Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2029

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Работа методических предметных объединений и самообразо­вание учителей также должны быть тематически увязаны с про­блемами, которые решаются на педсовете с учетом особенностей предметов, индивидуальной подготовки и интересов отдельных педагогов.

Педсоветы должны стать аккумулятором педагогического опыта с учетом требований времени и задач, стоящих перед со­временной школой.

3. Распределение функций управления в общеобразовательном учреждении

Деятельность директора школы и его заместителей. Закон РФ «Об образовании» ясно и четко определяет круг обязанностей ди­ректора школы. Последний несет ответственность перед государ­ством за организацию и качество учебно-воспитательной работы с учащимися, укрепление их здоровья и физическое развитие, по­вышение квалификации работников, связь школы с семьей, а так­же за хозяйственно-финансовое состояние школы. Говоря по-другому, директор отвечает за деятельность школы во всем ее на­правлениям.

К важнейшим направлениям деятельности директора общеоб­разовательного учреждения относятся:

- организация деятельности членов администрации и всего коллектива школы;

- контроль за их деятельностью;

- контроль за качеством педагогического процесса;

- решение всех кадровых вопросов (прием на работу, увольне­ние, определение учебной нагрузки для учителей);

- организация работы с родителями;

-организация разработки и реализация перспективных про­грамм развития общеобразовательного учреждения.

В зависимости от выбранной модели развития ориентиров программы развития в качестве важнейших могут быть выдвину­ты и другие направления:

- поддержка и создание условия для развития действующих в школе органов ученического самоуправления и других общест­венных органов управления;

- установление и поддержка связей с внешними организациями (базовыми предприятиями, вузами-шефами, при создании ком­плекса школа - вуз и т.д.).

Оценка деятельности руководителя школы определяется:

- по результатам работы школы;

- по личному вкладу директора школы в организацию учебно-воспитательной работы;

- по стилю его работы, специальной подготовке, организатор­скому таланту.

Практика показывает, что от работы руководителя в значи­тельной степени зависит успешность работы всего школьного коллектива. Вот почему критерии оценки деятельности директора школы - важное средство повышения качества работы школы. Они не только дают возможность объективно проанализировать работу руководителя школы, но и служат определенным ориенти­ром, эталоном, обеспечивая направление деятельности, распреде­ление сил, пути совершенствования педагогического мастерства и уровня руководства администрации школы.


Директору школы помогают заместители. Количество замес­тителей может быть различным и в основном зависит от числа учащихся в школе. Для эффективной организации учебной и вос­питательной работы необходимы три заместителя: по учебно-воспитательной, воспитательной и научной работе.

В обязанности заместителя директора по учебно-воспита­тельной работе (чаще его называют завуч, т.е. заведующий учеб­ной частью) входят организация и контроль за учебным процес­сом в школе. Организация и контроль за деятельностью факультативов также лежит на заместителе по учебно-воспитательной работе. Он полностью отвечает за выполнение принятых школой учебных программ, соблюдение требований государственных об­разовательных стандартов в части обучения. Его деятельность начинается с текущего планирования организации учебного про­цесса и составления расписания уроков.

Особое внимание заместитель по учебно-воспитательной ра­боте уделяет контролю качества учебного процесса: регулярно проверяет и анализирует учебную документацию (классные журналы); следит за качеством преподавания различных пред­метов учителями, их подготовкой к урокам, уровнем квалифи­кации; при необходимости организует помощь молодым, начи­нающим учителям. К его ведению относится организация работы по повышению квалификации и формированию единых подходов у всех членов педагогического коллектива школы. В этом ему по­могают методобъединения. Организационно заместитель дирек­тора по учебно-воспитательной работе руководит деятельностью методобъединений. Принимает непосредственное участие и в кад­ровых вопросах - участвует в распределении учебной нагрузки между работающими в школе учителями.

Заместитель директора по воспитательной работе отвечает за организацию и качество внеучебных и внешкольных мероприя­тий. Он планирует, организует и контролирует проведение вне­классных воспитательных мероприятий в школе и по месту жи­тельства. Деятельность семинара классных руководителей и рабо­та по повышению квалификации педагогов в области воспитания также осуществляется под его руководством. Работа кружков также организуется и контролируется заместителем по воспита­тельной работе. Под его руководством проводятся спортивные со­ревнования. Часто ему поручается директором руководство обще­ственно полезным (обслуживающим) трудом учащихся.



Важнейшим направлением его деятельности является органи­зация работы совета школы, попечительского совета школы и других созданных в школе вспомогательных и управленческих органов. На них полностью лежит обязанность по разработке и выполнению программы развития школы.

Если школа ведет экспериментальную работу, то руководство этой работой лежит на заместителе директора по науке. Кроме того, в его же обязанности входит и организация взаимодействия школы с научно-исследовательскими институтами и учебно-методическим центрами. Исследование ситуации, сложившейся в школе, определение наиболее острых проблем и нахождение пу­тей их решения с привлечением при необходимости научного по­тенциала институтов и центров - вот основная задача связи шко­лы с научными институтами. Часто выполнение задач по практи­ческой реализации педагогических программ развития сталкива­ется с необходимостью частичного изменения взглядов и подхо­дов учителей, корректировки их профессиональных умений и навыков. Поэтому реализация новых программ развития школы часто напрямую связана с повышением квалификации учителей. Заместитель директора по науке также отвечает за квалификацию учителей в рамках введения новаций в педагогическом процессе.

Предметные методические объединения. Роль и функции мето­дических объединений зависят от того, по какой модели развива­ется школа.

