Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Так, мама, обеспокоенная леностью своего девятилетнего сы­на, вернувшись после родительского собрания из школы, реши­тельно определяет для него поручения: «С завтрашнего дня будешь ходить за свежим хлебом. Его привозят в булочную часа в четыре дня, а я после работы не успеваю купить. Пусть эта обязанность приучит тебя к организованности». Потом по несколько раз в день мама звонила с работы по телефону и напоминала сыну, чтобы не забыл купить свежий хлеб. Нетрудно догадаться, чье оказалось по­ручение - мамино или сына.

Правильно организованное поручение обязательно несет в себе ролевую функцию. Принимая поручение, маленький воспитанник берет на себя роль, соответствующую заданному содержанию действия. Замечали ли вы, какой популярностью в начальных классах, особенно у девочек, пользуется поручение длительного характера «санитары» («друзья Айболита»)? Почему? Спросите детей, и они вам скажут: «...потому что нужно носить сумочку с маленькой аптечкой», «...потому что нужно руки у всех прове­рять», «...потому что нужно делать перевязки, если кто-то пора­нит палец на уроке труда». Из этих, кстати, взятых из интервью с первоклассниками, высказываний детей хорошо видно, что роль «санитара» особенно понятно обставлена ролевыми атри­бутами: повязка и сумочка с крестом, аптечка, особые полномо­чия в общении с неряхами и ранеными.

Именно через систему ролей у детей формируется разнооб­разный опыт деятельности и общественных отношений, ведь их собственная детская жизнь пока еще мало открыта настоящему социуму.

Кроме того, ребенку должны быть понятны границы поручения, т.е. пределы полномочий и ответственности: что конкретно нуж­но делать, а что не входит в твои обязанности, перед кем ты от­ветствен, и кто тебе подчиняется. Но, главное, поручение должно предполагать активное действие ребенка. Иначе особое доверие взрослого, не предполагающее серьезного личностного усилия воспитанника, просто его развратит. Вот фрагмент диалога жур­налиста детской газеты с таким «уполномоченным» школьником:

- Какое у тебя постоянное поручение?

- Я отвечаю за сохранность мебели в классе.

- Понятно. А делаешь ты что?

- Я отвечаю за то, чтобы не ломали стулья и столы.

- Ну, а конкретно, что ты делаешь?

-Я отвечаю...

Понятно, что никакого преобразования социального опыта в этом случае не произойдет, разве что будет усвоен некий урок ли­цемерия.

При организации метода поручения следует обеспечивать не­которые специальные педагогические условия:


1. Любое поручение должно иметь понятный детям социаль­ный смысл. «На пользу - кому, на радость - кому» - такой принцип поиска смысла ребячьих дел обосновал замечательный ленинградский ученый-педагог, автор методики коллективной творческой деятельности И.П.Иванов. Если самому воспитате­лю не очень ясно, для кого дети должны рисовать красочные открытки, следует или отменить задуманное дело, или лучше срочно найти живые объекты приложения детского творчества, тепла и заботы. А они рядом - бабушки одноклассников, вете­раны войны и труда из соседних домов.

2. Метод поручения, особенно продолжительного, требует от воспитателя организации «первичного успеха». Детям часто без помощи взрослых хорошо не выполнить даже интересную затею. И тогда пусть придут на помощь мамы и папы (воспитатель дол­жен их специально посвятить в свои планы), бывшие выпускники, которые перешли в V класс.

3. Важным условием при организации поручений является их сменяемость. Специальные педагогические исследования, опирав­шиеся на знание возрастных и психологических особенностей до­школьников и младших школьников, показали, что старшие до­школьники и первоклассники могут выполнять длительное поруче­ние не дольше недели. Во II классе длительность поручения может увеличиваться до двух недель, а к IV классу - до месяца. Совершен­но недопустимы «пожизненные» поручения, о смене которых вос­питатель попросту забыл. Дети к ним теряют интерес.

