Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2092

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Безусловно, в дошкольном возрасте детские объединения еще не могут быть коллективами высокого уровня развития. Однако этот возраст является важнейших этапом накопления и закрепле­ния в реальном взаимодействии норм сотрудничества, опыта гу­манных отношений, сотворчества.

Развивающий эффект совместной деятельности дошкольников в полной мере зависит о того, как проектируются педагогом зада­чи взаимодействия. Определение этих задач и позволяет сделать деятельность коллективной, привлекательной для каждого, но направленной на общий результат.

С приходом в школу в первое время отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми по сравне­нию с детским садом. Это объясняется новизной коллектива и но­вой для ребенка учебной деятельностью.

Взаимоотношения на первом году обучения во многом опре­деляются учителем через организацию учебной деятельности детей. Младшие школьники сотрудничают друг с другом прежде всего как представители определенной социальной общности - учащихся. Характер их межличностных контактов обусловлен в первую очередь влиянием учителя, его оценкой, утверждением в классе гуманных ценностей и норм общения.

Учитель стимулирует стремление младших школьников к объ­единению в совместной деятельности - привлекательной по со­держанию и результату (игра, подготовка спектакля, концерта, праздника).

Организация под руководством педагога внеучебных интерес­ных коллективных дел помогает установить в классе микроклимат сотрудничества, взаимопомощи, понимания и дружбы, т.е. создать определенную социально-культурную среду для позитивного раз­вития личности.

В средней школе номинальное образование «класс» становит­ся реальным. У детей формируется чувство «мы - общность», «мы - коллектив», которое выражается в стремлении заявить о себе не только в классе, но и в общешкольной жизни. Форми­рующаяся в этом возрасте деятельность приобретает характер развитого сотрудничества на основе самостоятельной постанов­ки цели, выработки плана, общего предвосхищения результатов. Взаимоотношения подростков становятся более избирательны­ми, появляются устойчивые дружеские объединения. «Открытие Я» (И. С. Кон) школьником меняет мотивацию совместной дея­тельности. Целью взаимодействия становится желание быть и действовать вместе, вносить личный вклад в достижение общего результата.

Учитывая особенности подростка - стремление к социальной общности, единению со сверстниками, сочетаемое с независимо­стью, педагог преимущественно занимает позицию косвенного влияния на характер коллективных связей и отношений, побуждая школьников проявлять инициативу и творчество. Чем больше за­действованы лично значимые мотивы детей, тем интереснее ста­новится их совместная деятельность. Организуя микроколлективы по интересам, учитель привлекает учащихся к занятиям в круж­ках, секциях, в общешкольных мероприятиях.


Особенностью взаимоотношении учащихся старших классов яв­ляется стремление к «трансляции» значимых индивидуальных ка­честв сверстникам и готовность группы интегрировать индивиду­альные проявления одноклассников для успешной реализации групповой деятельности. Для старших подростков характерна ярко выраженная сориентированность на будущую жизнь, про­фессию; расширенная сфера социальных контактов; достаточно высокий уровень развития самосознания.

Учитывая эти особенности, педагог создает условия для широ­кого и многогранного проявления самостоятельности, самоорга­низации и инициативности классного коллектива. В таком кол­лективе неповторимая личность подростка раскрывается в обста­новке творческой самореализации.

Таким образом, на протяжении дошкольного и школьного воз­раста детский коллектив под руководством педагога становится социокультурным образованием с развитой системой социальных связей и объединением детей, стремящихся к общим целям, сотруд­ничеству, достижению значимых результатов.

Характеризуя особенности детского коллектива на разных возрастных этапах, можно выделить некоторые общие моменты, связанные с вхождением личности в социум. Этот процесс, по мнению известного отечественного психолога А. В. Петровского, включает в себя несколько последовательно сменяющих друг друга фаз.

1. Адаптация личности в коллективе. Предполагает активное усвоение личностью действующих в данной общности норм и ов­ладение соответствующими формами и средствами деятельности. Привнеся с собой в коллектив все, что составляет его индивиду­альность, субъект не может проявить себя в полной мере, прежде чем не освоит действующие в группе нормы (учебные, нравствен­ные и др.) и способы деятельности, которыми владеют другие члены группы.

2. Индивидуализация. Порождается противоречием между дос­тигнутой личностью адаптацией в коллективе и неудовлетво­ренной потребностью в максимальной персонализации. К при­меру, попавший в новый коллектив подросток сначала осматри­вается, усваивает принятые среди членов группы нормы обще­ния, лексику, общие интересы и стремления, затем он мобилизу­ет свои внутренние ресурсы на то, чтобы «заявить» о себе в кол­лективе, проявить свою индивидуальность (начитанность, спор­тивные достижения) и вызвать интерес к своей личности.


3. Интеграция личности в коллективе. Коллектив принимает личность, оценивает ее индивидуальные особенности, а личность, в свою очередь, устанавливает отношения сотрудничества с чле­нами коллектива. В этот период личность имеет возможность наиболее полно проявить свою индивидуальность и творческий вклад в коллектив.

Проявляется феномен, получивший определение «отраженная субъектность» (А.В.Петровский), т.е. идеальная представленность и продолжение одного человека в другом. Отражаясь в других лю­дях, личность выступает как деятельное начало, способствующее укреплению или изменению их взглядов, установок, формированию новых побуждений, возникновению новых планов и действий.

Каждая из фаз социального развития личности в коллективе имеет серьезные последствия для ее становления и возможностей самореализации. К примеру, неумение личности преодолеть трудности адаптации в коллективе может привести к развитию неуверенности в себе, в своих возможностях, а также к обидчи­вости и конфликтности поведения. Неспособность проявить свою индивидуальность в коллективе может стать причиной личностных деформаций, негативизма, агрессивности, неадек­ватной самооценки.

