Файл: Обучающийся Паршуткина Кристина Владимировна Преподаватель Ершова Наталья Николаевна Пермь 2022 Практическое занятие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"

Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Педагогика

Практическое занятие 2


Выполнил:

Обучающийся Паршуткина Кристина Владимировна

Преподаватель:

Ершова Наталья Николаевна


Пермь - 2022

Практическое занятие 2

Задания по теме 5.1 Профессиональная Я-концепция педагога

 

Цель занятия: закрепление знаний о сущности профессиональной Я-концепции педагога; формирование умений описывать собственную профессиональную Я-концепцию.

 

Задание 1.

1.         Приведите пример двух определений Я-концепции педагога, указав авторов определений.

2.         Сравните данные определения, каковы их сходства и различия?

3.         Какими качествами должен обладать профессиональный педагог?

Ответ:

  1. Я-концепция – это совокупность всех представителей индивида о себе, сопряженная с их оценкой. (Бернс Р).

Я-концепция — осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для сознания своих качеств (А. К. Маркова).

  1. Р. Бернс рассматривает «Я концепцию» как свойственную каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя, формирование самосознания индивида и влиянию его представлений о себе на процесс его воспитания и обучения. Формируется под взаимодействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид.

По определению А. К. Марковой, человек, обладающий сформированной Я-концепцией, сравнивает себя с Я-идеальным, с абстрактным коллегой. По мнению этого автора, у профессионалов, обладающих сформированным уровнем профессионального самосознания повышается эффективность труда, удовлетворённость профессией, возрастает стремление к самореализации, повышается уверенность в себе.

3. Педагог – это всегда труженик.

Поэтому важными профессиональными качествами его мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.


 

Задание 2.

Назовите 5 проблем, связанных с педагогической деятельностью, которые снижают, на Ваш взгляд, привлекательность педагогической профессии. Предложите оптимальные, на Ваш взгляд, пути решения этих проблем. Ответ оформите в виде таблицы:

Проблемы педагогической деятельности

Пути решения

Приоритет традиционных форм и методов организации воспитательного процесса в школе, слабое использование инновационных технологий воспитания.

 Апробация и внедрение современных развивающих технологий воспитания.

 Низкая материальная оценка педагогической деятельности.

 Соотношение нагрузки и заработной платы.

 Недостаточная осведомлённость педагогов об основных направлениях развития воспитания в системе российского образования

 Создание условий, способствующих повышению информированности и профессиональной компетентности педагогов в вопросах воспитания.

 Большое количество работы и ненормированный рабочий график.

 Должна быть четка регламентация закона, который педагог мог бы оперировать, соотнося со своими нагрузками и возможностями.

 Конкурентоспособности педагогической профессии.

 Повышение уровня значимости профессии на государственном уровне, формирование положительного имиджа.

 

Задания по теме 6.2 Способы оценивания учебных достижений

 

Цель: закрепление знаний о способах оценивания учебных достижений детей; формирование умений описывать и систематизировать способы оценивания учебных достижений.

 

Задание 3. Формула «Опять ты НЕ...»  — верный способ выращивания неудачника. Сформулируйте правила оценочной безопасности.

Ответ:

Правила оценочной безопасности.

1. Не скупиться на похвалу (необязательно словесную, часто бывает достаточно улыбки, одобрительного кивка головой).

2. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.

3. «На бочку дёгтя ложку мёда». Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нём.



4. Ставить перед обучающимися только конкретные цели.

5. «За двумя зайцами не погонишься». Не ставить несколько задач одновременно.

6. Формула «Опять ты не.» - верный способ вырастить неудачника.

7. Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

8. Никогда не следует:

- прибегать к сарказму, как при постановке вопросов, так и при прослушивании ответов;

- заставлять обучающегося отвечать, давить на него;

- сравнивать неправильно ответившего с тем, кто правильно это сделал;

- напоминать о прежних неудачах и сосредотачивать внимание (своё и всего класса) на них;

- внушать обучающимся, что они обречены на провал в последующем обучении, что они никогда не сумеют ничего в жизни достичь, если не ответят сейчас;

- ставить обучающегося в ситуацию унижения и беспомощности, подчёркивая и показывая тем самым своё преимущество и его никчёмность как ученика и как личности;

- создавать устрашающую обучающую среду, в которой обучающиеся боятся отвечать даже тогда, когда материал выучен, его знают, но не могут отвечать на вопросы из-за страха, унижения, злословия, несправедливого суждения;

- необъективно и необоснованно оценивать обучающихся, гиперболизируя как недостатки, так и достоинства их ответов.

 

Задание 4. Подготовьте информацию для проведения родительского собрания по вопросу формирования портфолио ребенка:

1)        Что такое портфолио?

2)        Для чего необходимо создавать портфолио?

3)        Виды портфолио.

4)        Временной отрезок, в течение которого будет собираться информация.

5)        Структура портфолио: количество, название рубрик.

Ответ:

 

Что такое Портфолио? 

        Каждый из Вас, наверное, не раз слышал это слово. Давайте разберёмся, что оно значит. Это слово иностранного происхождения. В переводе с английского - портфель для документов, с французского – собрание листов, с итальянского – папка с документами. Мы можем сделать вывод, что это множество каких – то листов или документов, собранных в одном месте. 

 

В педагогической литературе «Портфолио» - это: 
· Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению. 
· Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год). 


С какой целью создаётся Портфолио? 

       Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл учебного Портфолио – показать все, на что ты способен. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути 

 

Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. 


Воспитательные и педагогические цели ведения портфолио в начальных классах: 
► Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; 
► Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; 
► Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и само актуализации в различных областях школьной жизни и внешкольной жизни; 
► Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; 
► Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию; 
► Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.


Цель портфолио: Собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений. 

 

Задачи портфолио. 
Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
а) Создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха. 
б) Поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности. 
в) Поощрять его активность и самостоятельность. 
г) Формировать навыки учебной деятельности.
д) Содействовать индивидуализации образования ученика. 
е) Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации. 

ж) Укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.

Виды портфолио

В зависимости от того, с какой целью создается портфолио и в чем состоят особенности его содержания, можно выделить следующее виды портфолио5:

  • в зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио, существуют:

  • портфолио-собственность (собирается для себя);

  • портфолио-отчет (собирается для учителя).

  • по содержанию возможно выделение следующих видов портфолио:

  • портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы учащегося;

  • рефлексивный портфолио: включает в себя материалы и оценку\самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений и т.п.;

  • проблемно-ориентированный портфолио: включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо проблемы;

  • тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу учащегося в рамках той или иной темы.

Период составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы).
Каким мы видим портфолио наших детей? 

Жёстких рамок и стандартов к оформлению и структуре портфолио ПОКА НЕ СУЩЕСТВУЕТ!!! Поэтому всё зависит от Вашего творчества и творчества вашего ребёнка. 

В школе разработано «Положение о портфолио ученика начальной школы». В нём прописана структура портфолио. Он состоит из титульного листа и основных разделов. Давайте вместе подумаем, что мы можем поместить в каждый раздел. А теперь я более подробно познакомлю вас с тем, что может быть помещено в каждый раздел. 

 

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ 

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. 

Считаем важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим. 


РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"