ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 2041
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Необходимость постоянного процесса образования, которое сейчас называют непрерывным образованием, заставляет развивать в системе образования не только учебные заведения среднего профессионального и высшего профессионального образования. Непрерывное образование предполагает и развитие широкой системы образовательных учреждений, усовершенствования и переквалификации уже имеющих образование и работающих людей.
Нововведения и педагогические инновации в образовании. Сегодня в сфере образования внедряется громадное количество инноваций различного характера, направленности и значимости. Проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику и технологию преподавания. К нововведениям в сфере образования относят следующие изменения:
1) в общественном положении образования и уровне финансирования системы;
2) в структуре системы образования;
3)в содержании образования, т.е. в учебных планах и программах по всем или отдельным предметам;
4) во внутренней организации деятельности школы;
5) в отношениях «учитель - ученик»;
6) в методах обучения;
7) в оборудовании учебных заведений и использовании информационных технологий в образовании;
8) в строительстве зданий и помещений для учебных заведений.
Все мы хорошо знаем, что общественное положение образования может в течение времени изменяться. Еще совсем недавно, в начале 80-х годов, почти все выпускники средних общеобразовательных школ стремились поступить в вузы. А спустя всего десять лет - в начале 90-х годов - престиж образования упал, количество желающих поступить в институт резко сократилось. Во многих высших учебных заведениях появилась проблема с набором студентов. Отношение к образованию в обществе можно определять по той доле финансирования, которая выделяется государством на систему образования. Сравнивая финансирование системы текущего года с теми, которые были выделены в прошлом, позапрошлом и т.д. году, мы видим изменения в общественном положении образования.
Структура системы образования весьма подвижный элемент системы образования (структуры министерства, управлений образования регионального и районного уровня). Изменения в ней происходят очень часто и не всегда носят позитивный характер. Дело в том, что хотя структура и является государственным элементом, но на него очень сильное влияние оказывает субъективный фактор - желания, стремления, убеждения и вместе с этим просчеты отдельных лиц.
Содержание образования - более стабильный фактор, однако он тоже претерпевает изменения. Изменения здесь являются результатом открытий в различных областях науки и изменений в технологиях производства.
Внутренняя организация школьной деятельности включает в себя организацию определенного типа школы, интерната и различных типов школ с продленным днем, школ без классов (США), а также организацию некоторых вопросов учебной деятельности (группирование учеников в зависимости от успехов по отдельным предметам, организация кабинетного обучения и т.д.).
Отношения «учитель - ученик» в значительной степени зависят от общего уровня развития общества. Поэтому характеристика типичных для массовой школы отношений является отражением характеристики отношений в обществе. Многие выдающиеся учителя становились таковыми в результате того, что они обгоняли свое время и формировали в классах и школах более гуманные человеческие отношения, которые будут характерны для образования через несколько десятилетий.
К нововведениям в методах обучения следует отнести: групповое обучение, различные формы индивидуальной работы, различные формы бригадного обучения, введение систем развивающего обучения и др.
Изменения в оборудовании учебных заведений и использовании информационных технологий в образовании включают в себя: применение аудиовизуальных и других средств дидактической техники, диапозитивы, фильмы, микрофильмы, проигрыватели, магнитофоны, программируемое обучение с ЭВМ и без него, радиопередачи, телевидение. Применение на уроках аудиовизуальной и компьютерной техники требует введения новой методики, организации обучения.
Здания и оборудование помещений для учебных заведений являются необходимым элементом образовательного процесса, однако, как мы видим на многих примерах, они не представляют собой определяющий фактор образования.
Реформы и педагогические инновации. Следует различать реформы и педагогические инновации. Реформой называют те нововведения, которые организуются и проводятся государственной властью. Результатами реформы могут быть изменения в общественном положении образования, в структуре системы образования, в содержании образования, во внутренней организации деятельности школы.
Конечно, можно различать реформы общегосударственного и внутриведомственного (т.е. проводимого только в рамках системы образования) масштаба. Однако при этом всегда следует помнить, что любая внутриведомственная реформа, если она достаточна значима, всегда согласуется с высшим руководством государства и идет во взаимосвязи с реформированием в других областях. И в этом смысле разделять реформы на внутрипедагогические и внепедагогические (общегосударственные) не имеет смысла.
Другое дело - педагогические инновации. Они точно являются результатом деятельности людей внутри системы образования. Педагогическими инновациями называются такие нововведения, которые разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.
Не все изменения, происходящие в сфере образования, мы называем педагогическими инновациями. К примеру, изменение общественного положения образования, повышение его статуса и увеличение финансирования нельзя назвать педагогическими инновациями. Это скорее результат каких-то социальных процессов, реформ или изменения политических ориентации общества, т.е. результат проведения политических реформ.
Изменения в оборудовании учебных заведений и строительстве зданий также нельзя назвать чисто педагогическими инновациями - это скорее результат введения инноваций в сфере компьютерной техники, производства учебных пособий, архитектуре, строительстве и др.
Изменения в структуре системы образования также нельзя назвать педагогическими инновациями. Это скорее инновации в сфере управления образованием. Отчасти к управленческим инновациям относятся и нововведения во внутренней организации деятельности школ (если эти нововведения не являются вынужденными в результате введения педагогических инноваций).
Таким образом, к чисто педагогическим инновациям можно отнести лишь изменения:
1) в содержании образования, т.е. в учебных планах и программах по всем или отдельным предметам;
2) во внутренней организации деятельности школы;
3) в отношениях «учитель - ученик»;
4) в методах обучения.
Взаимосвязь педагогических инновации и реформ. Широкое инновационное движение - необходимое явление для реформы. Его наличие выступает основным социальным условием проведения реформы. Такое движение является не только важнейшим условием проведения реформы, но и средством подготовки к реформе. Инновационное движение позволяет формировать сознание и направленность активности педагогической общественности, создавать профессиональные объединения. Образно говоря, инновационное движение представляет собой несущую конструкцию образовательной реформы.
Инновационное движение представляет собой общественно-педагогическое движение, перерастающее рамки образовательной сферы. Оно становится важнейшим фактором
самоорганизации и саморазвития общества, энергией которого обеспечивается проведение в жизнь программ демократических реформ.
Причины реформирования. Цель образования сегодня - это создание условия для развития и саморазвития учащихся, воспитания у них способности принимать самостоятельные решения. Поэтому центром новой государственной образовательной политики становится личность человека - в полном соответствии со «Всеобщей декларацией прав человека». Реализация этого права потребовала принципиальных изменений всей системы образования России, формирования новой образовательной политики.
Реформированию подверглись сами цели образования, его экономический фундамент, управление системой образования, структура школы, форма оплаты за обучение. Основными причинами реформирования выступали:
1. Попытка уйти от тоталитарности в образовании и демократизировать систему образования.
2. Стремление гуманизировать образование для учета интересов отдельного человека.
3. Необходимость приспособления к новым экономическим условиям существования общества и системы образования.
4. Создание условий для формирования системы образования, которая бы обеспечивала качественное освоение учащимися знаний.
Особенности реформирования. Реформирование системы образования в России в 80-90-е годы имеет ряд особенностей.
Одной из важнейших особенностей реформирования системы образования является проведение реформирования в условиях тяжелейшего политического, экономического и социального кризисов. Произошедший в СССР политический кризис явился толчком для проведения реформы. Можно сказать, что он явился необходимым условием для проведения реформы. На начальном этапе реформирования системы образования появление новых условий деятельности сыграло положительную роль и позволило раскрыть все имеющиеся в образовании возможности и сформировать систему, открывающую достаточно широкий спектр возможностей для получения образования.
Однако усиление экономического кризиса привело к необходимости введения режима жесткой экономии финансовых средств и сокращения или полной ликвидации ряда образовательных программ. Сокращение финансирования системы образования привело к торможению процесса дальнейшего развития системы образования. Этот период заставил отодвинуть в сторону собственно педагогические цели реформирования системы образования, на время остановить их реализацию и выдвинуть вперед чисто экономические задачи - задачи выживания системы в существующем ее виде.
Второй важнейшей особенностью реформирования системы образования в России явилась параллельность развития экономико-политических преобразований и реформирования образования. Углубление реформы в образовании шло рука об руку с усилением экономических изменений в стране. Такая параллельность явилась необходимым условием развития реформы на протяжении длительного промежутка времени.
Другой важнейшей особенностью реформирования системы образования в России являются ее продолжительность и растянутость. Начиная с 1984 г. в системе образования происходит целый ряд серьезных изменений. За крутыми экономическими переменами последовали изменения во всех социальных сферах, в том числе и в образовании.
Изменения проходят постепенно, как бы накапливаясь. При этом резкие изменения не всегда называются реформами, а проходят как бы вынужденно, под знаком введения новых законодательных актов «для обеспечения деятельности учреждений образования в новых экономических условиях». Таким образом, реформа в системе образования носит не только растянутый, но и неявный, скрытый характер. На втором и третьем этапах чаще всего реформирование проводилось под лозунгом приспособления системы образования к сложившимся экономическим и социальным условиям.
Основные причины реформирования. Было бы неверным замалчивать сильные стороны прежней российской системы образования. Она укрепляла своим потенциалом государственную мощь и цементировала общественное сознание, поддерживала необходимый уровень научно-технической мысли, осуществляла интеллектуальное самообеспечение страны в условиях ее международной изоляции. Российская система образования стимулировала социальную мобильность молодежи и предоставляла широкие гарантии бесплатного образования на всех уровнях, что, в свою очередь, обеспечивало ее массовость и общедоступность.
Вместе с тем позитивные начала находились в противоречии с социально-административным укладом экономики, идеологизированным содержанием образования. Сосредоточение в руках государства всех рычагов воздействия на образование сводило к минимуму поддержку образовательных учреждений со стороны производства и со стороны науки. Не могли внести свой вклад в развитие образования и его потребители, т.е. те, кому оно предназначалось. Из-за этого возникла крайне слабая чувствительность образовательного комплекса к реальным потребностям отдельного ребенка.