Смена поручений - специальная воспитательная ситуация: об­щий разговор и самоотчеты детей о том, что было сделано за прошедший срок, как получалось, что нравилось и что не нрави­лось, хочется ли еще раз выполнять это поручение.

4. Педагогическое мастерство воспитателя, использующего ме­тод поручения, проявится и в том, какой выбор поручений он предложит детям. Условие простое: их должно быть столько, чтобы хватило на всех! Поэтому в I классе кроме «санитаров», «затейников», «цветолюбов», «друзей физкультминутки», «юных артистов», «помогаев» (на роли которых, конечно, можно опреде­лить по 2-3 человека, особенно если они приятели) придется найти уникальные поручения и выбрать, например, своих «юных киноло­гов», «юных аквариумистов», «юных роллеров», «книгочеев», что­бы они всех заразили своими увлечениями.


Пример. Этот метод воспитания призван организовывать обра­зец деятельности, поступков, образа жизни. Действие этого метода строится на естественном психологическом механизме подражания. Подражание, особенно в годы детства, обеспечивает растущему человеку возможность присвоить большой объем обобщенного со­циального опыта. Трудно представить, как долго, мучительно и малорезультативно проходило бы взросление человека, если бы он с рождения все открывал сам, а не подражал взрослым.

Чем младше ребенок, тем менее осознанно и избирательно он подражает. Посмотрите на двухлетнего малыша: окружающих умиляет, как он копирует походку и жесты отца, повторяет типич­ные словечки старшего брата. Такой постоянно присутствующий неосознаваемый пример играет важную роль в воспитании. Это -способ приспособления ребенка к жизни. Хотя следует помнить, что такое приспособление может направляться и положительным, и отрицательным примером взрослых, ребенок еще этого не осознает, он просто подражает.

Но мы ведем речь о специально педагогически организован­ном положительном примере. Суть метода положительного при­мера в том, чтобы ребенок осознанно обратился к предлагаемому образу, чтобы он захотел быть таким, иметь такие черты характе­ра и так поступать. Пример-идеал определяет активность ребенка и направление этой активности: те качества, что ему нравятся в герое, он хочет иметь и сам. Соотнесение себя с избранным в качестве примера человеком - это работа ребенка со своим будущим.

В воспитательном процессе важны разные виды педагогически организованного примера.

Пример великого человека. Этот вид примера действует как очень высокая форма идеала. Великий человек (ученый, писатель, герой и др.) уже прожил жизнь, достиг признания людей, состоял­ся как личность. На его примере детям важно показать, как он шел к своим достижениям: каким был в детстве, о чем мечтал, как учился, чем увлекался, как преодолевал жизненные трудности и недостатки своего характера.

Предъявление детям примера великой личности - очень тонкая методика. «Не сотвори себе кумира» - гласит библейская истина. Доведенный до абсурда пример великого человека становится хо­лодным символом и начинает «работать наоборот», т.е. отвра­щать детей от своего примера, от своего сверхсовершенства.


Этот метод не дает результата и при слишком частом к нему об­ращении, он не терпит суеты, легковесности методической ситуа­ции. Здесь уместно обратиться к мыслям В.А.Сухомлинского по этому поводу: «...героизм, мужество наших предков... подвиги и могилы дедов и прадедов, павших в боях за свободу и независи­мость Советской Родины, - вот наши великие святыни, наши зна­мена, наши тончайшие и сложнейшие, самые сильные и самые дей­ственные, самые нежные и самые хрупкие инструменты, которыми мы, воспитатели, творим человека... Тончайшие инструменты су­ществуют не для того, чтобы пользоваться ими на каждом шагу... Средоточие, сердцевина, стержень коммунистического воспитания заключается в том, чтобы каждый наш питомец жил в мире наших святынь и наших идеалов, дорожил ими, верил в них, понимал и чувствовал свою причастность к ним».

