Файл: Конспекты уроков литературного чтения для 4 класса. Цели.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспекты уроков литературного чтения для 4 класса.
Цели: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; развивать умения выразительно читать поэтические произведения, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; учить сравнивать произведения литературы и живописи; прививать любовь к русской поэзии.
Планируемые результаты: предметные: прогнозирование содержания произведения, умения перечислять произведения М.Ю. Лермонтова, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— понимание и осмысление нравственных уроков, которые дает изучаемое произведение, умения работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге,
— ответы на вопросы учебника на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к близким, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность положительных качеств характера), проявление интереса к произведениям М.Ю. Лермонтова.
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, книги писателя, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, магнитная азбука, аудиозапись романса «Выхожу один я на дорогу» в исполнении Анны Герман.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
М. Ю. Лермонтов
— Прочитайте с интонацией удивления (еще: с утвердительной интонацией, с интонацией раздражения, с интонацией восхищения, весело, выразительно).
III. Работа по теме урока
— Знаете, кто написал это стихотворение?
— Расставьте буквы в определенном порядке и прочитайте имя автора. (Лермонтов Михаил Юрьевич.)
ВОТНОМРЕЛ ЛИАХИМ ЧИВЕЬРЮ
— Посмотрите на портрет писателя. Знаете ли вы его произведения?
— Что вы о нем знаете? (Ответы детей.)
— Определите тему и пели урока. (Знакомство с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова.)
— Откройте учебник на с. 100—101. Рассмотрите этот разворот. Что вы видите, что можете еще сказать об этом писателе?
— Послушайте небольшой рассказ, который поможет вам не только вспомнить, но и узнать новое о писателе.
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814—1841) родился в Москве. Поэт, прозаик, драматург. Сын армейского капитана Ю.П. Лермонтова и М.М. Лермонтовой, урожденной Арсеньевой, единственной наследницы значительного состояния своей матери, Елизаветы Алексеевны, принадлежавшей к богатому и влиятельному роду Столыпиных. Брак, заключенный против воли Е.А. Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в атмосфере семейных разногласий. После ранней смерти матери (в 1817 г. в возрасте 21 года) ребенка взяла к себе бабушка, Е.А. Арсеньева, устранив от воспитания отца. Женщина умная, твердая и властная, бабушка перенесла на внука все свои привязанности. Лермонтов получил столичное домашнее образование: помимо обычного гувернера-француза, у него была бонна-немка и позднее — преподаватель-англичанин; Лермонтов с детства свободно владел французским и немецким языками. Летом 1825 г. бабушка повезла его на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов отразились в раннем творчестве.
В 1827 г. он зачисляется в 4 класс Московского университета, одного из лучших учебных заведений России, где учились ранее В.А. Жуковский,
А.С. Грибоедов, Ф. И. Тютчев и другие. Лермонтов получает гуманитарное образование, которое пополняет затем самостоятельным чтением.
Когда по окончании юнкерской школы он впервые надел офицерский мундир, бабушка поэта заказала художнику Ф.О. Будкину его парадный портрет. С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом.
Михаил Юрьевич был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, но и был удивительно одарен музыкально, пел, сочинял музыку на собственные стихи.
Стихотворение Лермонтова привлекло внимание десятков композиторов. Среди них была Елизавета Сергеевна Шашина (1805—1903) — певица, занявшаяся сочинением музыки после потери голоса. Благодаря ей романс «Выхожу один я на дорогу» стал популярным.
В наши дни песня звучит в исполнении знаменитых оперных и эстрадных певцов. Незабываемое впечатление производит исполнение Анны Герман. Ее сладкий голос льется, как звездный свет. Послушаем и мы этот романс.
(Звучит аудиозапись романса.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Чтение статьи о М.Ю. Лермонтове на с. 100—101 учебника. Читают хорошо читающие ученики. Работа в паре.)
— Перечитайте текст. Составьте по нему вопросы одноклассникам.
— Проверим, что вы запомнили о поэте. Ответьте на мои вопросы.
1. Как звали маленького Лермонтова? (Мишель.)
2. Где он жил? (В селе Тарханы, недалеко от города Пензы.)
3. Кто воспитывал будущего поэта и писателя? (Бабушка.)
4. Что особенного было в речи маленького Мишеля? (Он часто говорил в рифму.)
5. Когда Россия открыла стихи великого поэта — молодого офицера Лермонтова? (В дни, когда все оплакивали гибель великого поэта Пушкина.)
6. Как назывались эти стихи? («На смерть Поэта».)
7. Сколько лет прожил М.Ю. Лермонтов? (Двадцать семь.)
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Чем занимались на уроке?
— С каким писателем познакомились на уроке?
— Что нового узнали о нем?
Домашнее задание
Подготовить сообщение о М.Ю. Лермонтове.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Ребята, расскажите, что вы узнали о Михаиле Юрьевиче. Какие сообщения подготовили?
III. Работа по теме урока
(Работа над стихотворением «Горные вершины...».)
— Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание горные вершины?
Сейчас мы прочитаем стихотворение М.Ю. Лермонтова с таким названием. Это произведение — перевод стихотворения немецкого поэта Гете.
— Прочитайте стихотворение «Горные вершины...». Подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении.
(Самостоятельная работа детей.)
— Ваши впечатления от прочитанного? (Стало так хорошо, спокойно.)
— Что нужно, чтобы прочитать стихотворение выразительно? (Понять картину из жизни, рисуемую автором, понять точку зрения автора, представить эту картину, о чем нам хочет сказать поэт.)
— Что представили? (Горные вершины, успокоение.)
— Если это стихотворение, что еще мы должны почувствовать? (Ритм, рифму.)
— Найдите рифмующиеся слова.
— Как надо читать это стихотворение? (Медленно.)
— Почему?
— Ребята, а какие средства художественной выразительности поэты используют в своих произведениях? (Метафору, олицетворение, сравнение.)
— Найдите их в этом стихотворении. (Олицетворение: вершины спят.)
— Какую музыку — печальную, грустную, протяжную, торжественную — вы могли бы подобрать к стихотворению «Горные вершины...»? (Ответы детей.)
(Выразительное чтение стихотворения.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Какие мысли и чувства появляются у вас при чтении этого стихотворения?
— Какие картины вы видите? Расскажите.
— Какие слова помогают нашему воображению? (Чтение стихотворения.)
— Перечитайте стихи, прислушайтесь к их звучанию. Какой темп чтения поможет отразить содержание?
— Почему во второй строфе повторяются глаголы с частицей не)
— Я уже вам говорила, что стихотворение Михаила Юрьевича является переводом стихотворения известного немецкого поэта Гете. Подумайте, почему так много глаголов употребляет Лермонтов. Чего он этим достигает?
— Прочитайте прозаический перевод стихотворения и один из вариантов перевода поэта В. Брюсова.
(Чтение текстов учащимися.)
— Обсудите с другом, в чем вы видите различие.
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Чему учились на уроке?
— С творчеством какого писателя познакомились сегодня на уроке?
— Понравились ли вам его стихотворения?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворений. По желанию выучить наизусть. Сделать к ним иллюстрации.
Ход урока 3
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Выразительное чтение (или чтение наизусть) стихотворения М.Ю. Лермонтова.)
— Покажите свои иллюстрации и расскажите, что вы на них изобразили.
III. Работа по теме урока
— Чьи произведения мы изучали с вами на последних уроках? (Михаила Юрьевича Лермонтова.)
— Как вы думаете, почему именно это имя звучит на наших уроках?
Верно, мы изучаем раздел «Великие русские писатели». К ним относится и Михаил Юрьевич.
— Прочитайте тему урока. Понятны ли вам эти слова?
— Определите задачи урока.
— Где мы можем найти ответы на наши вопросы по уроку? (В учебнике, в Интернете, от учителя, из справочников.)
(Знакомство с художественным творчеством М.Ю. Лермонтова.)
— Ребята, откройте учебник на с. 103. Рассмотрите рисунок. Что вы можете рассказать о Михаиле Юрьевиче? (Ответы детей.)
Лермонтов был очень одаренным человеком. Помимо высокого поэтического дара и природной музыкальности, он был наделен большим талантом художника. Многие исследователи его творчества считают, что если бы он занимался живописью и графикой более серьезно и профессионально, то, несомненно, стал бы большим художником.
Художественное наследие Лермонтова является подлинной изобразительной летописью его жизни. Огромное место, как и в его литературном творчестве, занимает Кавказ.
Почти все самые лучшие картины, рисунки, акварели поэта отражают зародившуюся в детстве любовь к Кавказу. Он был одним из первых русских художников, начавших писать природу Кавказа. Сам Лермонтов признавался, что привез из первой ссылки на Кавказ «порядочную коллекцию» рисунков, сделанных «на скорую руку», они и послужили ему материалом для будущих картин. Именно по возвращении с Кавказа талант Лермонтова как живописца раскрылся в полной мере. На многих рисунках и картинах Лермонтова изображены конкретные места Кавказа, бесспорно, выполненные с натуры, поскольку они очень точно передают детали.
Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса. И поэт неоднократно бывал в этом замечательном древнем городе. Так появилась еще одна замечательная картина Лермонтова «Вид Тифлиса». Она является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи.
— Что нового вы узнали о Михаиле Юрьевиче Лермонтове?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Работа над стихотворением «Дары Терека». Вступительная беседа.)
— Прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чем оно?
Терек — река на Северном Кавказе, которая берет свое начало на склоне Кавказского хребта и впадает в Каспийское море. Название реки означает «быстрая вода». Длина 623 км. В верхнем своем течении Терек прокладывает себе путь по горным ущельям и склонам. Здесь он очень стремительный и бурный. Но, приближаясь к морю, Терек течет уже по равнине, где становится спокойным и широким.