М., 1987.


Глава 11 СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1. Понятие о средствах обучения и их сущность

Понятие о средствах обучения. Приступая к рассмотрению средств обучения в педагогическом процессе, необходимо дать ответ на следующие вопросы: что понимается в науке под средст­вом обучения, каковы главные функции средств обучения и на каком основании они выделяются; что понимается под системой средств обучения, какие элементы входят в нее, какие нерешенные проблемы связаны с системой средств обучения?

В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «средство обучения». Одни авторы применяют его в узком смысле, имея в виду средства-инструменты, которые служат достижению общеобразовательных и воспитательных целей обучения. Другие к средствам обучения помимо материальных средств-инструментов относят интеллектуальные средства осуществления мыслительной деятельности, которые дают возможность человеку проводить опосредованное и обобщенное познание объективной действи­тельности. Третьи подразделяют средства обучения на средства учения, которыми пользуется ученик для усвоения материала и собственно средства обучения, т.е. средства, которые использует педагог для создания условий учения для ученика. Четвертые, рассматривая средства обучения в широком смысле, обозначают этим термином все содержание и весь проект обучения и собст­венно средства-инструменты обучения.

Ни в коей мере не отвергая ценности ни одного из разработан­ных подходов, попытаемся рассмотреть средства обучения как некую наиболее полную систему, различные подсистемы которой могут представлять собой тот или иной подход.

Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время дос­тигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое на­значение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным харак­теристикам. В обучении иностранным языкам, например, - создать иллюзию общения в иноязычной среде для быстрейшего освоения обучающимся языка [11б]. П.И.Пидкасистый понимает
под средст­вом обучения материальный или идеальный объект, который исполь­зован учителем и учащимися для усвоения знаний. По-видимому, та­кое определение является наиболее емким и в большей степени от­ражает современную точку зрения на средства обучения.

Можно выделить две большие группы средств обучения: сред­ство - источник информации и средство - инструмент освоения учебного материала. Тогда можно сказать, что средствами обуче­ния называются все объекты и процессы (материальные и мате­риализованные), которые служат источником учебной информа­ции и инструментами (собственно средствами) для усвоения со­держания учебного материала, развития и воспитания учащихся.

Все средства обучения разделяются на материальные и идеаль­ные. К материальным средствам относятся учебники, учебные по­собия, дидактические материалы, книги-первоисточники, тесто­вый материал, модели, средства наглядности, технические средст­ва обучения, лабораторное оборудование.

В качестве идеальных средств обучения выступают общеприня­тые системы знаков, такие, как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дис­циплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), достиже­ния культуры или произведения искусства (живопись, музыка, ли­тература), средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграм­мы, фото и т.п.), учебные компьютерные программы, организующе-координирующая деятельность учителя, уровень его квалификации и внутренней культуры, методы и формы организации учебной дея­тельности, вся система обучения, существующая в данном образо­вательном учреждении, система общешкольных требований.

Необходимо заметить, что обучение становится эффективным в том случае, когда материальные и идеальные средства обучения используются вместе, дополняя и поддерживая друг друга. Очевид­но, что учитель не может обучать ребенка только словом, не используя наглядный материал в начальных классах и компьютеры, лабораторное и промышленное оборудование в допрофессиональной и профессиональной подготовке. В то же время большое количество средств наглядности, лабораторного оборудования и компьютеров без учителя, его обобщений, контроля и личностно­го влияния тоже не дадут высокой эффективности в освоении учебного материала. Более того, между идеальными и материаль­ными средствами обучения не существует четкой границы. Мысль или образ могут быть переведены в материальную форму.