Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Естественная ситуация свободного выбора - это что-то происхо­дящее в жизни. Воспитатель только использует эти обстоятельства, а искусственную ситуацию он создает сам специально. Вер­бальные (словесные) ситуации создаются на литературном мате­риале, когда, например, дети после прерванного чтения рассказа обсуждают предполагаемые ими линии поступков героев, пыта­ются определить, как поступили бы они в такой ситуации. В ре­альной ситуации, хоть и смоделированной воспитателем, выбор нужно сделать настоящий, в конкретных обстоятельствах своей жизни. Например, решить, как поступить, если учитель предла­гает детям самим оценить свою письменную работу и обещает эту оценку поставить в журнал?

В ситуации свободного выбора в личностном плане у ребенка происходят серьезные изменения. Выбирая решение, он должен мысленно просмотреть свой прошлый опыт, вспомнить, как раньше поступал в подобной ситуации и какие были последст­вия. Одновременно он устремлен и в будущее, как бы прогнози­руя: что будет, если я так поступлю? Принятие окончательного решения вызывает самое сильное эмоциональное переживание, так как ребенок, еще не осознавая этого, берет на себя ответст­венность за свой выбор.

Воспитательное действие ситуации свободного выбора бывает порой так сильно и результативно, что надолго и устойчиво опре­деляет направленность нравственной жизни ребенка.

Рассмотрим пример действия этого метода. Его организовала учительница первоклассников в одной из школ Санкт-Петербурга.

В первую неделю учебных занятий, когда дети еще не насмот­релись на содержимое своих рюкзаков, пеналов, не нарадова­лись ярким обложкам, смешным ластикам, у одной девочки пропала красивая и дорогая ручка. Учительница догадывалась, кто ее мог взять, но это не должно было открыться детям. Про­винившийся ребенок потом никогда не избавился бы от вины вора. И вместе с тем успешное «приобретение» ручки не должно было закрепиться у него как легкая победа.

Учительница объявила детям, что у Лены пропала ручка: «У не очень внимательных и не очень собранных людей вещи привыка­ют теряться. Чтобы найти вещь, надо успокоиться, сосредото­читься, помолчать и вспомнить, где она может быть. Помните, мы читали веселые стихи Сергея Михалкова про то, как у тети Вали очки пропали? Будем искать Ленину ручку таким же способом. Все положите руки на парту, головки - на руки, закрыли глазки. И я тоже у себя за столом положу голову на руки и закрою глаза. Включаю магнитофон. Слушаем музыку и молчим. Ручка должна найтись!» Обращаясь к детям с этими словами, учительница от­крыто смотрела на «проблемного» мальчугана.


Прошло несколько минут. Музыка стихла. Дети подняли голо­вы. На полу в проходе между партами лежала ручка.

Специальные психолого-педагогические исследования обнару­жили, что дошкольники и младшие школьники в ситуации нравст­венного выбора, если уверены, что об их выборе никто не узнает, принимают решение в свою пользу, переступая через интересы дру­гих людей. А если решение надо принимать в присутствии одно­классников и тем более воспитателя, то выбор делается в пользу товарищей. Это свидетельствует о неустойчивой нравственной мо­тивации детей. Поэтому в ситуации свободного выбора нужно соз­давать такие условия, чтобы решение дети принимали публично, просить их обосновать мотивы своего выбора. Когда такой опыт вы­бора будет достаточен, следует переходить к «поступкам по секрету».

4. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения

Общей особенностью методов этой группы является их вербальность: рассказ, лекция, беседа, дискуссия. Слово как воспита­тельное средство особенно точно может быть обращено к созна­нию ребенка, вызвать его размышления и переживания. С помо­щью слова описываются события и явления, порой еще не встре­тившиеся детям в жизни, формируются понятия, представления, собственное мнение и оценка происходящего. Кроме того, слово способствует осмыслению ими своего жизненного опыта, мотива­ции своих поступков.

