Файл: Конспекты уроков литературного чтения для 4 класса. Цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспекты уроков литературного чтения для 4 класса.

Цели: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; развивать умения выразительно читать поэтические произведения, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; учить сравнивать произведения литературы и живописи; прививать любовь к русской поэзии.

Планируемые результаты: предметные: прогнозирование содержания произведения, умения перечислять произведения М.Ю. Лермонтова, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— понимание и осмысление нравственных уроков, которые дает изучаемое произведение, умения работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к близким, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность положительных качеств характера), проявление интереса к произведениям М.Ю. Лермонтова.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, книги писателя, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, магнитная азбука, аудиозапись романса «Выхожу один я на дорогу» в исполнении Анны Герман.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно.

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

 

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

М. Ю. Лермонтов

— Прочитайте с интонацией удивления (еще: с утвердительной интонацией, с интонацией раздражения, с интонацией восхищения, весело, выразительно).


III. Работа по теме урока

— Знаете, кто написал это стихотворение?

— Расставьте буквы в определенном порядке и прочитайте имя автора. (Лермонтов Михаил Юрьевич.)

ВОТНОМРЕЛ ЛИАХИМ ЧИВЕЬРЮ

— Посмотрите на портрет писателя. Знаете ли вы его произведения?

— Что вы о нем знаете? (Ответы детей.)

— Определите тему и пели урока. (Знакомство с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова.)

— Откройте учебник на с. 100—101. Рассмотрите этот разворот. Что вы видите, что можете еще сказать об этом писателе?

— Послушайте небольшой рассказ, который поможет вам не только вспомнить, но и узнать новое о писателе.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814—1841) родился в Москве. Поэт, прозаик, драматург. Сын армейского капитана Ю.П. Лермонтова и М.М. Лермонтовой, урожденной Арсеньевой, единственной наследницы значительного состояния своей матери, Елизаветы Алексеевны, принадлежавшей к богатому и влиятельному роду Столыпиных. Брак, заключенный против воли Е.А. Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в атмосфере семейных разногласий. После ранней смерти матери (в 1817 г. в возрасте 21 года) ребенка взяла к себе бабушка, Е.А. Арсеньева, устранив от воспитания отца. Женщина умная, твердая и властная, бабушка перенесла на внука все свои привязанности. Лермонтов получил столичное домашнее образование: помимо обычного гувернера-француза, у него была бонна-немка и позднее — преподаватель-англичанин; Лермонтов с детства свободно владел французским и немецким языками. Летом 1825 г. бабушка повезла его на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов отразились в раннем творчестве.

В 1827 г. он зачисляется в 4 класс Московского университета, одного из лучших учебных заведений России, где учились ранее В.А. Жуковский,

А.С. Грибоедов, Ф. И. Тютчев и другие. Лермонтов получает гуманитарное образование, которое пополняет затем самостоятельным чтением.

Когда по окончании юнкерской школы он впервые надел офицерский мундир, бабушка поэта заказала художнику Ф.О. Будкину его парадный портрет. С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом.

Михаил Юрьевич был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, но и был удивительно одарен музыкально, пел, сочинял музыку на собственные стихи.


Стихотворение Лермонтова привлекло внимание десятков композиторов. Среди них была Елизавета Сергеевна Шашина (1805—1903) — певица, занявшаяся сочинением музыки после потери голоса. Благодаря ей романс «Выхожу один я на дорогу» стал популярным.

В наши дни песня звучит в исполнении знаменитых оперных и эстрадных певцов. Незабываемое впечатление производит исполнение Анны Герман. Ее сладкий голос льется, как звездный свет. Послушаем и мы этот романс.

(Звучит аудиозапись романса.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Чтение статьи о М.Ю. Лермонтове на с. 100—101 учебника. Читают хорошо читающие ученики. Работа в паре.)

— Перечитайте текст. Составьте по нему вопросы одноклассникам.

— Проверим, что вы запомнили о поэте. Ответьте на мои вопросы.

1. Как звали маленького Лермонтова? (Мишель.)

2. Где он жил? (В селе Тарханы, недалеко от города Пензы.)

3. Кто воспитывал будущего поэта и писателя? (Бабушка.)

4. Что особенного было в речи маленького Мишеля? (Он часто говорил в рифму.)

5. Когда Россия открыла стихи великого поэта — молодого офицера Лермонтова? (В дни, когда все оплакивали гибель великого поэта Пушкина.)

6. Как назывались эти стихи? («На смерть Поэта».)

7. Сколько лет прожил М.Ю. Лермонтов? (Двадцать семь.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Чем занимались на уроке?

— С каким писателем познакомились на уроке?

— Что нового узнали о нем?

Домашнее задание

Подготовить сообщение о М.Ю. Лермонтове.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Ребята, расскажите, что вы узнали о Михаиле Юрьевиче. Какие сообщения подготовили?

III. Работа по теме урока

(Работа над стихотворением «Горные вершины...».)

— Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание горные вершины?

Сейчас мы прочитаем стихотворение М.Ю. Лермонтова с таким названием. Это произведение — перевод стихотворения немецкого поэта Гете.

— Прочитайте стихотворение «Горные вершины...». Подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении.

(Самостоятельная работа детей.)

— Ваши впечатления от прочитанного? (Стало так хорошо, спокойно.)


— Что нужно, чтобы прочитать стихотворение выразительно? (Понять картину из жизни, рисуемую автором, понять точку зрения автора, представить эту картину, о чем нам хочет сказать поэт.)

— Что представили? (Горные вершины, успокоение.)

— Если это стихотворение, что еще мы должны почувствовать? (Ритм, рифму.)

— Найдите рифмующиеся слова.

— Как надо читать это стихотворение? (Медленно.)

— Почему?

— Ребята, а какие средства художественной выразительности поэты используют в своих произведениях? (Метафору, олицетворение, сравнение.)

— Найдите их в этом стихотворении. (Олицетворение: вершины спят.)

— Какую музыку — печальную, грустную, протяжную, торжественную — вы могли бы подобрать к стихотворению «Горные вершины...»? (Ответы детей.)

(Выразительное чтение стихотворения.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Какие мысли и чувства появляются у вас при чтении этого стихотворения?

— Какие картины вы видите? Расскажите.

— Какие слова помогают нашему воображению? (Чтение стихотворения.)

— Перечитайте стихи, прислушайтесь к их звучанию. Какой темп чтения поможет отразить содержание?

— Почему во второй строфе повторяются глаголы с частицей не)

— Я уже вам говорила, что стихотворение Михаила Юрьевича является переводом стихотворения известного немецкого поэта Гете. Подумайте, почему так много глаголов употребляет Лермонтов. Чего он этим достигает?

— Прочитайте прозаический перевод стихотворения и один из вариантов перевода поэта В. Брюсова.

(Чтение текстов учащимися.)

— Обсудите с другом, в чем вы видите различие.

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Чему учились на уроке?

— С творчеством какого писателя познакомились сегодня на уроке?

— Понравились ли вам его стихотворения?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворений. По желанию выучить наизусть. Сделать к ним иллюстрации.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Выразительное чтение (или чтение наизусть) стихотворения М.Ю. Лермонтова.)

— Покажите свои иллюстрации и расскажите, что вы на них изобразили.

III. Работа по теме урока

— Чьи произведения мы изучали с вами на последних уроках? (Михаила Юрьевича Лермонтова.)


— Как вы думаете, почему именно это имя звучит на наших уроках?

Верно, мы изучаем раздел «Великие русские писатели». К ним относится и Михаил Юрьевич.

— Прочитайте тему урока. Понятны ли вам эти слова?

— Определите задачи урока.

— Где мы можем найти ответы на наши вопросы по уроку? (В учебнике, в Интернете, от учителя, из справочников.)

(Знакомство с художественным творчеством М.Ю. Лермонтова.)

— Ребята, откройте учебник на с. 103. Рассмотрите рисунок. Что вы можете рассказать о Михаиле Юрьевиче? (Ответы детей.)

Лермонтов был очень одаренным человеком. Помимо высокого поэтического дара и природной музыкальности, он был наделен большим талантом художника. Многие исследователи его творчества считают, что если бы он занимался живописью и графикой более серьезно и профессионально, то, несомненно, стал бы большим художником.

Художественное наследие Лермонтова является подлинной изобразительной летописью его жизни. Огромное место, как и в его литературном творчестве, занимает Кавказ.

Почти все самые лучшие картины, рисунки, акварели поэта отражают зародившуюся в детстве любовь к Кавказу. Он был одним из первых русских художников, начавших писать природу Кавказа. Сам Лермонтов признавался, что привез из первой ссылки на Кавказ «порядочную коллекцию» рисунков, сделанных «на скорую руку», они и послужили ему материалом для будущих картин. Именно по возвращении с Кавказа талант Лермонтова как живописца раскрылся в полной мере. На многих рисунках и картинах Лермонтова изображены конкретные места Кавказа, бесспорно, выполненные с натуры, поскольку они очень точно передают детали.

Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса. И поэт неоднократно бывал в этом замечательном древнем городе. Так появилась еще одна замечательная картина Лермонтова «Вид Тифлиса». Она является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи.

— Что нового вы узнали о Михаиле Юрьевиче Лермонтове?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Работа над стихотворением «Дары Терека». Вступительная беседа.)

— Прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чем оно?

Терек — река на Северном Кавказе, которая берет свое начало на склоне Кавказского хребта и впадает в Каспийское море. Название реки означает «быстрая вода». Длина 623 км. В верхнем своем течении Терек прокладывает себе путь по горным ущельям и склонам. Здесь он очень стремительный и бурный. Но, приближаясь к морю, Терек течет уже по равнине, где становится спокойным и широким.