Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2041

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Необходимость постоянного процесса образования, которое сейчас называют непрерывным образованием, заставляет разви­вать в системе образования не только учебные заведения среднего профессионального и высшего профессионального образования. Непрерывное образование предполагает и развитие широкой сис­темы образовательных учреждений, усовершенствования и пере­квалификации уже имеющих образование и работающих людей.

Нововведения и педагогические инновации в образовании. Сего­дня в сфере образования внедряется громадное количество инно­ваций различного характера, направленности и значимости. Про­водятся большие или малые государственные реформы, внедря­ются новшества в организацию, содержание, методику и технологию преподавания. К нововведениям в сфере образования относят следующие изменения:

1) в общественном положении образования и уровне финанси­рования системы;

2) в структуре системы образования;

3)в содержании образования, т.е. в учебных планах и про­граммах по всем или отдельным предметам;

4) во внутренней организации деятельности школы;

5) в отношениях «учитель - ученик»;

6) в методах обучения;

7) в оборудовании учебных заведений и использовании инфор­мационных технологий в образовании;

8) в строительстве зданий и помещений для учебных заведений.

Все мы хорошо знаем, что общественное положение образова­ния может в течение времени изменяться. Еще совсем недавно, в начале 80-х годов, почти все выпускники средних общеобразова­тельных школ стремились поступить в вузы. А спустя всего десять лет - в начале 90-х годов - престиж образования упал, количество желающих поступить в институт резко сократилось. Во многих высших учебных заведениях появилась проблема с набором сту­дентов. Отношение к образованию в обществе можно опреде­лять по той доле финансирования, которая выделяется государ­ством на систему образования. Сравнивая финансирование сис­темы текущего года с теми, которые были выделены в прошлом, позапрошлом и т.д. году, мы видим изменения в общественном по­ложении образования.

Структура системы образования весьма подвижный элемент системы образования (структуры министерства, управлений обра­зования регионального и районного уровня). Изменения в ней происходят очень часто и не всегда носят позитивный характер. Дело в том, что хотя структура и является государственным эле­ментом, но на него очень сильное влияние оказывает субъектив­ный фактор - желания, стремления, убеждения и вместе с этим просчеты отдельных лиц.


Содержание образования - более стабильный фактор, однако он тоже претерпевает изменения. Изменения здесь являются ре­зультатом открытий в различных областях науки и изменений в технологиях производства.

Внутренняя организация школьной деятельности включает в се­бя организацию определенного типа школы, интерната и различ­ных типов школ с продленным днем, школ без классов (США), а также организацию некоторых вопросов учебной деятельности (группирование учеников в зависимости от успехов по отдельным предметам, организация кабинетного обучения и т.д.).

Отношения «учитель - ученик» в значительной степени зависят от общего уровня развития общества. Поэтому характеристика типичных для массовой школы отношений является отражением характеристики отношений в обществе. Многие выдающиеся учи­теля становились таковыми в результате того, что они обгоняли свое время и формировали в классах и школах более гуманные че­ловеческие отношения, которые будут характерны для образования через несколько десятилетий.

К нововведениям в методах обучения следует отнести: группо­вое обучение, различные формы индивидуальной работы, различ­ные формы бригадного обучения, введение систем развивающего обучения и др.

Изменения в оборудовании учебных заведений и использовании информационных технологий в образовании включают в себя: применение аудиовизуальных и других средств дидактической тех­ники, диапозитивы, фильмы, микрофильмы, проигрыватели, маг­нитофоны, программируемое обучение с ЭВМ и без него, радиопе­редачи, телевидение. Применение на уроках аудиовизуальной и компьютерной техники требует введения новой методики, органи­зации обучения.

Здания и оборудование помещений для учебных заведений яв­ляются необходимым элементом образовательного процесса, од­нако, как мы видим на многих примерах, они не представляют собой определяющий фактор образования.

Реформы и педагогические инновации. Следует различать ре­формы и педагогические инновации. Реформой называют те ново­введения, которые организуются и проводятся государственной властью. Результатами реформы могут быть изменения в общест­венном положении образования, в структуре системы образова­ния, в содержании образования, во внутренней организации дея­тельности школы.

Конечно, можно различать реформы общегосударственного и внутриведомственного (т.е. проводимого только в рамках систе­мы образования) масштаба. Однако при этом всегда следует пом­нить, что любая внутриведомственная реформа, если она доста­точна значима, всегда согласуется с высшим руководством госу­дарства и идет во взаимосвязи с реформированием в других облас­тях. И в этом смысле разделять реформы на внутрипедагогические и внепедагогические (общегосударственные) не имеет смысла.



Другое дело - педагогические инновации. Они точно являются результатом деятельности людей внутри системы образования. Пе­дагогическими инновациями называются такие нововведения, которые разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.

Не все изменения, происходящие в сфере образования, мы назы­ваем педагогическими инновациями. К примеру, изменение обще­ственного положения образования, повышение его статуса и увели­чение финансирования нельзя назвать педагогическими инновация­ми. Это скорее результат каких-то социальных процессов, реформ или изменения политических ориентации общества, т.е. результат проведения политических реформ.

Изменения в оборудовании учебных заведений и строительстве зданий также нельзя назвать чисто педагогическими инновациями - это скорее результат введения инноваций в сфере компьютерной техники, производства учебных пособий, архитектуре, строитель­стве и др.