Словесные методы некоторые педагоги-теоретики считают ме­тодами убеждения. Это не совсем так. Само по себе словесное воздействие на ребенка в отрыве от других методов воспитания не может сформировать устойчивых убеждений.

Рассказ. Наиболее распространенный метод в работе с дошко­льниками и младшими школьниками. По своей методической сути - это монолог воспитателя, который строится как повествование, описание или разъяснение. Этот метод успешно реализуется в про­цессе рассказывания житейской истории, сказки, притчи. При этом важно не выводить нравоучение из рассказа прямо, а, как советовал В.Г.Белинский, «спрятаться» за сюжет, предоставив возможность самим детям дать оценку услышанному, сделать выводы.

Лекция. Метод по своей инструментовке близкий к рассказу. Это - тоже монолог воспитателя, но по содержанию несравнимо большего объема и на более высоком уровне теоретического обобщения. Именно поэтому лекция как метод не применяется в воспитании дошкольников и младших школьников. Да и дли­тельность такого монолога (не менее часа) им не под силу.



Но старшеклассники уже испытывают интерес к глубокому на­учному анализу тех или иных проблем. Здесь лекция воспитателя будет уместна, так же как она уместна в работе с родителями.

В содержании лекции выделяется, как правило, несколько во­просов. Их последовательное рассмотрение и составит у слушате­лей представление об избранной проблеме. При подготовке к лек­ции следует избегать прямого переписывания информации из книг и журналов. Конструкции письменной речи плохо воспринимаются на слух. Вредят лекции и излишнее наукообразие, перегрузка теоре­тическими понятиями. А вот собственная точка зрения лектора по рассматриваемому вопросу сделает его выступление убедительным.

Беседа. Это диалог воспитателя и детей (или одного воспитан­ника, если беседа индивидуальная). Беседа не только разъясняет нормы и правила поведения, не только формирует представление о главных жизненных ценностях, но и вырабатывает у детей их собственные оценки происходящего, взгляды и суждения.

Диалоговая природа беседы обеспечивается системой вопро­сов и ответов. Вот ее логическая структура:

1. Воспитатель с помощью короткой, но яркой информации вводит детей в тему беседы и задает вопрос, предлагая его к обсу­ждению.

2. Дети высказываются: приводят примеры из своей жизни, до­воды, подтвержденные эпизодами из прочитанных книг или запом­нившихся фильмов, мнения авторитетных для них взрослых людей.

3. Воспитатель обобщает все высказывания, подчеркивает до­казательства главных положений и помогает детям сделать убеди­тельные выводы.

Необходимость в беседе может возникнуть совершенно неожи­данно как реакция на какой-то поступок, событие в классе. Тогда она проводится экспромтом и требует от воспитателя особой мо­билизации своих собственных убеждений и красноречия.

Но гораздо чаще проводится заранее запланированная беседа. Воспитателю следует помнить, что подготовка к беседе воспиты­вает детей не меньше, чем сам разговор. Первое, с чего нужно на­чать воспитателю, - выбрать тему. Ее стоит искать не в методиче­ских журналах, а в наблюдениях за своими воспитанниками, изу­чая их межличностные отношения, интересы и увлечения, планы и мечты. Беседа даст воспитательный результат, если ее тема будет настолько актуальна, что дети просто не смогут не обсуждать ее. Кроме того, предложенная для разговора тема должна звучать интересно и призывно, например: «Умеешь ли ты дружить?», «Для чего человек учится?», «Имя и прозвище».


Сами того не подозревая, готовятся к беседе и дети. К моменту разговора они должны иметь некоторый психологический на­ строй на обсуждение именно такой темы, должны актуализиро­вать свой жизненный опыт. Поэтому, когда класс целую неделю читает, передавая друг другу, интересную книгу (поступки героев очень кстати вспомнятся в беседе), пишет творческое сочинение на тему «Настоящий друг - это...», затевает по заданию учителя опрос своих родителей с одним общим вопросом: «Расскажи о своем школьном друге» - это и есть подготовка воспитателем своих юных собеседников.

