Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2056

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Хороший контакт в общении может возникнуть только в том случае, если педагогу небезразлично, как к нему относится парт­нер, как он его воспринимает. В противном случае ребенок сразу поймет, что в нем не видят равного в общении, а лишь пытаются достигнуть с его помощью своих целей, т.е. манипулируют им, а следовательно, не относятся к нему как к полноценной личности. Искреннее уважение к партнеру по общению является необходи­мым условием возникновения хорошего контакта. В том случае, когда в качестве нашего партнера по общению выступает ребе­нок, уважение является особенно важным условием взаимодейст­вия, поскольку для ребенка оно представляет собой сигнал о том, что он любим, значим, что он хороший и у него все получается.

Активное слушание. Для того чтобы установить хороший кон­такт с партнером по общению, необходимо быть искренне заин­тересованный в нем как в личности, а следовательно, в его мыс­лях, переживаниях, настроении. Эта заинтересованность помо­гает понять, что же действительно чувствует ребенок, что ему интересно, что он имеет в виду, когда, например, просит поиг­рать с ним. Возможно, ему скучно (и тогда это просьба об обще­нии), а может быть, он не знает, как играть в эту игру (тогда это просьба о помощи), а может быть, он просто хочет привлечь к себе внимание - и в этом случае это просьба о любви. Только если мы правильно поймем ребенка, в нашем общении с ним возникнет хороший контакт.

Как же понять, что действительно чувствует и хочет ребенок? Иногда можно что-то уточнить у самого ребенка. Но, во-первых, сделать это может не позволить возраст ребенка, а во-вторых, даже взрослый человек не всегда расскажет вам о своих потаенных чувствах и желаниях; ребенок же может их просто не сознавать.

В психологии общения существует специальная техника, кото­рая дает нам возможность проникнуть во внутренний мир ребен­ка, понять его реальные интересы, настроение, эмоции. Эта тех­ника носит название активного слушания. Активное слушание партнера по общению предполагает ваше стремление понять, что же он хочет вам сказать на самом деле. В словах и поведении, в интонации и мимике ребенка всегда содержится эта информация, надо лишь внимательно к нему прислушаться. Однако, как прави­ло, в реальной жизни мы привыкли уделять слишком мало внима­ния тому, что ребенок нам говорит. Педагог часто занят собст­венными делами и заботами, жизнь в детском саду и в школе часто расписана по минутам, и мы просто не успеваем выслушать ребенка, в лучшем случае, делаем это формально.


Американский психолог Вирджиния Сатир особо подчеркивала, что, если взрослый не может выслушать ребенка, ему не стоит даже делать вид, будто он слушает. Если у ребенка возникла проблема, которую он считает важной, необходимо уделить ему все ваше внимание. Если же вы в данный момент не можете этого сделать, объясните ребенку, что сейчас вы заняты и подойдете к нему, как только освободитесь. Но при этом чрезвычайно важно помнить ваше обещание и, не дожидаясь повторного напоминания, уделить ребенку внимание, как только появится такая возможность.

Активное слушание предполагает не только общую заинтере­сованность в личности партнера, но и умение слушать. При по­мощи особой техники активного слушания, которая в психологии общения называется техникой «настройки», мы можем получить интересующую нас информацию. Настройка на партнера предпо­лагает особое внимание к нему, способность поставить себя на его место. Настраиваясь на ребенка как на партнера по общению, не стоит торопиться с выводами, имеет смысл проверить несколько возникших у вас предположений, сформулировав их, чтобы по­нять, правильно ли вы его поняли.


Уверенность в себе, самооценка. Когда мы общаемся с други­ми людьми, мы отражаемся в них, как в разных зеркалах. По­добно тому, как, глядя на себя в зеркало, мы составляем мнение о своей внешности, так же по реакции на нас партнеров по об­щению, по их отношению к нам мы составляем мнение о себе как о личности. Чем шире круг общения человека, тем больше он знает о себе, поскольку контакты с разными людьми отража­ют разные наши стороны.

Когда партнерами по общению являются взрослые, зрелые лю­ди, они в состоянии сделать поправку на то, что зеркало может оказаться кривым и искажать действительность. Однако даже взрослый человек испытывает не слишком приятное чувство, ко­гда в качестве обратной связи он видит неуважительное к себе от­ношение. Ребенок же просто не способен подвергнуть критике реакцию на себя взрослого, авторитетного для него человека. Он полностью доверяет ему и его оценке самого себя, поэтому его отношение принимается ребенком безоговорочно. Уважительное и серьезное отношение значимого взрослого в большой степени формирует отношение ребенка к себе, его уверенность в собствен­ных силах, в том, что он хороший, умный, добрый и достоин ува­жения. Точно так же влияет на развитие личности ребенка и от­ношение к нему со стороны сверстников, особенно начиная со старшего дошкольного возраста.

Таким образом, у ребенка возникает уверенность в себе, кото­рая в более старшем возрасте перерастает в самооценку. Каждый человек обладает какой-то самооценкой: мы знаем, что в этой об­ласти у нас все получается хорошо, а здесь нам имеет смысл чему-то подучиться. Но хорошо себя чувствует только тот человек, ко­торый знает, что в принципе с ним все в порядке, и если у него что-то не получается, то это не влияет на то, что он хороший че­ловек. Это значит, что его общая самооценка положительна и ус­тойчива, хотя как умный человек он понимает, что его возможно­сти ограничены.

