Файл: Конспекты уроков литературного чтения для 4 класса. Цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


(Прослушивание чтения стихотворения актером в аудиозаписи. Анализ стихотворения.)

— Какую картину вы представили, прочитав стихотворение М.Ю. Лермонтова?

— Что необычного в изображении Терека? Как меняется его образ в произведении?

— Объясните значение выражения утесистые громады. (Горы, скалы.)

— Какое средство художественной выразительности здесь использует поэт? (Метафору — скрытое сравнение.)

— Как понимаете выражения буре плач его подобен, слезы брызгами летят? (Грохот падающей воды, как буря, капли, которые разлетаются в разные стороны, как слезы.)

— Какие выразительные средства здесь использовал поэт? (Сравнение, олицетворение — такать может только человек.)

— Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения? (Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная.)

— Как меняется характер реки на равнине? (Река на равнине становится спокойной, ласковой.)

— Что означает слово лукавый! (Хитрый. Терек притворяется. Эта река еще покажет свой суровый нрав.)

— Прочитайте последние восемь строк. С кем сравниваются облака? (С женщиной, которая кормит ребенка грудью, — это олицетворение.)

(Самостоятельное чтение стихотворения. Подготовка к чтению в классе. Выразительное чтение.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Чему учились на уроке?

— В чем смысл стихотворения? Что хотел донести до нас автор?

— Ребята, в учебнике стихотворение дано в сокращенном варианте. Можете найти его и прочитать.

Домашнее задание

Найти интересные факты из жизни поэта, подготовить выразительное чтение любого понравившегося стихотворения М.Ю. Лермонтова.

Ход урока 4

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно.

Чтоб было всем понятно.

— Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово четко; прохлопайте ритм.

— О чем скороговорка? (О том, как нужно правильно говорить.)

— Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова.

(Расстановка логических ударений.)

— Прочитайте в разговорном темпе.

— Прочитайте в ускоренном темпе.


III. Проверка домашнего задания

(Выразительное чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова.)

IV. Работа по теме урока

— Прочитайте тему урока.

— Определите его задачи.

— Рассмотрите картину М.Ю. Лермонтова «Крестовая гора».

— Расскажите, что вы видите и как понимаете эту картину. Что хотел показать нам художник? (Ответы детей.)

Одна из лучших живописных работ Лермонтова «Крестовая гора» написана под сильными впечатлениями от увиденного им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 г. Вот как описывает свои впечатления Лермонтов в письме другу С. Раевскому: «Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и, право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух — бальзам; хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит — ничего не надо в эту минуту: так сидел бы да смотрел целую жизнь».

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

(Чтение и обсуждение стихотворения «Утес».)

— Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением М.Ю. Лермонтова, которое называется «Утес».

— Вспомните, что такое утес. (Это высокая скала.)

(Чтение стихотворения учителем.)

— Ваши впечатления от прочитанного? (Стало грустно, печально. Утес стоит одиноко и плачет.)

— Сравните два произведения Лермонтова: «Крестовая гора» и «Утес». Рассмотрите их внимательно еще раз, чтобы выполнить это задание. (В этих произведениях совпадает настроение. Лермонтов пишет о грусти, печали, невыносимости одиночества.)

— Прочитайте стихотворение «Утес» про себя.

— Какие два образа запомнились вам? (Образ легкой, игривой, шаловливой, свободной и беспечной золотой тучки. И угрюмый, большой, неподвижный утес. Одинокий утес, мрачный, старый.)

— Тучку поэт изображает как живую. Докажите. (Ночевала; умчалась рано, весело играя.)

— После посещения тучки как чувствовал себя утес? (Ему стало хуже. Его тоска и одиночество усилились.)

Да, тучка не могла понять утеса: она стремительная, юная, ей неизвестны такие чувства, которые переживает утес.

— В чем же особенность стихотворения? (Стихотворение небольшое, но оно насыщено чувствами. В нем яркие картины, в нем звучит музыка.)



(Выразительное чтение стихотворения.)

— Подготовьтесь читать стихотворение выразительно.

VII. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— Чему учились на уроке?

— С какими произведениями познакомились?

Домашнее задание

Выучить стихотворение М.Ю. Лермонтова наизусть.

Ход урока 5

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Сейчас послушаем стихи М.Ю. Лермонтова, которые вы подготовили к уроку.

III. Актуализация знаний

— Прочитайте стихотворные строки.

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы!

 

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах.

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!..

 

На твоих церквах старинных

Вырастают дерева;

Глаз не схватит улиц длинных.

Это матушка Москва!..

Ф.Н. Глинка

— Понравились вам эти строчки? Чем они вас тронули?

— Прочитайте название произведения, которое будем сегодня изучать. («Песнь про царя Ивана Васильевич, молодого опричника и удалого купца Калашникова».)

— Что вы из него узнали? (Мы будем читать песнь. Названы герои произведения.)

— Что такое песнь? (Поэтическое произведение эпического или героического характера.)

(Подготовка к чтению произведения. Словарная работа. Прогнозирование содержания текста.)

— Предположите, о чем это произведение. Рассмотрите иллюстрации, еще раз прочитайте название. (Ответы детей.)

— Объясните значение слов.

Сажень — русская мера длины, равная 2 м 134 см.

Опричник — человек, служивший в специальных войсках.

Опричнина — так называлась внутренняя политика репрессий правительства Ивана IV Грозного против оппозиционного боярства.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Чтение произведения учителем и хорошо читающими учащимися. Можно использовать аудиозапись.)

— Каковы ваши впечатления от прочитанного? (Дети делятся своими впечатлениями.)

— Какую картину вы представили во время чтения?

— Как в Москве развлекались в старину? Где проходили бои?

— Как выглядела Москва в те времена? Найдите эти строки. Каким был тогда Кремль?

— Перечитайте текст.

— Как приветствовал царя и народ купец Калашников?


— Как выглядели бойцы? Опишите их.

— Сравните «Песнь...» с былиной.

— Рассмотрите иллюстрации. Найдите к ним соответствующие отрывки из текста.

VI. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VII. Подведение итогов урока

— С каким произведением познакомились на уроке?

— Как вы думаете, почему это произведение называется песнь!

— Что сближает это произведение с народным творчеством? Обратите внимание на постоянные эпитеты, которые есть в сказках и песнях. Найдите их.

Леса ..., тучи ..., заря ..., кудри ..., молодцы ....

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение произведения.

Ход урока 6

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Выразительное чтение произведения М.Ю. Лермонтова «Песнь...».)

III. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 110—111. Рассмотрите их внимательно.

— Определите тему урока. (Знакомство с произведением М.Ю. Лермонтова «Бородино».)

— Какие задачи поставим сегодня перед собой? (Прогнозирование содержания текста.)

— Можете ли вы по названию произведения определить, о чем оно?

— Что вы знаете о Бородинском сражении?

(Чтение произведения учителем.)

— Какие чувства вы испытали при чтении этого отрывка?

IV. Физкультминутка

V, Продолжение работы по теме урока

(Чтение отрывка учащимися.)

— Как говорит рассказчик о начале сражения? Обратите внимание на глаголы движения.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам,

Да. жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

— Как вы понимаете эти слова рассказчика? {Примерный ответ. «Быть хватом» — значит все уметь, делать хорошо любые дела, быть удалым, смелым человеком. Полковник, верно служил царю, выполняя все приказы, и был заботлив по отношению к солдатам, как отец. В словах солдата слышится искренняя глубокая печаль, когда он вспоминает о гибели полковника.)

— Объясните значение слова булат.

Булат — сталь, обладающая высокой прочностью и упругостью. Из булата изготовляли холодное оружие исключительной твердости.

Слова «сражен булатом» говорят о том, что полковника убила не пуля: он участвовал в сражении вместе с солдатами, подавая пример своей храбростью, и был убит в ближнем бою холодным оружием.

— «И молвил он, сверкнув очами...» Какие слова в этой строчке создают торжественное настроение? (Молвил, очами.)


— Найдите описание сражения (три строфы от слов: «Ну ж был денек!»). С помощью каких частей речи передаются стремительное движение, звуки боя? Назовите их.

— Как вы думаете, почему автор пишет: «...рука бойцов колоть устала...», а не «руки бойцов колоть устали»?

— С помощью каких слов автор передает грохот боя? («И ядрам пролетать мешала // Гора кровавых тел» (роль звука [р]).)

— Подберите синоним к глаголу изведал.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

— Как вы понимаете эти строки? Кого объединяет слово наш?

Бородинское сражение продолжалось с утра до позднего вечера, задень и русские, и французы несколько раз ходили в атаки, которые заканчивались рукопашным боем. Французы хорошо узнали, что такое русская храбрость, сила и удаль. Слово «наш» объединяет в этом тексте самого рассказчика, русских солдат и весь русский народ.

— Прочитайте предпоследнюю строфу.

— К чему были готовы русские воины?

— Что означают слова: «Вот затрещали барабаны //И отступили басурманы»? (Басурманы — враги. В те времена команды подавались с помощью барабанных сигналов. Были разработаны различные сигналы, смысл которых понимали солдаты.)

— Чем завершается стихотворение?

— С этих же строчек автор начинает свое произведение. Как вы думаете, почему автор повторяет строфу, которая уже звучала? (Примерный ответ. Воин жалеет о гибели многих русских людей, считая, что там, в прошлом, были богатыри, здесь, в современности — мелкие люди, не способные к подвигам. После кровопролитного Бородинского сражения русская армия продолжала отступать и оставила Москву. Наполеон занял город. Старый солдат считает, что на то была воля Господа, а иначе русские не отдали бы Москвы.)

(Выразительное чтение произведения.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто его автор?

— О чем это стихотворение?

— В чем, по-вашему, заключается основная мысль стихотворения?

— Каким чувством проникнуто произведение? (Чувством любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат и офицеров. Мы узнаем о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной.)

Россия — наша родина, наш дом, и наша задача — оберегать ее, заботиться о ее процветании, чтобы наши дети и дети наших детей жили в счастливой стране.