Беседа, как впрочем и другие словесные методы, требует строго отмеренных временных границ. Если разговор затягивается, дети быстро теряют к нему интерес, их внимание рассеивается и желание высказываться пропадает. Поэтому беседа с дошкольниками не может быть более 10-15 мин, а с младшими школьниками ее про­должительность от 15 до 20 мин. Воспитатель должен постараться найти очень точные слова, выстроить логику беседы так, чтобы за это короткое время детям удалось осмыслить некую область их со­циального опыта.

Дискуссия (диспут). Этот метод предполагает спор, столкнове­ние точек зрения, взглядов, мнений и оценок, отстаивание своих убеждений.

Дискуссия требует специальной подготовки участников: выби­рается очень острая тема, определяется авторитетный и эрудиро­ванный ведущий дискуссии, разрабатываются вопросы, которые побуждали бы участников спорить. Эти вопросы помещаются на броском призывном плакате вместе со списком рекомендуемой лите­ратуры, чтобы все будущие участники диспута могли основательно запастись аргументами, авторитетными мнениями и примерами.

Настоящая дискуссия длится обычно несколько часов и вы­плескивает огромную интеллектуальную и эмоциональную энер­гию участников. Поэтому ясно, что дошкольники и младшие школьники не могут быть участниками диспута. В чистом виде этот метод в работе с ними не используется, но элементы дис­куссии вполне допустимы и даже необходимы при проведении с ними бесед. Ведь настоящая беседа всегда строится вокруг акту­альной проблемы. В ней уже заложено противоречие, неодно­значность точек зрения, и хороший воспитатель даже маленьких детей побуждает высказать свое мнение: «А как ты думаешь?», «Согласен ли ты с мнением мальчика, у которого журналист взял интервью?», «Как можно по-другому это назвать?»

Маленький детский дискуссионный опыт необычайно важен для «образования себя». Анализировать и оценивать происхо­дящие события, свои и чужие поступки, мнения и взгляды дол­жен
сам ребенок. Если он не убедится, что причина жизненных неудач - его собственные действия, помочь ему не сможет никто.

5. Методы самоопределения личности ребенка

Личностно-ориентированная педагогика выдвигает перед вос­питанием задачу - помочь ребенку стать субъектом деятельности, общения, жизнетворчества. Результат воспитания в значительной мере определяется теми действиями, теми усилиями, которые прилагает сам ребенок в деле своего развития и воспитания. В.А.Сухомлинский писал: «Я не один год думал: в чем выражает­ся наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: пер­вый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопро­сом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные мето­ды и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой».

Воспитателей-практиков не меньше, чем теоретиков педагоги­ки, волнует вопрос: когда начинается действие ребенка как субъ­екта собственного развития? Со времен глубокой древности у разных народов и в разных религиях выделялся рубеж - конец пер­вого семилетия жизни. В этом возрасте проходили первые ини­циации, смена табу, традиционные церемонии, выражавшие пере­ход от детской невинности и безответственности к началу социаль­ной взрослости и ответственности.

Психологическую модель рефлексии можно представить в виде схемы:



Именно в возрасте 6-7 лет у ребенка начинает возникать по­требность и формируется способность к рефлексии: знанию о себе - своей внешности и характере, способностях и недостатках, о гра­ницах своих возможностей. И от воспитателя дети ждут ориента­ции в тех способах, которые помогли бы им самоопределиться, разобраться в себе. Сами они еще ими не владеют. Вот почему первыми по значимости в группе методов самоопределения явля­ются методы самопознания.

На основе этой схемы определяются основные направления самоопределения личности. Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно предложить представить каждое из этих «Я» в виде существа, похожего на человечка, даже схематически нарисовать таких человечков фломастерами разно­го цвета. А потом подумать, насколько хорошо вы знаете эти су­щества, что о них можете рассказать. Эта так называемая игра-метафора поможет детям воспроизвести и осмыслить то, что они делали, как делали и почему делали, как относились к другим лю­дям, как люди относились к ним и почему.