Основными задачами методических объединений учителей по предметам являются следующие:

- обсуждение методик преподавания, используемых разными учителями;

- совершенствование профессионального мастерства учителей;

- профессиональная помощь молодым учителям;

- обсуждение нового педагогического опыта и нахождение его положительных и отрицательных сторон;

- выработка единой позиции преподавания по предмету;

- нахождение путей реализации единых общешкольных прин­ципов и подходов к преподаванию с учетом особенностей своего предмета;

- разработка путей внедрения инноваций.

Наиболее оптимальный состав объединения - 4-5 преподавате­лей одного предмета. Методические объединение целесообразно создавать в больших школах или местах, объединяющих учителей 2-3 школ. На заседаниях предметных объединений не следует ог­раничиваться разборкой узких вопросов. Полезно знакомиться с результатами новейших исследований в области преподаваемой науки, методическими приемами работы, изучать технические сред­ства обучения, заслушивать доклады и сообщения учителей о ре­зультатах своей деятельности. Хорошая школа для преподавателей - квалифицированный анализ уроков с позиций современных тре­бований к учебному процессу и с должным теоретическим обосно­ванием. В этом плане в структуре методической работы школы ис­ключительно важную роль выполняют школы передового опыта.


Новые структурные органы общеобразовательных учреждении. Процесс демократизации в системе образования, развернувшийся в результате проводимых в стране политических и экономических преобразований предоставил общеобразовательным учреждениям значительную свободу в выборе направления развития, методах и формах организации педагогического процесса. Однако свобода поставила перед каждым образовательным учреждением и слож­нейшую проблему. Теперь каждая школа, каждый лицей, гимна­зия должны сами определять, какое именно направление развития выбрать, какую модель строить, на какие методы и формы учеб­ной и воспитательной работы опираться.

Конечно, ни одна современная школа, каким бы потенциалом она не обладала, не способна самостоятельно вести научные ис­следования, создавать новые формы и методы учебной и воспита­тельной работы. Ранее, естественно, научная работа не входила в обязанности образовательных учреждений, и поэтому они не го­товы к ее проведению и организации сегодня.

Сегодня, стремясь найти себе союзников, некоторые школы пытаются создать на своей базе различные интеграционные (объединяющие ее с вузами и НИИ) организации и общественные объединения. Примерами таких организаций могут служить на­учно-методический совет. Совет школы и др.

Научно-методический совет действует под руководством за­местителя директора по научной или научно-методической рабо­те. Основной его задачей является разработка научно обоснован­ной концепции развития учреждения, воплощение ее в комплекс­но-целевой программе развития школы и постоянный контроль за ее реализацией. Кроме того, научно-методический совет рассмат­ривает учебные планы школы, учебные программы по предметам и вносит свои рекомендации по их совершенствованию. По сути дела, такой совет становится идеологическим центром всего обра­зовательного учреждения. В его состав входят председатели методобъединений и сотрудники научных институтов (кандидаты и доктора наук).

Совет школы (гимназии, лицея) создается в основном как со­вещательный орган. В него входят представители администрации школы, учителя, родители, учащиеся, иногда представители дру­гих организаций. Деятельность Совета осуществляется в несколь­ких направлениях:

- обсуждение и выбор целей деятельности учреждения;

-обсуждение и контроль за предлагаемыми педагогическим коллективом и научно-методическим советом нововведениями;


- обсуждение и выбор общешкольных требований и доведение их до родителей;

- привлечение интеллектуального и материального потенциала родителей;

- укрепление линии обратной связи «родители - школа»;

- сбор необходимой для аналитической работы информации.

Итак, мы рассмотрели обязанности директора школы, его за­местителей и некоторых внутришкольных структурных органов. Однако приведенное выше распределение характерно для школ, деятельность которых близка к деятельности традиционной шко­лы. Многие современные школы далеко ушли от подобного вида деятельности. У них иные цели и, следовательно, иное структурное построение или иное содержательное наполнение у аналогич­ных структур, уровней управления и т.д. Для того чтобы предста­вить варианты управленческой структуры и выполняемые в этом случае функции, рассмотрим некоторые возможные модели орга­низации общеобразовательных учреждений.

4. Модели организации общеобразовательных учреждений

Многие руководители образовательных учреждений сегодня пытаются создать авторские школы. Что это может дать? Какая модель школы лучше? В каком направлении наиболее целесооб­разно развиваться школе? Через какие этапы будет проходить школа, выбравшая наиболее перспективное направление? Все эти и множество других вопросов встают перед администрацией и педагогическими коллективами школ. Попытаемся найти от­веты на эти вопросы.

Начнем с краткой характеристики современных школ. Извест­но, что не бывает лучшего или худшего способа управления, бы­вают способы управления, адекватные или неадекватные обстоя­тельствам. Если говорить о школе, то главное здесь - образова­тельные цели. Конечно, если эти цели - не просто красивые слова, а продуманный образ выпускника, которого хотели бы видеть учителя, и соответственно образ самой школы, способной обеспе­чить условия для формирования такого выпускника.

Итак, какие цели мы чаще можем встретить в школах?

Чаще встречаются следующие цели: просто развитие личности школьника, всестороннее развитие; развитие на основе гуманного подхода, развитие на основе индивидуального подхода и т.д.

Организация образовательного процесса в основном остается «конвейерной». Только если раньше это был один «конвейер» по производству «среднего» ученика, то теперь в школах появляются еще несколько «конвейеров»: по производству школьной «элиты» и по производству учащихся с уровнем способностей ниже среднего.