ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 2060
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Открытость Культуре - присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.
Открытость Обществу - обстановка детского сада соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители.
Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка (см. также принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия).
8. Принцип учета половых и возрастных различии детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Кроме того, при построении среды необходимо учитывать возрастные особенности детей при реализации каждого из принципов, раскрытых в предыдущих разделах настоящего параграфа.
6. Координация деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения при создании развивающей среды
В современном детском саду работают не только воспитатели, но и другие специалисты - музыкальные руководители, руководители по физической культуре и инструкторы по плаванию, педагоги по художественно-эстетическому развитию (преподаватели по изобразительной или театрализованной деятельности), иностранному языку, компьютерной грамотности, практические психологи, медики и др. Каждый из них организует педагогический процесс в определенных помещениях или на участке, использует соответствующее оборудование при работе с детьми, в той или иной степени принимает участие в создании дизайна среды развития ребенка. Для того чтобы эта деятельность осуществлялась профессионально, необходимо, чтобы каждый из специалистов осознал собственную ответственность за определенное направление и вместе с тем осуществлял сотрудничество со своими коллегами по тем направлениям, которые являются общими для двух или нескольких профессионалов.
Гибкое (полифункциональное) использование помещений предполагает такое их рациональное использование, при котором зоны для разнообразной активности детей организуются не только в групповых комнатах, но и в спальнях, раздевалках, коридорах, холлах и даже лестничных проемах.
Какова же роль разных специалистов в этой работе? Приведем некоторые.
За устройство помещений, относящихся к возрастным или разновозрастным группам (групповая комната, спальня, раздевалка), отвечают в первую очередь
воспитатели этих групп. При этом в организации отдельных зон для конкретных видов деятельности детей принимают участие освобожденные специалисты: например, при оформлении музыкальных уголков - музыкальный руководитель; уголка театрализованной деятельности в группе, содержащего разные виды кукольных театров, -руководитель театральной студии, если таковой имеется; при организации зон для двигательной активности - инструктор по физической культуре.
Следует выделить общие помещения, которые посещают воспитанники из разных групп. Это музыкальный и спортивный залы, бассейн, изостудия, «зимний сад», комнаты народного быта, медицинские кабинеты и др. За их оформление, оснащение и оборудование отвечают соответствующие специалисты. Однако с этими специалистами проводит консультации методист детского сада (заместитель заведующего по педагогической работе). Методист осуществляет общую координацию создания развивающей среды, обеспечивающей целостность педагогического процесса. Он обеспечивает при этом создание системы условий для воспитания и обучения детей разного возраста и по разным направлениям их развития в соответствии с образовательной программой детского сада. Поскольку методист занимается общей координацией, в его обязанности входит, например, составление графиков посещения детьми из разных групп общих помещений, времени таких помещений в режиме и по дням недели.
Создание звукового дизайна - общая задача разных педагогов, однако музыкальному руководителю принадлежит здесь особая роль. При отборе и приобретении аудиовизуальных средств, в частности аудиокассет и пластинок, важно учесть необходимость организовывать прослушивание музыкальных произведений на соответствующих занятиях, музыкальное сопровождение режимных моментов (марш для физкультурной зарядки, колыбельная при укладывании детей спать, другой музыкальный фон). Педагогический процесс можно существенно обогатить, имея звукозаписи природных явлений (шелест листьев, плеск моря, пение птиц и др.). Содержание этих звукозаписей отбирается воспитателем в соответствии с программным содержанием педагогического процесса.
Чрезвычайно важна возрастная адресованностъ игрушек и оборудования. Нередко в детском саду наблюдаются следующие явления: дети повзрослели, из младшей группы перешли в среднюю, а в групповом помещении все еще присутствуют «пирамидки» и «неваляшки». Задача воспитателя - следить за ассортиментом игрушек в соответствии с возрастом детей, а методиста - передать игрушки и оборудование в соответствующую возрастную группу.
Медицинские работники являются главными консультантами по соблюдению санитарно-гигиенических норм, созданию условий для охраны жизни и здоровья воспитанников.
Если в учреждении есть практический психолог, он должен нести ответственность за создание условий для развития и обеспечения эмоционального благополучия воспитанников. Он поможет воспитателю оборудовать «уголки уединения», проконсультирует, как лучше обеспечить ребенку психологический комфорт, организовать социальную среду развития.
Особая роль в создании среды принадлежит заведующей.
Заведующая, так же как и методист, обеспечивает целостность педагогического процесса, а кроме того, его материально-техническое оснащение, распределяя необходимые средства исходя из имеющейся экономической ситуации.
Согласованная профессиональная деятельность разных специалистов способствует созданию оптимальной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы требования к среде развития при проведении аттестации детского сада?
2. Какое место в государственном образовательном стандарте дошкольного образования занимают требования к среде развития ребенка? Почему эти требования являются составной частью государственного стандарта? Из каких основных компонентов он состоит?
3. Какие качества и свойства формируются у ребенка в условиях развивающей среды?
4. Какие изменения в создании среды современного дошкольного учреждения можно оценить как новые прогрессивные подходы? Как они способствуют развитию ребенка и его эмоциональному благополучию?
5. Назовите принципы построения развивающей среды. Какие из них могут быть реализованы в детском саду в ближайшее время, а какие - в более отдаленной перспективе? Объясните, почему именно.
6. Как организовать взаимодействие специалистов по созданию развивающей среды в детском саду? Приведите примеры того, в чем могут участвовать и за что именно отвечать разные специалисты.
Литература
Детские ясли-сады. Нормы проектирования // Справочник по дошкольному воспитанию. Основные законодательные и инструктивные документы / Под ред. А. И. Шустова. - Изд. 4-е, испр. и доп. - М., 1980.
Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений (детские ясли, детские сады, детские ясли-сады) // Справочник по дошкольному воспитанию. - М., 1980.
Типовые правила пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных и других учебно-воспитательных учреждений Министерства просвещения СССР // Справочник по дошкольному воспитанию. - М., 1980.
Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в России. - М., 1996.
Стеркина Р. Б. О ходе российского эксперимента по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений и разработке государственных стандартов дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 1996. -№ 8; Вестник образования. - 1996. -№11.
Стеркина Р. Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 2.
Стеркина Р. Б. Каким быть государственному стандарту дошкольного образования // Обруч. - 1996. - № 4.
Стеркина Р. Б. Поговорим о преемственности // Обруч. - 1996. - № 5.
Стеркина Р. Б. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации // Дошкольное образование в России. - М., 1996.
Петровский В. А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // Дошкольное образование в России. - М., 1993.
Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений. - М., 1997.
Эксперимент по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений в Российской Федерации // Вестник образования. - 1994. -№11.
Развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении // Обруч. -1997.-№3.
Глава 20 ОБЩЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1. Общение
Начиная с рождения человек живет среди других людей. Сначала, в младенческом возрасте, круг его общения довольно узок -это близкие взрослые, которых он хорошо знает. Затем в его жизни появляются менее знакомые люди и сверстники. Это тоже происходит довольно рано - некоторые психологи считают, что уже на втором году жизни можно отметить первые признаки общения между детьми. Чем старше становится человек, тем шире круг его общения, тем разнообразнее его контакты.
Общающийся человек называется субъектом общения. При этом очевидно, что общение как психологический процесс помимо субъекта общения предполагает, как минимум, еще одного или нескольких людей, которые являются его партнерами по общению. Понятно также, что каждый из партнеров по общению, в свою очередь, также является субъектом общения. Следовательно, в общении всегда участвуют двое или более субъектов.
В психологии отсутствует общепринятое определение общения, поскольку оно составляет контекст всей нашей жизни и проникает во все ее сферы. Психическое развитие человека, его образование, установки, нормы и ценности, привычки и манеры, весь стиль его жизни зависят от его общения. В частности, в психолого-педагогической литературе описан так называемый «феномен Маугли», когда исследователи находили детей, воспитанных животными. Эти дети вели себя как животные (причем именно те животные, у которых они воспитывались) и, в сущности, не являлись людьми. При этом чем старше такой ребенок, т.е. чем дольше он прожил в среде животных, тем меньше остается возможностей для его возвращения в человеческое общество; для детей старше 8-10 лет этот процесс необратим.
Функции общения. Итак, общение представляет собой сложный, многогранный процесс, в котором могут быть выделены следующие его стороны, или функции:
- коммуникация (обмен информацией);
- интеракция (обмен действиями);
- социальная перцепция (восприятие людьми друг друга).
Функции общения дают нам представление о том, что конкретно происходит в процессе общения между людьми и каковы могут быть его результаты. Коммуникация, или коммуникативная сторона общения, отражает процессы обмена информацией между общающимися людьми. При этом отдельный акт передачи информации от одного партнера другому и ее приема называется