У ребенка дошкольного и младшего школьного возраста общая самооценка находится в процессе формирования, она еще не устоялась и подвержена любому влиянию. Поэтому де­ти этого возраста (особенно первоклассник, все условия жизни которого резко поменялись, когда он пошел в школу) нужда­ются в постоянном одобрении, в подтверждении, что в прин­ципе он хороший и достоин любви. Например, данные совре­менных психологических исследований показывают, что поло­жительная самооценка ребенка играет значительно большую роль в успешном обучении, чем уровень его умственного раз­вития. Ребенок с положительной самооценкой готов рисковать и пробовать снова и снова, поскольку он верит в себя.


Однако для формирования положительной самооценки не­достаточно, если мы просто все время будем повторять ребенку: «В принципе ты хороший». Если эта оценка не будет подтвер­ждаться в каждой конкретной деятельности, он очень быстро поймет, что воспитатель или учитель неискренен и говорит так по обязанности. Поэтому, если у ребенка что-то не получается, очень важно подбодрить его, сказав, например: «Ничего страш­ного, так бывает со всеми. Попробуй еще, я знаю, что у тебя по­лучится». Если каждый конкретный успех ребенка вызывает ис­креннюю радость педагога, то это также большая поддержка для его общей положительной самооценки.

Голландский исследователь Ван-Дейк характеризует положи­тельную и отрицательную самооценку. Негативная самооценка выглядит следующим образом: «Я недооцениваю свои возмож­ности. Я не верю самому себе. Я исхожу из того, что меня ждет неудача, что бы я ни делал. Я исхожу и из того, что меня не лю­бят. Если мне что-то удается, то я говорю себе: мне повезло. Ес­ли у меня не получается, я отношу эту неудачу на собственный счет. Это меня сильно огорчает. Я колеблюсь и испытываю со­мнения при принятии решения».

А вот позитивная самооценка: «Я вижу себя таким, какой я есть. Я ставлю себе реальные цели и исхожу из того, что достигну их.

Успешные результаты я отношу на счет собственных усилий и спо­собностей. Если я терплю неудачу, это не сильно меня огорчает, и я напрягаю силы, чтобы в следующий раз обеспечить более полный успех. Я довольно хорошо умею принимать решения».

Конечно, абсолютно негативная самооценка в жизни встреча­ется очень редко. Кроме всего прочего, это объясняется также и тем, что человек, даже маленький, инстинктивно защищается от массированной и обвальной отрицательной оценки со стороны окружающих, если он с ней сталкивается. Однако наши непроду­манные реакции могут в большой мере способствовать появле­нию отрицательной самооценки.

Средства общения. Итак, в процессе взаимодействия мы получа­ем от ребенка обратную связь и сами даем ее. Какими же средства­ми пользуется субъект общения для того, чтобы давать и прини­мать сообщения обратной связи? Само собой разумеется, что мы можем просто сказать (или написать) о своей реакции, о своем впе­чатлении или чувстве. Такое общение, когда люди обмениваются информацией с помощью слов, называется вербальным. Довольно часто, однако, в общении используются и другие средства, которые передают нашему партнеру по общению определенную информа­цию, наше переживание или впечатление ничуть не менее, а иногда и более ярко, чем слова. В наибольшей степени это относится именно к эмоциям и переживаниям. Если в ответ на замечание или критику педагога ребенок просто заплачет, вы поймете чувство, которое он испытывает, гораздо лучше, чем если бы ребенок про­чел вам целую лекцию о том, как ему обидно и как несправедливо вы с ним поступили. Такие средства общения, которые позволяют партнерам осуществлять обмен информацией без использования слов, называются
невербальными. Определенное выражение лица, поворот головы, движение, манера поведения, взгляд, подмигива­ние могут сообщить очень много информации о состоянии партне­ра. Невербальные средства общения относятся к так называемому «языку тела», который присутствует в любом человеческом обще­нии. Невербальное общение, как правило, сопровождает вербальное и дополняет его. При этом используется не только «язык тела», но и такие невербальные, но сопровождающие речь средства, как интона­ции, паузы, повышение и понижение тона, громкость речи и т.п.

Таким образом, чтобы получить наиболее полную информа­цию о состоянии ребенка, необходимо обращать внимание на не­вербальные составляющие его поведения в процессе взаимодейст­вия. Наблюдая, воспитатель смотрит на ребенка и слушает его, отмечая интонацию, паузы, выражение лица, жесты и пр. Все эти невербальные (молчаливые) особенности поведения детей очень важны для наблюдателя, который хочет проникнуть во внутрен­ний мир ребенка. Именно понимание ребенка, его состояния, уровня развития, настроения, его желаний и общих устремлений дает нам возможность построить процесс общения с ним таким образом, чтобы оно способствовало его развитию.

Позиция педагогического воздействия в общении с ребенком. Иногда педагог имеет некоторый, порой неосознаваемый, образ того, каким он хотел бы видеть этого ребенка в будущем. В соот­ветствии с этим образом он может предпринимать усилия, на­правленные на то, чтобы «совместить» реального ребенка с этим идеальным образом. При этом живой ребенок воспринимается как «материал» в руках педагога - подобно глине или необрабо­танному камню. Иногда это материал послушный, иногда не очень, но в любом случае ему требуется придать определенную форму -разумеется, в его же интересах и из лучших побуждений. Воспита­телю в группе или учителю в классе кажется, что это естественно, ведь ребенка надо научить многим вещам: читать и писать, рисо­вать и петь, соблюдать правила вежливости, обрести навыки само­обслуживания - и еще многим и многим вещам, которые ребенок делать не умеет и которые будут ему необходимы в жизни.

В этом случае мы имеем дело с серией педагогических воздей­ствий на ребенка, и говорить о каком-либо общении, которое явилось бы контекстом его развития, не приходится. Мы уже под­черкивали, что общение всегда предполагает наличие, как мини­мум, двух партнеров, которые равноценны.