Методически иначе организуется пример взрослого. Как пра­вило, для детей примером являются их родители, старшие члены семьи. Очень важен и пример педагога (воспитателя детского сада, учителя). Задумывались ли вы над тем, что для современ­ного ребенка педагог - первый из взрослых, чей труд он основа­тельно наблюдает и с кем профессионально сотрудничает. Роди­тели, даже замечательные труженики и профессионалы в своей области, проявляют себя далеко за стенами дома, и современ­ный, особенно городской, ребенок наблюдает их только в быто­вых отношениях.

Пример взрослого совершенно безнадежно «подавать» специ­ально. Примером для ребенка можно только быть. А для этого не­обходимо любить ребенка, понимать его, иметь с ним глубокую духовную связь, тесные отношения и общие интересы. Взрослый, не являющийся для ребенка авторитетным человеком, не может быть и примером для подражания.

Большое значение в воспитании имеет и пример сверстника. Во многих ситуациях жизни детям полезно присматриваться к своим ровесникам: одноклассникам, приятелям во дворе, героям книг и фильмов. Их поступки понятнее, чем у взрослых, мотивы действий похожи на твои собственные, а трудности узнаваемы.

Распространенной ошибкой воспитателей является прямое на­вязывание детям примера их сверстника: «Посмотри, какая Наташа хорошая девочка - спокойная, воспитанная. Почему бы тебе с ней не дружить», «Сережина мама очень хвалила его, говорила, что он ей всегда в уборке квартиры помогает. Вот и ты будешь теперь вы­тряхивать во дворе коврик из прихожей».


Нетрудно представить реакцию детей на такую организацию примера их мамами. Для любого человека, даже маленького ре­бенка, тем более школьника, сравнение себя с примером ровесни­ка очень болезненно. Страх быть хуже других может надолго па­рализовать активность ребенка и даже вырасти в комплекс непол­ноценности в старшем возрасте.

Воспитателю следует также помнить, что для успешного взросления каждому ребенку хотя бы один раз в жизни нужно пе­режить ситуацию, когда он стал примером для других. Не может в учебе, значит - в труде, в спорте, в пении или танцах, в улыбчивости или щедрости. Чем разнообразнее деятельность детей, кото­рую организует воспитатель, тем больше у каждого из них воз­можностей хоть в чем-то стать примером для товарищей.

И еще один тонкий вопрос в методике примера. Нужны ли отрицательные примеры или воспитание должно сосредоточить­ся лишь на специально отобранных положительных примерах? Однозначного ответа на этот вопрос быть не может. Конечно, воспитателю всегда нужны самые яркие, сильные, впечатляющие положительные примеры. Ведь мы ребенка ведем к добру, к со­вершенству. Но реальная жизнь обязательно «подбрасывает» примеры отрицательные. Обходить их не стоит. На таких при­мерах детям следует показывать последствия дурных поступков, эгоистического поведения, бескультурья. Но доля отрицатель­ных примеров в воспитании должна быть многократно меньше положительного фонда метода примера.

Ситуации свободного выбора. Природа этого метода моделирует момент реальной жизни. Ведь в жизни люди постоянно встают пе­ред выбором: поступить так или иначе, сказать или промолчать, сделать или забыть. Для становления социального опыта ребенка чрезвычайно важно, чтобы он умел действовать не только по тре­бованию и прямому указанию взрослого, в рамках его конкретного поручения, где все определено, не только ориентируясь на пример, образец, но и самостоятельно, мобилизовав свои знания, чувства, волю, привычки, ценностные ориентации, мог принять решение.

Замечательно написал о значении этого метода в воспитании В.А.Сухомлинский: «На каждом шагу перед ребенком, подрост­ком, юношей - камень, который можно обойти, но можно и убрать с дороги, освободив ее для других людей и расчистив тропинку к собственной совести. Искусство и мастерство воспитания заклю­чаются в том, чтобы ни один камушек не остался обойденным».

По своей инструментовке ситуации свободного выбора быва­ют естественными и искусственными (реальными и вербальными).