Изменения в структуре системы образования также нельзя на­звать педагогическими инновациями. Это скорее инновации в сфе­ре управления образованием. Отчасти к управленческим инноваци­ям относятся и нововведения во внутренней организации деятельно­сти школ (если эти нововведения не являются вынужденными в ре­зультате введения педагогических инноваций).

Таким образом, к чисто педагогическим инновациям можно отнести лишь изменения:

1) в содержании образования, т.е. в учебных планах и про­граммах по всем или отдельным предметам;

2) во внутренней организации деятельности школы;

3) в отношениях «учитель - ученик»;

4) в методах обучения.

Взаимосвязь педагогических инновации и реформ. Широкое ин­новационное движение - необходимое явление для реформы. Его наличие выступает основным социальным условием проведения реформы. Такое движение является не только важнейшим услови­ем проведения реформы, но и средством подготовки к реформе. Инновационное движение позволяет формировать сознание и на­правленность активности педагогической общественности, созда­вать профессиональные объединения. Образно говоря, инноваци­онное движение представляет собой несущую конструкцию обра­зовательной реформы.

Инновационное движение представляет собой общественно-педагогическое движение, перерастающее рамки образовательной сферы. Оно становится важнейшим фактором
самоорганизации и саморазвития общества, энергией которого обеспечивается прове­дение в жизнь программ демократических реформ.

Причины реформирования. Цель образования сегодня - это соз­дание условия для развития и саморазвития учащихся, воспитания у них способности принимать самостоятельные решения. Поэтому центром новой государственной образовательной политики стано­вится личность человека - в полном соответствии со «Всеобщей декларацией прав человека». Реализация этого права потребовала принципиальных изменений всей системы образования России, формирования новой образовательной политики.

Реформированию подверглись сами цели образования, его экономический фундамент, управление системой образования, структура школы, форма оплаты за обучение. Основными причи­нами реформирования выступали:

1. Попытка уйти от тоталитарности в образовании и демокра­тизировать систему образования.

2. Стремление гуманизировать образование для учета интере­сов отдельного человека.

3. Необходимость приспособления к новым экономическим ус­ловиям существования общества и системы образования.

4. Создание условий для формирования системы образования, ко­торая бы обеспечивала качественное освоение учащимися знаний.

Особенности реформирования. Реформирование системы обра­зования в России в 80-90-е годы имеет ряд особенностей.

Одной из важнейших особенностей реформирования системы образования является проведение реформирования в условиях тя­желейшего политического, экономического и социального кризисов. Произошедший в СССР политический кризис явился толчком для проведения реформы. Можно сказать, что он явился необходи­мым условием для проведения реформы. На начальном этапе ре­формирования системы образования появление новых условий дея­тельности сыграло положительную роль и позволило раскрыть все имеющиеся в образовании возможности и сформировать систему, открывающую достаточно широкий спектр возможностей для по­лучения образования.

Однако усиление экономического кризиса привело к необхо­димости введения режима жесткой экономии финансовых средств и сокращения или полной ликвидации ряда образовательных про­грамм. Сокращение финансирования системы образования при­вело к торможению процесса дальнейшего развития системы об­разования. Этот период заставил отодвинуть в сторону собствен­но педагогические цели реформирования системы образования, на время остановить их реализацию и выдвинуть вперед чисто экономические задачи - задачи выживания системы в существую­щем ее виде.


Второй важнейшей особенностью реформирования системы об­разования в России явилась параллельность развития экономико-политических преобразований и реформирования образования. Углуб­ление реформы в образовании шло рука об руку с усилением эко­номических изменений в стране. Такая параллельность явилась необходимым условием развития реформы на протяжении длитель­ного промежутка времени.

Другой важнейшей особенностью реформирования системы образования в России являются ее продолжительность и растя­нутость. Начиная с 1984 г. в системе образования происходит целый ряд серьезных изменений. За крутыми экономическими пе­ременами последовали изменения во всех социальных сферах, в том числе и в образовании.

Изменения проходят постепенно, как бы накапливаясь. При этом резкие изменения не всегда называются реформами, а про­ходят как бы вынужденно, под знаком введения новых законо­дательных актов «для обеспечения деятельности учреждений об­разования в новых экономических условиях». Таким образом, реформа в системе образования носит не только растянутый, но и неявный, скрытый характер. На втором и третьем этапах чаще всего реформирование проводилось под лозунгом приспособле­ния системы образования к сложившимся экономическим и со­циальным условиям.

Основные причины реформирования. Было бы неверным замал­чивать сильные стороны прежней российской системы образова­ния. Она укрепляла своим потенциалом государственную мощь и цементировала общественное сознание, поддерживала необходи­мый уровень научно-технической мысли, осуществляла интеллек­туальное самообеспечение страны в условиях ее международной изоляции. Российская система образования стимулировала соци­альную мобильность молодежи и предоставляла широкие гаран­тии бесплатного образования на всех уровнях, что, в свою оче­редь, обеспечивало ее массовость и общедоступность.

Вместе с тем позитивные начала находились в противоречии с социально-административным укладом экономики, идеологизиро­ванным содержанием образования. Сосредоточение в руках госу­дарства всех рычагов воздействия на образование сводило к мини­муму поддержку образовательных учреждений со стороны произ­водства и со стороны науки. Не могли внести свой вклад в развитие образования и его потребители, т.е. те, кому оно предназначалось. Из-за этого возникла крайне слабая чувствительность образова­тельного комплекса к реальным потребностям отдельного ребенка.