ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 2088
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. Из личного опыта обучения в школе вспомните ситуации, которые способствовали (или, наоборот, мешали) установлению дружбы и сотрудничества в вашем классе. Дайте оценку поведения учителя в данных ситуациях.
7. Представьте учащихся I класса в начале учебного года. Спроектируйте действия учителя, направленные на сплочение детского коллектива и установление дружеских отношений между детьми.
8. Назовите возможные дела, которые могут помочь учителю в раскрытии интересов, увлечений, способностей:
а) младших подростков;
б) девочек в возрасте 10-12 лет;
в) мальчиков в возрасте 13-14 лет;
г) старшеклассников?
Раскройте, как полученные данные можно использовать для организации интересной и содержательной жизни детского коллектива.
9. Учитель поставил задачу: развитие интереса детей к творческой деятельности в коллективе. Укажите возможные пути решения этой задачи в группах разного возраста. Обоснуйте свои предположения.
10. Принимая участие в деятельности подростков, учитель может занимать разные позиции (консультант, инструктор, руководитель, помощник организатора, сотрудник, наблюдатель и т. п.). Какую позицию вы изберете в ситуации:
а) проведения экскурсии в музей;
6) организации выставки детских работ;
в) проведения тематического праздника «Золотая осень»;
г) поэтической гостиной с приглашением родителей.
Литература
Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества. -Киев,1991.
Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.
Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. -М., 1992.
Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.
Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. - М., 1990.
Караковский В. А., Новикова Л. И.. Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!- М., 1996.
Культура современного урока / Под ред. Н. Е. Шурковой. - М., 1997.
Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М., 1988.
Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания. - М., 1984.
Петровский В. А., Виноградова А. М., Кларина Л. М. Учимся общаться с ребенком. - М., 1993.
Психология воспитания / Под ред. В. А. Петровского. - М., 1995.
Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и групп. - М., 1988.
Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе -М., 1994.
Селиванова Н.Л. Школьный класс. - М., 1988.
Ситаров В.А., Моралов В.И. Психология и педагогика ненасилия. - М., 1997.
Совместная деятельность / Под ред. А.Л.Журавлева. - М., 1988.
Глава 17 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1. Функции классного руководителя
Классный руководитель - учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.
Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения - основополагающим документом в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения.
Педагоги-наставники подбирались очень тщательно. Наиболее высокие требования предъявлялись тем, кто выполнял обязанности, аналогичные обязанностям современного классного руководителя. Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагог должен был быть примером во всем, даже его внешний вид являлся образцом для подражания.
Во времена Единой Трудовой Школы классный руководитель назывался групповодом.
Должность классного руководителя в школе была введена 16 мая 1934 г. Постановлением СНК СССР и ЦИК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР».
Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Это был один из лучших учителей школы, утверждался он на эту должность директором. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.
В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи и др. Изменилась деятельность классической средней общеобразовательной школы. Соответственно изменился институт классного руководства.
Сейчас имеется несколько типов классного руководства:
-учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;
- классный руководитель, преподающий отдельную школьную дисциплину, т.е. имеющий минимальную учебную нагрузку. Их также называют классными дамами, кураторами (лат.: попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой-либо работой);
-классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель);
- в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также тьютора (лат.: защитник, покровитель; опекун). Тьютор может иметь минимальную учебную нагрузку.
В последнее время классного руководителя все чаще именуют классным воспитателем.
Функции, права и обязанности классного руководителя при всех версиях названия этой должности примерно одинаковы.
Поскольку деятельность школы регламентируется ее Уставом, то деятельность классного руководителя тоже основывается на этом документе.
Классный руководитель выполняет несколько функций: аналитическую, организационно-координирующую, коммуникативную.
Аналитическая функция включает в себя:
- изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся с помощью психолога (как правило, определяется тип личности, темперамент, акцентуация характера). Перед поступлением в I класс дети проходят тесты на выявление готовности к учебе и особенностей интеллектуальной деятельности. Тестирование проводит психолог, школьный или специально приглашенный;
- изучение и анализ коллектива учащихся в его развитии. Основой для этого служит беседа руководителей классов звена с учителями начальной школы, а руководителей X-XI-x классов -с классными руководителями средней школы. В результате педагоги получают первоначальные сведения о коллективе и учениках. Изучение и анализ взаимоотношений в коллективе класса лучше поручить психологу, который составит психологическую карту коллектива. Классный руководитель сам может организовать эту работу через наблюдение, беседы с учащимися, проведение специальных анкет, анализ творческих работ учащихся (сочинение типа «Наш класс»);
- анализ и оценка семенного воспитания учащихся; такие данные есть у психолога, социального педагога. Если семья «неблагополучная», то сведения о ней есть и у администрации школы;
- анализ уровня воспитанности коллектива и личности. Выводы об уровне воспитанности коллектива и личности нужно делать с привлечением всех учителей данного класса, чтобы они (выводы) были максимально объективными.
Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить воспитательный результат, оценить его и с учетом оценки результата корректировать профессиональную деятельность. Выявлять и оценивать результат надо через определенные промежутки времени: в начальной и средней школе - в конце каждой четверти (триместра), в старшей - через полгода (или в конце триместра). Подводить итоги и корректировать деятельность -личную и учителей класса - надо с помощью психолога и педагогов, ранее работавших в данной классе.
Организационно-кооррдинирующая функция предполагает:
- установление и поддержку связи школы и семьи (лично, вместе с социальным педагогом, через социального педагога, вместе с психологом);
- организацию внеурочной деятельности детей (проведение различных мероприятий);
- работу с учителями данного класса, психологом, социальным педагогом, руководителями кружков, спортивных секций, для учителей начальной школы и V-VI (VII-x) классов - с воспитателями группы продленного дня;
- индивидуально-педагогическую работу с каждым учащимся и коллективом в целом с учетом данных психолога, социального работника и личных наблюдений.
Коммуникативная функция заключается:
-в формировании позитивных взаимоотношений между детьми, управлении взаимоотношениями в классе;
-в формировании оптимальных отношений в системе «учитель - ученик». Здесь классный руководитель высыпает как посредник в случае возникновения конфликта. Конфликты между учителями и учащимися бывают затяжными, когда обе стороны длительное время не могут прийти к соглашению. Тогда классному руководителю нужно предложить так называет: «компромисс Иггина» -третье решение, хотя бы в минимальной степени устраивающее обе стороны (конфликты чаще всего происходят из-за «несправедливой» оценки и нарушения дисциплины на уроках);
- в обучении школьников установлению положительных взаимоотношений с людьми.
Классный руководитель - административное лицо. Он имеет право:
- получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;
- контролировать успеваемость каждого ученика;
- контролировать посещаемость учебных занятий детыми;
- координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога);
- организовывать воспитательную работу с учащимися класса через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
-выносить на рассмотрение администрации, Совета школы предложения, согласованные с коллективом класса;
- приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу; по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях, решая вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся;