Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2033

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В качестве основных путей повышения эффективности органи­зационной деятельности сегодня рассматриваются следующие:

1. Реализация личностно-ориентированного подхода.

Личностно-ориентированный подход - это своеобразное по­ложение, позиция человека в системе социально-педагогических и прочих отношений. В деятельности учителя сказываются воспри­ятие им своего функционального и гражданского долга, мера убежденности в целесообразности того, что он делает. Поэтому столь большое значение имеет осознание учителем важности сво­ей профессии и деятельности, активизации собственной педагоги­ческой деятельности, усиления ответственности за порученное дело, за конечные результаты.

2. Научно и практически обоснованное распределение функцио­нальных обязанностей между органом управления, руководителем школы и членами педагогического коллектива. Основной тенденци­ей изменения распределения обязанностей сегодня являются де­мократизация и усиление роли органов самоуправления в школе.

Превратить школу в самоуправляющуюся систему позволяет делегирование ряда прав и полномочий с верхних эшелонов управления нижним. Происходит развитие демократических ор­ганов, включающих педагогов, учащихся, родителей, и демокра­тизация учебно-воспитательного процесса, т.е. демократизация отношений и общения, рост экономической и финансовой само­стоятельности с элементами хозрасчета и самофинансирования. Делегирование прав, полномочий и ответственности исполните­лям в каждом звене управления позволяет рационально использо­вать силы и время руководителя.

3. Формирование относительно автономных систем внутришкольного управления. Переход к управлению через построение авто­номных самоуправляемых систем к предельной конкретизации деятельности на всех иерархических уровнях - один из возможных путей оптимизации управления.


Контроль деятельности и результатов. Процесс управления требует надежной обратной связи между управляющей и управ­ляемой подсистемами на любом уровне. Именно контроль в раз­личных его формах и методах (способах, средствах и воздействи­ях) обеспечивает такую обратную связь. Он является одним из важнейших источников информации, необходимой для оценки функционирования системы управления.

В условиях повышения самостоятельности, делегирования мно­гих прав и полномочий самой школе, а значит, и повышения ее от­ветственности контрольная функция внутришкольного управления занимает особое место. Наиболее эффективной она становится при сочетании административного и общественного контроля внутри школы с самоанализом, самоконтролем и самооценкой каждого участника педагогического процесса. Такое сочетание входит в практику работы школ Москвы и других регионов. При переходе в режим самоуправления оценка деятельности школы становится предметом ежедневной заботы самой школы, частью ее профессиональной деятельности.

Внутришкольный контроль представляет вид деятельности ру­ководителей школы совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия системы учебно-воспитательной работы школы общегосударственным требовани­ям и школьным планам развития. Контроль удобно проводить с помощью диагностических средств.

Для оценки продвижения школы в своем развитии обычно оценивают следующие показатели:

1. Инновационная деятельность школы: обновление содержания образования (знание обновленного базисного и дополнительного компонентов, программы обучения и воспитания); обновление методов и форм работы (рефлексивные методики освоения про­грамм, модульная или циклоблочная система организации УВП; преобладание индивидуальных и групповых форм организации познавательной деятельности над общеклассными); сочетание са­моанализа, самоконтроля с самооценкой и оценкой партнеров по совместной познавательной деятельности.

2. Способ организации учебно-воспитательного процесса (УВП): самоуправление, сотрудничество учителей, учащихся, родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; совместное планирование и организация деятельности учителя и ученика как равноправных партнеров; высокий уровень мотивации участни­ков педагогического процесса; комфортная вещно-пространственная и психолого-педагогическая среда для всех участников цело­стного педагогического процесса; права выбора содержания, профиля, форм получения образования учащимися.



3. Эффективность УВП, соответствие конечных результатов запланированным: высокий положительный уровень воспитанно­сти и обученности учащихся (выше 75%) (начитанность и глубо­кое познание какой-либо области науки, отношение к учебе, от­ношение к труду, отношение к природе, отношение к общест­венным нормам и закону, отношение к прекрасному, отношение к себе).

Наряду с постоянным внутришкольным контролем (самоконт­ролем) для обеспечения единого государственного базисного уровня знании, умений, навыков и уровня воспитанности школь­ников проводится и государственный контроль деятельности школы. Этот контроль осуществляется органами управления об­разованием. Объектом их инспектирования (экспертизы) является управленческая деятельность руководителей школы, а не работа учителя. Контроль за качеством работы учителя, качеством зна­ний учащихся, их воспитанностью проводится и оценивается внутришкольным управлением педагогическим процессом.

Эффективность организационного регулирования измеряется прежде всего тем, насколько рационально удается с его помощью организовать процессы, подлежащие управлению. В этом направ­лении результативными являются дни диагностики, регулирова­ния и коррекции, проводимые в школах Москвы.

