Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2088

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6. Из личного опыта обучения в школе вспомните ситуации, которые спо­собствовали (или, наоборот, мешали) установлению дружбы и сотрудничест­ва в вашем классе. Дайте оценку поведения учителя в данных ситуациях.

7. Представьте учащихся I класса в начале учебного года. Спроектируйте действия учителя, направленные на сплочение детского коллектива и установ­ление дружеских отношений между детьми.

8. Назовите возможные дела, которые могут помочь учителю в раскрытии интересов, увлечений, способностей:

а) младших подростков;

б) девочек в возрасте 10-12 лет;

в) мальчиков в возрасте 13-14 лет;

г) старшеклассников?

Раскройте, как полученные данные можно использовать для организа­ции интересной и содержательной жизни детского коллектива.

9. Учитель поставил задачу: развитие интереса детей к творческой дея­тельности в коллективе. Укажите возможные пути решения этой задачи в группах разного возраста. Обоснуйте свои предположения.

10. Принимая участие в деятельности подростков, учитель может зани­мать разные позиции (консультант, инструктор, руководитель, помощник организатора, сотрудник, наблюдатель и т. п.). Какую позицию вы изберете в ситуации:

а) проведения экскурсии в музей;

6) организации выставки детских работ;

в) проведения тематического праздника «Золотая осень»;

г) поэтической гостиной с приглашением родителей.

Литература

Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества. -Киев,1991.

Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.

Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. -М., 1992.

Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.

Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. - М., 1990.

Караковский В. А., Новикова Л. И.. Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспита­ние... Воспитание!- М., 1996.

Культура современного урока / Под ред. Н. Е. Шурковой. - М., 1997.

Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М., 1988.

Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания. - М., 1984.

Петровский В. А., Виноградова А. М., Кларина Л. М. Учимся общаться с ре­бенком. - М., 1993.

Психология воспитания / Под ред. В. А. Петровского. - М., 1995.

Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и групп. - М., 1988.

Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе -М., 1994.

Селиванова Н.Л. Школьный класс. - М., 1988.

Ситаров В.А., Моралов В.И. Психология и педагогика ненасилия. - М., 1997.


Совместная деятельность / Под ред. А.Л.Журавлева. - М., 1988.


Глава 17 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

1. Функции классного руководителя

Классный руководитель - учитель, организующий учебно-воспи­тательную работу в порученном ему классе.

Институт классного руководства сложился очень давно, прак­тически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками, класс­ными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения - основополагающим документом в деятель­ности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения.

Педагоги-наставники подбирались очень тщательно. Наибо­лее высокие требования предъявлялись тем, кто выполнял обя­занности, аналогичные обязанностям современного классного руководителя. Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжела­тельные отношения между детьми. Педагог должен был быть примером во всем, даже его внешний вид являлся образцом для подражания.

Во времена Единой Трудовой Школы классный руководитель назывался групповодом.

Должность классного руководителя в школе была введена 16 мая 1934 г. Постановлением СНК СССР и ЦИК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР».

Классным руководителем назначался один из учителей, на ко­торого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Это был один из лучших учителей шко­лы, утверждался он на эту должность директором. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи и др. Изменилась деятельность классической средней общеобразовательной школы. Соответст­венно изменился институт классного руководства.

Сейчас имеется несколько типов классного руководства:

-учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;

- классный руководитель, преподающий отдельную школьную дисциплину, т.е. имеющий минимальную учебную нагрузку. Их также называют классными дамами, кураторами (лат.: попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой-либо работой);


-классный руководитель, выполняющий только воспитатель­ные функции (освобожденный классный руководитель);

- в некоторых учебных заведениях введена должность классно­го наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также тьютора (лат.: защитник, покровитель; опекун). Тьютор может иметь минимальную учебную нагрузку.

В последнее время классного руководителя все чаще именуют классным воспитателем.

Функции, права и обязанности классного руководителя при всех версиях названия этой должности примерно одинаковы.

Поскольку деятельность школы регламентируется ее Уставом, то деятельность классного руководителя тоже основывается на этом документе.

Классный руководитель выполняет несколько функций: анали­тическую, организационно-координирующую, коммуникативную.

Аналитическая функция включает в себя:

- изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся с помощью психолога (как правило, определяется тип личности, темперамент, акцентуация характера). Перед поступлением в I класс дети проходят тесты на выявление готовности к учебе и осо­бенностей интеллектуальной деятельности. Тестирование проводит психолог, школьный или специально приглашенный;

- изучение и анализ коллектива учащихся в его развитии. Ос­новой для этого служит беседа руководителей классов звена с учителями начальной школы, а руководителей X-XI-x классов -с классными руководителями средней школы. В результате педа­гоги получают первоначальные сведения о коллективе и учени­ках. Изучение и анализ взаимоотношений в коллективе класса лучше поручить психологу, который составит психологическую карту коллектива. Классный руководитель сам может организо­вать эту работу через наблюдение, беседы с учащимися, прове­дение специальных анкет, анализ творческих работ учащихся (сочинение типа «Наш класс»);

- анализ и оценка семенного воспитания учащихся; такие дан­ные есть у психолога, социального педагога. Если семья «неблаго­получная», то сведения о ней есть и у администрации школы;

- анализ уровня воспитанности коллектива и личности. Выво­ды об уровне воспитанности коллектива и личности нужно делать с привлечением всех учителей данного класса, чтобы они (выводы) были максимально объективными.

Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить воспитательный результат, оценить его и с учетом оцен­ки результата корректировать профессиональную деятельность. Выявлять и оценивать результат надо через определенные проме­жутки времени: в начальной и средней школе - в конце каждой четверти (триместра), в старшей - через полгода (или в конце триместра). Подводить итоги и корректировать деятельность -личную и учителей класса - надо с помощью психолога и педаго­гов, ранее работавших в данной классе.


Организационно-кооррдинирующая функция предполагает:

- установление и поддержку связи школы и семьи (лично, вме­сте с социальным педагогом, через социального педагога, вместе с психологом);

- организацию внеурочной деятельности детей (проведение различных мероприятий);

- работу с учителями данного класса, психологом, социальным педагогом, руководителями кружков, спортивных секций, для учителей начальной школы и V-VI (VII-x) классов - с воспитате­лями группы продленного дня;

- индивидуально-педагогическую работу с каждым учащимся и коллективом в целом с учетом данных психолога, социального работника и личных наблюдений.

Коммуникативная функция заключается:

-в формировании позитивных взаимоотношений между деть­ми, управлении взаимоотношениями в классе;

-в формировании оптимальных отношений в системе «учи­тель - ученик». Здесь классный руководитель высыпает как по­средник в случае возникновения конфликта. Конфликты между учителями и учащимися бывают затяжными, когда обе стороны длительное время не могут прийти к соглашению. Тогда класс­ному руководителю нужно предложить так называет: «компромисс Иггина» -третье решение, хотя бы в минимальной степени устраивающее обе стороны (конфликты чаще всего про­исходят из-за «несправедливой» оценки и нарушения дисципли­ны на уроках);

- в обучении школьников установлению положительных взаи­моотношений с людьми.

Классный руководитель - административное лицо. Он имеет право:

- получать информацию о психическом и физическом здоро­вье детей;

- контролировать успеваемость каждого ученика;

- контролировать посещаемость учебных занятий детыми;

- координировать и направлять в единое русло работу учите­лей данного класса (а также психолога и социального педагога);

- организовывать воспитательную работу с учащимися класса через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиу­мов, тематических и других мероприятий;

-выносить на рассмотрение администрации, Совета школы предложения, согласованные с коллективом класса;

- приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу; по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комис­сию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприяти­ях, решая вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся;