ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 2034
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
административно-управленческий уровень (директор, заместитель по учебно-воспитательной работе, заместитель по внеклассной и внешкольной работе, заместитель по АХЧ, диспетчер и др.); уровень коллективно-коллегиального управления (Совет школы, педсовет, методсовет, методические объединения, научные кафедры, общественные организации); уровень ученического самоуправления.
Эффективное управления школой начинается с создания или преобразования системы информационного обеспечения. Руководители школы должны иметь информацию о состоянии и развитии процессов в тех подсистемах, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческие воздействия. Это ведущее требование при формировании целостной системы информационно-аналитической деятельности. На первом этапе создания такой системы основной целью будет моделирование и организация простейшего информационного обеспечения. Вторым этапом развития этой системы будет дальнейшая модернизация с использованием ЭВМ и созданием банка данных итоговой информации. В этом банке данных вся тематическая информация делится на несколько блоков: качество знаний и качество преподавания, уровень воспитанности и воспитательная работа; работа с педагогическими кадрами; работа с родителями, общественностью и предприятиями; организационные вопросы создания условий для получения образования; состояние внутришкольного управления; материально-техническая база; сведения об учащихся, учителях и др.
Своевременная, достоверная и полная по объему информация для руководителей школы и учителей стимулирует появление мотивов, побуждающих к деятельности. Групповые и индивидуальные потребности педагогов в получении нужной информации предполагают введение в школах системы информационного обеспечения.
Собранная из различных источников информация далее проходит этап педагогического анализа. Анализ не только дает знания о происходящих процессах и явлениях, но и позволяет оценить их глубину и значение для действующей школы.
Анализом информации называется функция управления, направленная на изучение фактического состояния школы и окружающей ее среды, оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов дальнейшего функционирования или перевода системы в новое качественное состояние.
В современный период развития всех сторон жизни школы большое место занимает вопрос анализа ее результатов. В настоящий момент акцент с анализа промежуточных результатов переносится на анализ конечных результатов. В проведении педагогического анализа конечных результатов деятельности школы выделяются четыре основных этапа.
Первый. Определение предмета, состава и содержания анализа. На данном этапе осуществляется сбор информации о состоянии и развитии учебного процесса, управленческой деятельности за период учебного года. Эта информация классифицируется по основным блокам, определяются цели ее анализа. Затем оценивается каждая часть предмета анализа с помощью количественных и качественных показателей, выявляются факторы и условия, способы, средства и воздействия, положительно и отрицательно влияющие на развитие школы.
Второй этап сводится к структурно-функциональному описанию предмета анализа. Для того чтобы представить предмет анализа в целом, необходимо изучить способ связей и, главное, педагогических усилий, способов, средств и воздействий по достижению целей (результатов деятельности).
На третьем этапе проводится анализ причинно-следственных связей в следующей логической цепочке: явление - причина - условие - следствие. Причина имеет место при взаимодействии одной системы с другой или взаимодействии элементов данной системы. Условие - это обстоятельство, от которого зависит действенность причины. Всякая причина одновременно является и условием, порождающим следствие. На этом этапе анализирующий выясняет причину, от чего произошло то или иное явление.
Заключительный этап - четвертый - установление фактов достижения целей. На этом этапе формулируются окончательные выводы, аргументированные объективными данными. В ходе этого этапа формулируются цели и основные задачи на новый период, полученные материалы выносятся обычно на педсовет по итогам учебного года.
Такова педагогическая технология одной из важнейших функций управления - информационно-аналитической. Главным условием ее осуществления является систематическая работа с управленческими и педагогическими кадрами.
Планирование - основа управления и важнейшая стадия управленческого цикла. Планирование можно определить как деятельность по оптимальному выбору идеальных и реальных дел и разработке программ их достижения.
Намечаемые планы должны быть научно обоснованными, учитывать реальные ресурсы и возможности, последствия принимаемых решений. Системный подход к планированию обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования, согласованность планов на всех уровнях управления. Этот подход к планированию требует при определении целей и задач в общеобразовательной школе комплексного обоснования путей их решения, учета всех аспектов развития системы образования: политических, экономических, правовых, социальных и педагогических.
Ключевым элементом планирования является постановка цели деятельности школы.
Цель - это осознанный желаемый результат. Выбор цели - исходная позиция, первый этап управления, его наиболее творческая составная часть. По источнику и способу образования целей как на уровне отдельного человека, так и на уровне какой-либо организованной социальной системы цели могут быть внутренними (инициативными), т.е. формируемыми человеком или социальной системой самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне. Это имеет место в случае педагогических систем, для которых цели задаются обществом.
При постановке целей особую важность приобретает вопрос о разграничении понятий «задача», «цель», «идеал». Задача - это реально достижимый в данный отрезок времени и в определенных условиях результат. Цель предполагает достижение желаемого результата за более продолжительный отрезок времени. Идеал, или сверхзадача, - это тот редко достигаемый желаемый результат, к которому можно постоянно приближаться.
Широкое распространение в научной литературе получило разделение целей и задач (по масштабу их значения и времени достижения) на стратегические, тактические и оперативные. Под стратегическими целями понимают долгосрочный ожидаемый результат. Задачи тактические есть промежуточные желаемые результаты в обозримом будущем, а задачи оперативные - желаемый результат на текущий момент.
Как один из основных элементов в управлении планирование должно отвечать ряду принципиальных требований. Они заключаются в следующем: единство целевой установки и условий реализации; единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал при разработке прогнозов и планов; обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.
Анализ существующей практики планирования работы школ позволил выявить определенные недостатки этого вида управленческой деятельности. К ним относятся: высокая плотность планов, неравномерное распределение плановых дел между исполнителями, неравномерность распределения основных мероприятий по месяцам, планирование нереальных дел, неэффективная организация работы при выполнении плана, внеплановые дела, отсутствие контроля и самоконтроля, несбалансированность мероприятий в управляемой и управляющих подсистемах и др.
Практика подтверждает, что объективные условия требуют корректировки, уточнения планов в процессе их реализации. Однако научно организованная система формирования планов и программ сводит до минимума число таких поправок на всех уровнях управления. С целью упорядочения планирования целесообразно использовать следующую систему планов: перспективные планы и комплексно-целевые программы; годовой план (с включением в него блоков комплексно-целевых программ по наиболее острым проблемам); календарные планы на месяц; индивидуальные планы работы сотрудников на месяц. При разработке плана важно определить показатели конкретных конечных результатов на истекший учебных год и на их основе строить возможные прогнозы развития школы на новый период.
Одним из действенных путей совершенствования планирования является внедрение комплексно-целевого планирования (или комплексно-целевых программ). Целевая программа составляется в школе под реализацию «кричащих» проблем, которые нужно решать немедленно. Ядро целевой программы - генеральная цель, доведенная до каждого школьного подразделения и исполнителя. В структуру комплексной целевой программы должно входить: краткое описание состояния проблемы, ее места роли в общешкольном плане; генеральная цель; система задач (подцелей), доведенных до исполнителей; показатели, характеризующие успешность достижения цели; сроки, исполнители; информационное обеспечение управления процессом решения задач; контроль за ходом выполнения программы; текущий и итоговый анализ; регулирование.
Комплексные целевые программы часто оформляются в виде таблицы или в графической форме, тогда все цели, задачи, совокупность способов, средств и воздействий представляются наглядно на одном листе. Такая форма плана становится руководством к действию.
Организация деятельности. В цепочке связанных этапов управленческого цикла есть особая стадия, от которой зависит качество функционирования и развития школы. Ею является организационная стадия, которая характеризуется как деятельность субъекта (объекта) управления по формированию и регулированию определенной структуры отношений и взаимодействий, необходимых для эффективного достижения цели.
Организационные отношения
можно определить как связи между людьми, устанавливаемые по поводу распределения полномочий и закрепления за ними функций их совместной деятельности. Организационные отношения существуют объективно и отражают процессы разделения и кооперации труда.
Организация в системе внутришкольного управления направлена на формирование управляющей и управляемой подсистем, определение прав и полномочий для каждого звена управления. При определении функциональных обязанностей сотрудников в каждой подсистеме важен учет функционального регулирования и принципов их распределения: соответствия возлагаемых полномочий и представляемых прав его должностному положению, организаторским способностям, уровню общей культуры и профессиональной готовности, соответствие содержания деятельности индивидуальным возможностям личности. Все это приводит к определению меры личной ответственности каждого участника педагогического процесса на любом уровне управления за результаты работы школы, повышению роли человеческого фактора в совершенствовании обучения воспитания детей и учащейся молодежи в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.
Методы, т.е. способы, средства и воздействия, положенные в основу структуры организационной деятельности учитывают специфичность объекта и субъекта управления в системе организации взаимодействия (отношений) и разделяются по целенаправленности (прямое и опосредованное), по формам (индивидуальные и коллективные), по способам, средствам и воздействиям (моральные, материальные, дисциплинарные и др.). Методы, определяющие организационно-исполнительскую деятельность руководителей школы, исходя из педагогической целенаправленности на субъект (объект), могут иметь вариативное сочетание для оптимального достижения целей организации.
Среди форм организации управления в практике наиболее широко распространена функциональная структуризация, в основе которой лежит принцип профессиональной специализации, способствующий повышению эффективности использования рабочей силы. Однако форма управления не обеспечивает в полной мере единой целевой направленности усилий, необходимых для решения задач. Это порождает трудности с фиксацией ответственности, чрезмерную усложненность координации, неадекватную реакцию на запросы потребителей.
Другая, все более широко применяемая форма организации -матричная, объединяющая деятельность в условиях сложных проектов или непрерывных программ. Матричная организация - это простой, гибкий и динамичный способ объединения сотрудников, обладающих различными функциональными знаниями, опытом в программно-целевые группы (подразделения). Эта форма может с успехом применяться в практике работы школ при различных нововведениях. Такая форма организации деятельности основана на горизонтальном принципе взаимодействия ее членов.
Эффективное управления школой начинается с создания или преобразования системы информационного обеспечения. Руководители школы должны иметь информацию о состоянии и развитии процессов в тех подсистемах, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческие воздействия. Это ведущее требование при формировании целостной системы информационно-аналитической деятельности. На первом этапе создания такой системы основной целью будет моделирование и организация простейшего информационного обеспечения. Вторым этапом развития этой системы будет дальнейшая модернизация с использованием ЭВМ и созданием банка данных итоговой информации. В этом банке данных вся тематическая информация делится на несколько блоков: качество знаний и качество преподавания, уровень воспитанности и воспитательная работа; работа с педагогическими кадрами; работа с родителями, общественностью и предприятиями; организационные вопросы создания условий для получения образования; состояние внутришкольного управления; материально-техническая база; сведения об учащихся, учителях и др.
Своевременная, достоверная и полная по объему информация для руководителей школы и учителей стимулирует появление мотивов, побуждающих к деятельности. Групповые и индивидуальные потребности педагогов в получении нужной информации предполагают введение в школах системы информационного обеспечения.
Собранная из различных источников информация далее проходит этап педагогического анализа. Анализ не только дает знания о происходящих процессах и явлениях, но и позволяет оценить их глубину и значение для действующей школы.
Анализом информации называется функция управления, направленная на изучение фактического состояния школы и окружающей ее среды, оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов дальнейшего функционирования или перевода системы в новое качественное состояние.
В современный период развития всех сторон жизни школы большое место занимает вопрос анализа ее результатов. В настоящий момент акцент с анализа промежуточных результатов переносится на анализ конечных результатов. В проведении педагогического анализа конечных результатов деятельности школы выделяются четыре основных этапа.
