Файл: Дисциплина Профессиональная этика в работе психолога Практическое задание 3, Модуль 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 555
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения
Программа профессиональной переподготовки
Психологическое консультирование и психодиагностика (620)
Дисциплина: Профессиональная этика в работе психолога
Практическое задание 3, Модуль 3. Этические вопросы психодиагностической и научной деятельности
Выполнил:
слушатель Исакова Виктория Валериевна
Преподаватель:
Перевязко Елена Александровна
г. Москва - 2020
Задание 1. Решение этических задач.
1) Психолог дал знакомому бизнесмену без специального образования методику ММРI и ключи к ней, чтобы тот протестировал свой персонал и уволил всех неподходящих работников.
Основываясь на принципе компетентности Этического кодекса психолога, где сказано, что только психолог осуществляет непосредственную (анкетирование, интервьюирование, тестирование, электрофизиологическое исследование, психотерапия, тренинг и др.) или опосредованную (биографический метод, метод наблюдения, изучение продуктов деятельности Клиента и др.) работу с Клиентом, можно сделать вывод, что психолог поступил непрофессионально, предоставив своему знакомому без специального образования методику, повлекшую необъективные и некомпетентные оценки и, как следствие, увольнения персонала. Варианта развития событий в данной ситуации, на мой взгляд, могло быть два:
-
Отказ психолога в предоставлении данной методики; -
Предложение своих услуг по диагностике персонала и рекомендаций для принятия решений о кадровых изменениях
2) Психолог сотрудничает с магазином мебели на основе договора, выполняя роль бизнес-тренера отдела продаж. Во время одного из обучений, его попросили помочь, он выступил в роли администратора магазина и уговаривал клиентов не беспокоиться в связи с длительной задержкой доставки, купленной или мебели. Вины магазина при этом нет.
На мой взгляд, у нас мало информации для объективной оценки данной ситуации. Возможно, психолог точно знал, что поводов для беспокойства у клиентов нет – в таком случае, своей «отработкой возражений клиента» он мог показать практический пример для сотрудников отдела продаж. С другой стороны, психолог всё-таки является бизнес-тренером отдела продаж, а не администраторов, в таком случае, можно предположить, что он вышел за рамки своих обязанностей, которые, возможно, были прописаны в договоре.
3) Психолог коллегам с юмором рассказывал о проблемах своих клиентов, не упоминая их имен.
Принцип конфиденциальности Этического кодекса психолога гласит «Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий» и «Демонстрируя конкретные случаи своей работы, Психолог должен обеспечить защиту достоинства и благополучия Клиента» - с этой точки зрения, не называя имён клиентов, психолог не нарушает конфиденциальности. Но с другой стороны, по косвенным признакам некоторые слушатели историй из практики могут догадаться, о ком идёт речь (возможно, люди окажутся знакомы). А во-вторых, отношение к реальным проблемам клиентов с юмором далеко от гуманизма и норм морали.
4) Психолог сообщил матери о том, что ее 13-летний сын открыл ему на консультации свои суицидальные мысли
С моей точки зрения, психолог нарушил принцип конфиденциальности Этического кодекса психолога. Возможно, можно было предложить подростку пригласить мать на консультацию и вместе проработать проблемы, которые привели ребёнка к суицидальным мыслям. Плюс, не известно, как может повлиять реакция матери на её дальнейшее поведение с сыном, где нет гарантий, что это не усугубит ситуацию.
Задание 2. Решение этических задач.
1) В курсовой работе студент указал настоящие фамилии и имена испытуемых, составляя сводную таблицу данных. Этично ли он поступил?
Студент поступил неэтично. «Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий» и «Демонстрируя конкретные случаи своей работы, Психолог должен обеспечить защиту достоинства и благополучия Клиента».
2) Психолог снимал сеанс с клиентом на видеокамеру, которая была замаскирована среди книг, так как он хотел использовать видео на конференции. Как он должен был поступить, учитывая правила этики?
В соответствии с принципом конфиденциальности Этического кодекса психолога «Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации. Работа с Клиентом допускается только после того, как Клиент дал информированное согласие в ней участвовать.» Следовательно, психолог обязан был согласовать видеосъемку и способ её дальнейшего использования с клиентом.
3) Психолог просил ответить на вопросы интервью, не раскрывая испытуемым цель исследования и то, каким образом потом будет использоваться информация. Какие он нарушил этические правила?
Ответом на этот вопрос также служит принцип конфиденциальности Этического кодекса психолога «Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации. Работа с Клиентом допускается только после того, как Клиент дал информированное согласие в ней участвовать.»
Задание 3. Ознакомьтесь с текстом лекции 5, приведите пример любой дилеммы (можно по С.Дугласу) между психологом и клиентом. Можно использовать материал из жизни, кино, книг и пр.
Кратко опишите случай и укажите основное противоречие.
Хочу привести пример фильма «Мой лучший любовник». В основе сюжета фильма лежат отношения между 23-летним парнем и 37-летней женщиной, которая недавно развелась с мужем и испытывает переживания по поводу разницы в возрасте со своим партнёром. Чтобы разрешить внутренний конфликт главная героиня прибегает к помощи психолога.
Психолог убеждает нашу героиню, что проблемы нет, что можно просто развлечься и потому необходимо, отбросив все переживания, постараться получить удовольствие от отношений. Однако все меняется, когда психолог узнает, что в отношениях её клиентка состоит с ее собственным сыном.
В фильме показана этическая дилемма психолога. Она пытается отыскать ответы на вопросы. Продолжать ли работу с клиенткой… Сказать ли ей, что она знает об отношениях с её сыном.. И как вообще работать, когда то, что она говорит клиенту противоречит ее личным интересам.