ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 2125
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кроме основных образовательных программ в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные образовательные программы (факультативы, курсы по желанию родителей и детей, программы дворцов детского творчества и т.д.).
Образовательные учреждения. Прямыми задачами образовательного учреждения являются обучение и воспитание учащихся.
К числу образовательных учреждений относятся детские сады. Для них главной задачей является обеспечение содержания и воспитания. Если в школе главной задачей выступает обучение, то в детском саду основная задача - воспитание.
Таким образом, образовательным учреждением можно назвать только то учреждение, которое решает эти две задачи одновременно. Поэтому образовательным называется учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).
В связи с тем что образовательные учреждения реализуют различные образовательные программы и работают с учащимися разного возраста, уровня подготовки и способностей, различают образовательные учреждения нескольких типов. К образовательным относятся учреждения следующих типов:
1. Дошкольные.
2. Общеобразовательные (начального, основного и среднего общего образования).
3. Профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования).
4. Дополнительного образования (детей, взрослых).
5. Специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии.
6. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
7. Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Образовательные учреждения каждого типа могут подразделяться на виды (внутри своего типа). Сегодня, выбирая для своего ребенка школу, родители часто сталкиваются с проблемой, куда его отдать учиться: в гимназию, лицей, а может, в колледж? Все эти многообещающие названия обозначают вид общеобразовательного учреждения. Поступая в учебное заведение среднего профессионального образования, мы можем оказаться перед аналогичным выбором. Куда лучше поступать - в педучилище или в педколледж?
В Москве кроме обычного общеобразовательного учреждения (школы) официально утверждены еще три вида общеобразовательных учреждений (распоряжение премьера Правительства Москвы от 19 февраля 1996 г. № 151-РП). К ним относятся гимназия, лицей и школа с углубленным изучением отдельных предметов.
Гимназия - вид общеобразовательного учреждения, ориентированного на формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Она функционирует в составе V-XI классов. Образование в гимназии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких (не менее двух) иностранных языков.
Лицей может открываться только на базе профильного высшего учебного заведения. Совместно с вузом лицей образует учебный комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших (начиная с VIII) классов. Лицей предназначен для проведения повышенной подготовки по отдельным предметам, осуществления ранней профилизации учащихся и подготовки выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.
Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов дает расширенное, углубленное образование по отдельному или нескольким предметам одной, выбранной области знаний и осуществляет раннюю профилизацию в соответствующей области знаний. Для реализации разработанной образовательной программы школа может привлекать профессорско-преподавательский состав вузов, сотрудников научно-исследовательских учреждений, учреждений культуры. Такая школа включает в себя все три ступени с I по XI класс.
Кроме этих, утвержденных официально, в России образуются и действуют и другие виды общеобразовательных учреждений. Широкое распространение получили такие виды, как воскресные школы, авторские школы, учебные комплексы «детский сад -школа» и др.
Органы управления образованием. Все мы знаем, что Российская Федерация состоит из различных субъектов Федерации (Чувашия, Татарстан и др.), и поэтому управление всей хозяйственной деятельностью в стране осуществляется на двух уровнях: общегосударственном и на уровне конкретного субъекта Федерации. Кроме того, управление на местах - в городе, районе - осуществляется органами местного управления (третий уровень).
Подобно этой хозяйственной системе управления построено и управление образованием. Оно включает в себя органы управления трех уровней.
Первый, федеральный, уровень включает в себя органы управления образованием общегосударственного значения. К ним относятся федеральные органы управления образованием (Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и другие федеральные органы, имеющие отношение к системе образования).
Второй уровень органов управления образованием - это уровень субъектов Российской Федерации (Министерство образования Чувашии, Департамент образования г. Москвы, Министерство образования Ростовской области и т. д.).
К третьему, местному, уровню относятся районные и городские органы управления образованием (управления образованием при местных администрациях).
К ведению федеральных органов управления образованием относятся вопросы стратегического характера. Основными являются следующие:
1) формирование и осуществление федеральной политики в области образования;
2) разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования (в том числе Федеральной программы развития образования);
3) установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
4) разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях, установление порядка их создания, реорганизации и ликвидации;
5) установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
6) установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;
7) установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Органы управления образованием субъектов Федерации определяют особенности реализации федеральных законов и нормативов в своих регионах. В их ведении находятся:
1) формирование законодательства субъектов Российской Федерации в области образования;
2) разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования;
3) установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
4) определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений
;
5) формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование, установление местных налогов на образование и т.д.
3. Формы получения образования
Образовательное учреждение в своей деятельности реализует одну или несколько образовательных программ. Однако формы освоения гражданином Российской Федерации образовательной программы могут быть различны. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательной программы допускается:
1) в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;
2) в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Первая форма характеризуется тем, что в ходе образования постоянно существует связь «обучаемый - преподаватель». Эта связь может осуществляться в ходе непосредственного общения (при очном и очно-заочном обучении) или через контрольные работы (при заочном обучении).
При второй форме освоения образовательной программы обучаемый только сдает экзамены по определенным частям образовательной программы. При этом преподаватели не следят за процессом его подготовки. Вся ответственность за качество освоения образовательной программы лежит на родителях ребенка и на нем самом.
Первая и вторая формы получения образования принципиально различны. Однако Закон Российской Федерации «Об образовании» разрешает сочетание этих различных форм. Следовательно, любой ребенок, обучающийся в школе, из любого класса может быть переведен на вторую форму обучения сроком на один, два и более лет. Для этого необходимо только желание родителей и оформление соответствующих документов.
Контрольные вопросы
1. Что объединяет система образования? Какой элемент в системе появился последним и с чем это связано?
2. Каковы основные принципы образовательной политики Российской Федерации?
3. Что такое образовательные программы? Какие существуют образовательные программы?
4. Из каких элементов состоят образовательные программы?
5. В каком случае учреждение можно назвать образовательным?
6. Какие существуют типы образовательных учреждений?
7. Какие существуют виды образовательных учреждений?
8. По какому принципу построено управление образованием?
9. Какие вопросы относятся к ведению органов управления федерального и местного уровней?
10. Какие существуют формы получения образования?
Литература
Днепров Э.Д. Пересмотр Закона РФ «Об образовании»: опасности и необходимость. - М., 1995.
Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. - М., 1994.
О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». - М., 1996.
Харламов И. Ф. Педагогика. - М., 1990.
Глава 22 ИННОВАЦИИ И РЕФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ В 80-90-х ГОДАХ
Изменения как постоянный процесс. Если внимательно взглянуть на развитие человека и всего человеческого общества в целом, можно увидеть, что идут два процесса. Первый - это развитие человека как существа, т.е. открытие им новых знаний, освоение неизвестных ранее умений, накопление опыта поведения. Второй -развитие всего общества в целом - принятие новых, более демократичных и человечных ценностей, норм, установление более гуманных отношений, повышение материального уровня. Таким образом, можно сказать, что каждое последующее общество совершеннее предыдущего.
Общество не является чем-то постоянным и неизменным, оно представляет собой единый организм, способный к преобразованию и находящийся в постоянном процессе преобразования. Каждое изменение в обществе есть продукт совместного труда его членов, который складывается частично из результата сотрудничества современников, а частично из результатов труда предшественников. Поэтому всегда существует связь между предыдущими и сегодняшними изменениями.
Изменения характерны не только для нашего времени, нашего общества и нашей жизни - они отражают одно из основных свойств природы вообще, являясь отражением и выражением вечного человеческого беспокойства, борьбы человека за лучшую жизнь, постоянного поиска чего-то нового, лучшего. Однако надо отметить, что, если в недавнем прошлом такие изменения происходили очень медленно, то сегодня скорость и количество их увеличиваются. С развитием науки и техники растет число областей, в которых возможны эти изменения. Высокий уровень технологий позволяет совершать любые изменения довольно быстро. Скорость проведения, внедрения изменений является весьма красноречивым показателем и поэтому его часто используют для характеристики уровня развития общества.