Первый. Определение предмета, состава и содержания анализа. На данном этапе осуществляется сбор информации о состоянии и развитии учебного процесса, управленческой деятельности за период учебного года. Эта информация классифицируется по основным блокам, определяются цели ее анализа. Затем оценивается каждая часть предмета анализа с помощью количественных и качественных показателей, выявляются факторы и условия, способы, средства и воздействия, положительно и отрицательно влияющие на развитие школы.
Второй этап сводится к структурно-функциональному описанию предмета анализа. Для того чтобы представить предмет анализа в целом, необходимо изучить способ связей и, главное, педагогических усилий, способов, средств и воздействий по достижению целей (результатов деятельности).
На третьем этапе проводится анализ причинно-следственных связей в следующей логической цепочке: явление - причина - условие - следствие. Причина имеет место при взаимодействии одной системы с другой или взаимодействии элементов данной системы. Условие - это обстоятельство, от которого зависит действенность причины. Всякая причина одновременно является и условием, порождающим следствие. На этом этапе анализирующий выясняет причину, от чего произошло то или иное явление.
Заключительный этап - четвертый - установление фактов достижения целей. На этом этапе формулируются окончательные выводы, аргументированные объективными данными. В ходе этого этапа формулируются цели и основные задачи на новый период, полученные материалы выносятся обычно на педсовет по итогам учебного года.
Такова педагогическая технология одной из важнейших функций управления - информационно-аналитической. Главным условием ее осуществления является систематическая работа с управленческими и педагогическими кадрами.
Планирование - основа управления и важнейшая стадия управленческого цикла. Планирование можно определить как деятельность по оптимальному выбору идеальных и реальных дел и разработке программ их достижения.
Намечаемые планы должны быть научно обоснованными, учитывать реальные ресурсы и возможности, последствия принимаемых решений. Системный подход к планированию обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования, согласованность планов на всех уровнях управления. Этот подход к планированию требует при определении целей и задач в общеобразовательной школе комплексного обоснования путей их решения, учета всех аспектов развития системы образования: политических, экономических, правовых, социальных и педагогических.
Ключевым элементом планирования является постановка цели деятельности школы.
Цель - это осознанный желаемый результат. Выбор цели - исходная позиция, первый этап управления, его наиболее творческая составная часть. По источнику и способу образования целей как на уровне отдельного человека, так и на уровне какой-либо организованной социальной системы цели могут быть внутренними (инициативными), т.е. формируемыми человеком или социальной системой самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне. Это имеет место в случае педагогических систем, для которых цели задаются обществом.
При постановке целей особую важность приобретает вопрос о разграничении понятий «задача», «цель», «идеал». Задача - это реально достижимый в данный отрезок времени и в определенных условиях результат. Цель предполагает достижение желаемого результата за более продолжительный отрезок времени. Идеал, или сверхзадача, - это тот редко достигаемый желаемый результат, к которому можно постоянно приближаться.
Широкое распространение в научной литературе получило разделение целей и задач (по масштабу их значения и времени достижения) на стратегические, тактические и оперативные. Под стратегическими целями понимают долгосрочный ожидаемый результат. Задачи тактические есть промежуточные желаемые результаты в обозримом будущем, а задачи оперативные - желаемый результат на текущий момент.
Как один из основных элементов в управлении планирование должно отвечать ряду принципиальных требований. Они заключаются в следующем: единство целевой установки и условий реализации; единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал при разработке прогнозов и планов; обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.
Анализ существующей практики планирования работы школ позволил выявить определенные недостатки этого вида управленческой деятельности. К ним относятся: высокая плотность планов, неравномерное распределение плановых дел между исполнителями, неравномерность распределения основных мероприятий по месяцам, планирование нереальных дел, неэффективная организация работы при выполнении плана, внеплановые дела, отсутствие контроля и самоконтроля, несбалансированность мероприятий в управляемой и управляющих подсистемах и др.
Практика подтверждает, что объективные условия требуют корректировки, уточнения планов в процессе их реализации. Однако научно организованная система формирования планов и программ сводит до минимума число таких поправок на всех уровнях управления. С целью упорядочения планирования целесообразно использовать следующую систему планов: перспективные планы и комплексно-целевые программы; годовой план (с включением в него блоков комплексно-целевых программ по наиболее острым проблемам); календарные планы на месяц; индивидуальные планы работы сотрудников на месяц. При разработке плана важно определить показатели конкретных конечных результатов на истекший учебных год и на их основе строить возможные прогнозы развития школы на новый период.
Одним из действенных путей совершенствования планирования является внедрение комплексно-целевого планирования (или комплексно-целевых программ). Целевая программа составляется в школе под реализацию «кричащих» проблем, которые нужно решать немедленно. Ядро целевой программы - генеральная цель, доведенная до каждого школьного подразделения и исполнителя. В структуру комплексной целевой программы должно входить: краткое описание состояния проблемы, ее места роли в общешкольном плане; генеральная цель; система задач (подцелей), доведенных до исполнителей; показатели, характеризующие успешность достижения цели; сроки, исполнители; информационное обеспечение управления процессом решения задач; контроль за ходом выполнения программы; текущий и итоговый анализ; регулирование.
Комплексные целевые программы часто оформляются в виде таблицы или в графической форме, тогда все цели, задачи, совокупность способов, средств и воздействий представляются наглядно на одном листе. Такая форма плана становится руководством к действию.
Организация деятельности. В цепочке связанных этапов управленческого цикла есть особая стадия, от которой зависит качество функционирования и развития школы. Ею является организационная стадия, которая характеризуется как деятельность субъекта (объекта) управления по формированию и регулированию определенной структуры отношений и взаимодействий, необходимых для эффективного достижения цели.
Организационные отношения
можно определить как связи между людьми, устанавливаемые по поводу распределения полномочий и закрепления за ними функций их совместной деятельности. Организационные отношения существуют объективно и отражают процессы разделения и кооперации труда.
Организация в системе внутришкольного управления направлена на формирование управляющей и управляемой подсистем, определение прав и полномочий для каждого звена управления. При определении функциональных обязанностей сотрудников в каждой подсистеме важен учет функционального регулирования и принципов их распределения: соответствия возлагаемых полномочий и представляемых прав его должностному положению, организаторским способностям, уровню общей культуры и профессиональной готовности, соответствие содержания деятельности индивидуальным возможностям личности. Все это приводит к определению меры личной ответственности каждого участника педагогического процесса на любом уровне управления за результаты работы школы, повышению роли человеческого фактора в совершенствовании обучения воспитания детей и учащейся молодежи в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.
Методы, т.е. способы, средства и воздействия, положенные в основу структуры организационной деятельности учитывают специфичность объекта и субъекта управления в системе организации взаимодействия (отношений) и разделяются по целенаправленности (прямое и опосредованное), по формам (индивидуальные и коллективные), по способам, средствам и воздействиям (моральные, материальные, дисциплинарные и др.). Методы, определяющие организационно-исполнительскую деятельность руководителей школы, исходя из педагогической целенаправленности на субъект (объект), могут иметь вариативное сочетание для оптимального достижения целей организации.
Среди форм организации управления в практике наиболее широко распространена функциональная структуризация, в основе которой лежит принцип профессиональной специализации, способствующий повышению эффективности использования рабочей силы. Однако форма управления не обеспечивает в полной мере единой целевой направленности усилий, необходимых для решения задач. Это порождает трудности с фиксацией ответственности, чрезмерную усложненность координации, неадекватную реакцию на запросы потребителей.
Другая, все более широко применяемая форма организации -матричная, объединяющая деятельность в условиях сложных проектов или непрерывных программ. Матричная организация - это простой, гибкий и динамичный способ объединения сотрудников, обладающих различными функциональными знаниями, опытом в программно-целевые группы (подразделения). Эта форма может с успехом применяться в практике работы школ при различных нововведениях. Такая форма организации деятельности основана на горизонтальном принципе взаимодействия ее членов.