Фазы адаптации, персонализации и интеграции многократно переживаются личностью в результате вхождения в новые коллек­тивы. Свою позитивную роль в развитии личности коллектив про­явит в полной мере при условии успешного прохождения субъектом всех фаз, что приводит к развитию общественной направленности и формированию субъектной позиции личности в общении и сотруд­ничестве с другими людьми.

Задача педагога состоит в том, чтобы способствовать созданию в детском коллективе условий для благоприятной адаптации, инди­видуализации и интеграции в нем каждой личности.

4. Педагогическая технология организации коллективной жизнедеятельности детей

Применение педагогических технологий в образовании - это четкое определение педагогом целей и задач взаимодействия с ребенком и пошаговое структурированное определение путей и способов их реализации.

Важно, чтобы педагог предвосхитил собственный поиск ответа на вопрос как организовать детский коллектив поиском ответа на вопросы что и зачем я собираюсь делать.

Педагог помогает ребенку, с одной стороны, войти в общество сверстников, включиться в социум, присвоить ценности человече­ской культуры, а с другой - сохранить и развить свои лучшие инди­видуально-неповторимые черты, личностно раскрыться в индиви­дуальном стиле деятельности и поведения.


В современном образовательном пространстве педагог обеспе­чивает гармоничное соотношение в протекании процессов социа­лизации и индивидуализации ребенка во взаимодействии с группой детей. Воспитателю и учителю необходимо быть нацеленными на то, что «воспитание должно обеспечивать гармонию человека с са­мим собой через определение им гармонии с другими, обществом, природой, человеческой деятельностью».

В новых социально-экономических условиях педагог стремится к созданию условий, в которых ребенок защищен демократически построенным коллективом, приучающим его к социально ответст­венной свободе и творческому самовыражению.

Решая проблему воспитания в коллективе, педагог основыва­ется на следующих принципах:

-творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;

-учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;

- управленческая режиссура в постановлении процесса коллек­тивной деятельности;

- комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

Реализация данных принципов осуществляется педагогом, обла­дающим особым комплексом личностных и профессиональных ка­честв. Это своего рода педагог-режиссер. Подобно театральному ре­жиссеру, создающему концепцию спектакля, педагог-режиссер про­ектирует развитие детского коллектива как творческого «ансамбля», в котором обеспечивается индивидуальное самовыражение каждого ребенка в общих, интересных, увлекательных для всех детей делах.

Мастерство и профессионализм такого педагога включают умения организовать групповое взаимодействие, определить его драматургию (содержание), спроектировать личный вклад каждо­го ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, в дос­тижение коллективного результата, помочь в регулировании взаимоотношении детей, а также анализировать и корректировать происходящее.

Педагог-режиссер является для ребенка источником разнооб­разного опыта. К такому человеку каждый ребенок охотно обра­щается за помощью, столкнувшись с проблемами в совместной деятельности. Проявляя полное доверие к детям, учитель и воспи­татель этого типа тонко чувствует эмоциональный настрой груп­пы, принимает его и становится активным участником группово­го взаимодействия.

Успешность деятельности педагога, режиссерской направлен­ности обусловлена выбором соответствующей модели взаимодей­ствия с детьми.


Следует отметить, что в практике образовательных учрежде­ний наблюдаются разные модели педагогического взаимодейст­вия, имеющие неодинаковые последствия для развития личности в коллективе.

Рассмотрим модель, в которой педагог занимает позицию субъекта, а ребенок - объекта деятельности. Эту модель чаще на­зывают учебно-дисциплинарной, моносубъектной. Организуя взаимодействия с детьми по такой модели, педагог берет на себя роль авторитарного руководителя, неукоснительно требуя от де­тей выполнения всех заданных им нормативов, образцов поведе­ния и деятельности. При таком взаимодействии возникает кол­лектив пассивных исполнителей, послушных воле педагога, ли­шенных возможности проявить инициативу и творчество. Эта мо­дель не позволяет раскрыться каждому участнику коллективной деятельности, индивидуальность ребенка практически не развива­ется, личностное начало нивелируется - коллектив в данном слу­чае становится средством унификации личности.

Иные последствия для развития личности и коллектива имеет личностно-ориентированная модель, в которой педагог и ребенок выступают равными субъектами взаимодействия. В такой модели отношения строятся на основе взаимопринятия и взаимопонима­ния. Демократический стиль руководства детской деятельностью позволяет педагогу оказать помощь каждому ребенку в поиске своего места в коллективной деятельности в соответствии с инди­видуальными возможностями и склонностями.

Личностно-ориентированная модель взаимоотношений пред­полагает установку педагога на партнерство в общении, призна­ние им прав детей на собственную точку зрения. Это способству­ет возникновению коллектива, в котором каждый ребенок чувст­вует свою защищенность и уверенность в том, что его услышат, поймут и дадут возможность самовыразиться. Понимание ценно­сти личности ребенка позволяет педагогу максимально использо­вать возможности каждого для достижения общезначимой цели. В данном случае коллектив становится условием развития инди­видуальной неповторимости личности.

Источником динамичного развития такого коллектива личностей выступает творчество как процесс индивидуальной и групповой са­мореализации. Задача воспитателя и учителя заключается в планиро­вании для каждого ребенка индивидуальной перспективы развития, которая гармонировала бы с творческой жизнью детского коллекти­ва. Важно создавать и поддерживать настрой, при котором индиви­дуальное сотворчество перерастает в коллективное, и наоборот.