2. Управление процессом развития общеобразовательного учреждения

Любое образовательное учреждение может действовать по-разному. На практике мы видим, что одни школы, поставив перед собой цель просто научить учащихся, функционируют без изме­нений, другие, стремясь к совершенствованию различных сторон педагогического процесса, развиваются. Чем функционирующая школа отличается от развивающейся? И вообще, какую школу можно отнести к развивающейся?

Существует ряд основополагающих требований к развиваю­щейся школе. Это школа, в которой:

- ученик реализует свое право на образование в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями;

- учитель развивает свои профессиональные и личные качества;

-руководитель обеспечивает успех деятельности ученика и учителя;

- коллектив работает в творческом поисковом режиме;

- сложились отношения партнерского сотрудничества, уваже­ния, доверия, атмосфера успеха.

Такие условия становятся движущей силой
, позволяющей пре­образовать деятельность школы из функционирующей в разви­вающую.

Условиями, способствующими переводу школы в режим разви­тия, являются следующие:

- наличие концепции и программы развития школы;

- проведение в школе инновационной экспериментальной и опытной работы;

- наличие сплоченного по общности цели коллектива учителей;

- организация системы самоуправления;

- система эффективной научно-методической деятельности;

- наличие достаточной учебно-материальной базы для форми­рования оптимальной образовательной среды;

- набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников педагогического процесса.

Помимо этих общих условий необходимы и особые управ­ленческие действия руководителя по подготовке школы к работе в режиме развития: изучение образовательных потребностей де­тей и родителей; изучение возможностей педагогического кол­лектива работать в инновационном режиме; определение зоны ближайшего развития каждого участника педагогического про­цесса; определение на перспективу типа (вида) школы, долго­срочной стратегической цели ее деятельности; выбор системы (технологии) обучения, воспитания и развития для каждой сту­пени; выбор и структурирование режима, работы школы; опре­деление приоритетных направлений и создание условий для их реализации и др.

Разработка концепции развития школы. В последнее время уче­ных и практиков занимает вопрос разработки концепции развития школы, создания оптимальных условий для ее саморазвития.

Концепции развития зависят от того, какая сторона деятельно­сти школы выбрана руководством в качестве ключевого звена. Могут быть концепции развития и совершенствования учебного процесса, воспитательной работы, самой системы управления и др. Разработаны и более сложные концепции, включающие в себя все стороны деятельности школы и предусматривающие развитие большинства из них.

В качестве примера приведем планы двух концепций развития школы.

Концепция совершенствования управления школой (план)

1. Анализ образовательной ситуации в школе.

2. Актуальность концепции.

3. Цели и задачи совершенствования.

4. Сущность концепции. Основные теоретические идеи обновления систе­мы управления УВП (соотношение централизации и децентрализации, пере­вод системы управления на горизонтальную основу и т.д.).

5. Обновление структуры учебно-воспитательного процесса (пятиднев­ка, шестидневка,
расписание учебных занятий на циклоблочной, циклопоточной или модульной основе, на сечении циклоблочной и циклопоточной формы обучения).

6. Обновление системы внутришкольного управления (цели, задачи, содер­жание, методы, формы управления развивающей и развивающейся школой).

7. Прогноз конечных результатов деятельности школы. Качества лично­сти ученика (физическое здоровье, нравственные, моральные качества; духов­ный мир с учетом национальных и интернациональных традиций; образова­ние на уровне мировых стандартов; коммуникативные качества, высокий уровень общения; отношение к семье, гражданские качества, предприимчи­вость с учетом развития рыночных отношении, умение самовыразиться, са­моопределиться, самопознавать, саморазвиваться, умение видеть новое и с учетом этого перестраивать свою деятельность; умение адаптироваться.

Концепция развития учебно-воспитательного процесса (план)

1. Анализ образовательной среды с позиции дифференциации и индивидуа­лизации обучения с учетом разноуровневой и разнопрофильной подготовки.

2. Сущность концепции. Цели и задачи обновления учебно-воспита­тельного процесса. Обучение как процесс развития личности.

3. Обновление содержания, методов и форм организации познавательной деятельности учащихся.

4. Качества личности выпускника.

Данные блоки в предложенных структурах являются примерны­ми и в зависимости от предмета совершенствования могут меняться.

Для того чтобы разработать такую концепцию, руководитель должен проделать следующую работу:

1. Проанализировать ряд показателей: уровень здоровья; каче­ство знаний умений, навыков; качество преподавания; уровень воспитанности и качество воспитательной работы; качество ра­боты с кадрами; уровень материально-технической базы, особен­ности социальной среды, социальный региональный заказ на об­разование, систему внешних связей школы.

2. Выбрать и сформулировать основную идею развития школы. Разработать основные концептуальные подходы.

3. Выявить структурные элементы концепции как системы. В сис­теме каждый элемент выполняет только одному ему присущую функ­цию. Если, например, взять концепцию, связанную с организацией учения, то можно выделить следующие ее элементы: мотивация уче­ния; формирование специальных и общеучебных умений