ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 2048
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Вспомните примеры из вашей практики, когда вам приходилось сидеть за столом, за спинами своих сокурсников, и когда вы общались, сидя в кругу. Как вы считаете, когда вы были более активны? Почему?
2. В колледжах и институтах существуют разные формы занятии: лекции, семинары, практические занятия. Как вы думаете, какая организация пространства лучше подходит для лекции, для семинара, для практикума? Почему?
3. Вспомните, какую педагогическую позицию обычно занимаете вы, общаясь с детьми в группе детского сада или в классе школы.
4. Сравните педагогическую позицию разных педагогов в группах детского сада или в классах школы, где вы проходите практику. Как вы думаете, какое влияние разная педагогическая позиция оказывает на развитие ребенка?
5. Какие проблемы возникают у вас, когда вы пытаетесь реализовать во взаимодействии с ребенком позицию партнерского общения?
Практическое занятие по активному слушанию
Проигрывая предложенные ниже ситуации, разбейтесь на пары. Одну и ту же ситуацию имеет смысл проигрывать два раза: в первом случае один студент из пары берет на себя роль воспитателя, а другой - ребенка. Во втором случае студенты меняются ролями: студент, бывший воспитателем, становится ребенком, и наоборот.
Задание 1
В обоих случаях студент, играющий роль воспитателя, отвечает ребенку как невнимательный слушатель.
Инструкция «воспитателю». Представьте себе, что вы в группе чем-то заняты. К вам походит ребенок и говорит одну из следующих фраз:
1. «А Вася отобрал у меня паровозик!»
2. «Они не принимают меня играть!»
3.«А вот я нарисовал!»
4. «А маму вчера отвезли в больницу».
5. (Придумайте или вспомните сами типичную проблему, с которой ребенок может обратиться к воспитателю.)
Вы должны ответить ребенку как невнимательный слушатель.
Инструкция «ребенку». Представьте себе, что вы ребенок определенного возраста (от 3 до 7 лет). У вас возникла одна из проблем, которые перечислены выше. Вы подходите к воспитателю и говорите одну из приведенных выше фраз.
Ситуация продолжается 1-2 мин. После окончания ситуации студент, игравший роль ребенка, рассказывает своему напарнику, что он почувствовал, услышав ответ воспитателя. После обсуждения, которое длится 2-3 мин, студенты меняются ролями и выбирают другую проблему из предложенных выше.
Задание 2
В обоих случаях студент, играющий роль воспитателя, отвечает ребенку как внимательный слушатель.
Инструкция «воспитателю». Ситуация такая же, что в задании 1, однако вы отвечаете ребенку как внимательный слушатель.
Инструкция «ребенку». Ситуация такая же, что в задании 1, однако для проигрывания ситуации 2 выберите другую проблему из предложенного списка, чем та, которую вы обсуждали в задании 1.
После окончания ситуации происходит обсуждение, затем участники меняются ролями.
Литература
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
Выготский Л. С. Проблемы психического развития ребенка // Хрестоматия по психологии. - М., 1977.
Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. -М, 1992.
Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986.
Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1979.
Леонтьев A.H. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики.-М., 1981.
Обухова Л. Ф. Проблема соотношения обучения и умственного развития // Концепция Жана Пиаже: за и против. - М., 1981.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. - М., 1995.
Смирнова Е. О. Пути формирования произвольного поведения // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 10.
Раздел V СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Глава 21 ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
1. Основные принципы образовательной политики Российской Федерации
Система образования формируется государством. Государство определяет структуру всей системы в целом, принципы ее функционирования и направления (перспективы) развития.
Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики. Именно они регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране. Кроме того, все образовательные программы строятся с учетом этих принципов.
Принципы государственной политики в области образования отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании» (О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» 1996 г.). В соответствии с этим законом государственная политика основывается на принципах, утверждающих, что система образования должна:
1. Носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
2. Поддерживать единое культурное и образовательное пространство во всей стране, т. е. не только обучать учащихся, но защищать и развивать национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности.
3. Создавать условия для общедоступности образования, приспособления системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
4. Иметь светский (т.е. не религиозный) характер и в государственных, и в муниципальных образовательных учреждениях (к негосударственным учреждениям это не относится).
5. Поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внимательно относиться к различным мнениям и подходам (исключение составляет деятельность политических партий - в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается).
6. Носить демократический, государственно-общественный характер управления образованием и допускать автономность (самостоятельность) образовательных учреждений.
2. Понятие системы образования
Подготовка подрастающего поколения к жизни и осуществление тех целей и задач, которые выдвигаются обществом в области воспитания, немыслимы без соответствующей образовательной системы.
Сама система формировалась постепенно. Вначале она включала только образовательные учреждения. В Древней Руси, например, это были школы, действовавшие при монастырях, храмах и церквях. Они спонтанно (самопроизвольно) возникали и закрывались. Учебный материал был результатом творчества самих преподавателей. Они преподавали то, что знали, и так, как себе это представляли. Никакой системы контроля за качеством преподавания в этих школах и тем более централизованной системы отбора содержания преподаваемых дисциплин в то время не было.
С укреплением государственности власти попытались взять действующие школы под свой контроль. Для этого были созданы специальные (общегосударственные и местные) органы управления образовательными учреждениями. Таким образом, система образования стала включать в себя уже два вида учреждений: образовательные учреждения и органы управления образовательными учреждениями. В таком виде система образования в России существовала вплоть до введения в действие Закона Российской Федерации «Об образовании» в 1992 г.
С принятием нового закона в системе образования значительную роль стали играть государственные образовательные стандарты. Они определяли содержание тех образовательных программ, которые реализовывались в образовательных учреждениях. Государственные образовательные стандарты наряду с органами управления начали регламентировать деятельность учреждении образования и определять общие параметры всей системы образования в целом. Поэтому с 1992 г. система образования пополнилась еще одним компонентом - образовательными программами, построенными на основе государственных образовательных стандартов. Более того, образовательные стандарты стали ведущей характеристикой деятельности системы образования.
Сегодня система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих;
- государственных образовательных стандартов образовательных программ;
- сети образовательных учреждений;
- органов управления образованием.
Образовательные программы определяют содержание образования на каждом конкретном уровне образования в данном образовательном учреждении.
Образовательная программа любого образовательного учреждения состоит из двух частей. Первая часть формируется на основании федерального компонента образовательного стандарта (более 70% содержания программы). Это так называемый обязательный минимум содержания образовательной программы. Он устанавливается государственным образовательным стандартом по соответствующему предмету и обязателен для всех граждан России.
Вторая часть образовательной программы создается на основании национально-регионального компонента образовательного стандарта и является обязательной только для граждан России, проживающих в данном регионе. К примеру, для учащихся, обучающихся в школах Москвы, введен специальный курс под названием «Москвоведение». Этот предмет необязателен для школ других регионов (Татарстан, Чувашия и др.), а преподается только в столице и является частью регионального компонента.
Все образовательные программы в Российской Федерации подразделяются на общеобразовательные и профессиональные.
Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ. К общеобразовательным относятся следующие программы:
- дошкольного образования;
- начального общего образования (I-IV классы);
- основного общего образования (V-IX классы);
- среднего (полного) общего образования (X-XI классы).
Профессиональные программы предназначены для подготовки специалистов соответствующих квалификаций путем последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней обучающихся. К профессиональным относятся образовательные программы:
- начального профессионального образования;
- среднего профессионального образования;
- высшего профессионального образования;
- послевузовского профессионального образования.
Для всех представленных выше основных образовательных программ (и общеобразовательных, и профессиональных) государственный образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания.