Файл: Минобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Самарский государственный социальнопедагогический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский государственный социально-педагогический университет»
История и методология науки
ГЛОССАРИЙ
Кудряшова Н. В. ФИЯ-М19ТПз
2019 г.
В
Верификационизм - это философско-методологическая установка на применение принципа верификации в качестве одного из основных критериев научной рациональности, позволяющего провести разграничительную линию между научным и вненаучным знанием.
Виртуальная реальность - в широком смысле любая создаваемая реальность, отличная от объективной; в более узкой «технической» трактовке виртуальная реальность объясняется в контексте информационных и компьютерных технологий и связывается с понятием «кибернетическое пространство»; (созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, осязание и другие).
Г
Глобальный эволюционизм - это учение, которое основывается на единстве человека и природы, а также естественных и гуманитарных наук, признающих универсальный характер эволюционных процессов.
Глобальный эволюционизм – это концепция, целью которой является построение универсальной модели эволюции, связывающей воедино развития космоса, земли, жизни на земле и человека.
И
Изобретательство - творческий процесс, приводящий к новому решению задачи в любой области техники, культуры, здравоохранения или обороны, дающий положительный эффект. В зависимости от целей создания и сферы использования изобретения могут воплощаться в материальные объекты и становиться предметами труда, либо первоначально иметь нематериальную природу.
Идеалы и нормы научного исследования – совокупность внутринаучных ценностей, методологических и др. требований, установок, которые организуют, направляют и оценивают как сам ход научного исследования, так и его результаты – научное знание на каждом конкретно-историческом этапе развития науки.
К
Критерий демаркации - научный способ разграничения условий, которые избираются для объяснения данного явления. Термин «демаркация» означает «разграничение».
Кумулятивизм - (от лат. cumulo - складывать; увеличивать, приумножать) - методологическая установка, заключающаяся в понимании роста научного знания как непрерывного процесса добавления все новых истинных знаний к уже имеющемуся массиву таких же истинных знаний.
Конструкт - это умозрительное построение, вводимое гипотетически (теоретическое) или создаваемое по поводу наблюдаемых событий или объектов (эмпирическое) по правилам логики с жёстко установленными границами и точно выраженное в определённом языке.
В философии: производимый сознанием идеальный объект.
В наиболее общем психологическом смысле: целостная, отделяемая от других психологическая сущность, недоступная непосредственному наблюдению, но выводимая и/или выстраиваемая логическим путем на основе наблюдаемых признаков, и понятие, используемое для ее представления.
Л
Лженаука – учение, построенное на ложных, ошибочных принципах (астрология, алхимия, графология, сериология).
М
Моделирование - метод воспроизведения и исследования определённого фрагмента действительности (предмета, явления, процесса, ситуации) или управления им, основанный на представлении объекта с помощью модели;
- построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.
Методология - учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета; учение об организации теоретической и практической деятельности человека.
Н
Наука – специфическая разновидность духовной деятельности, окончательно сложившаяся в 17 в. Н. э. в Англии (тогда же наука становится профессиональной деятельностью, возникают первые академии наук);
- область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности;
- это особый вид познавательной деятельности человека, направленный на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, человеке, обществе и самом познании, на основе которых происходит преобразование человеком действительности.
Научная картина мира – множество научных теорий в совокупности описывающих известный человеку мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания;
- особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий.
Научная революция - это новый этап развития науки, который включает в себя радикальное и глобальное изменение процесса и содержания системы научного познания, обусловленное переходом к новым теоретическим и методологическим основаниям, к новым фундаментальным понятиям и методам.
П
Паранаука – учение об объектах, существование которых наукой не подтверждено (демонология, парапсихология).
Парадигма - это образец постановки проблем и решения задач, которого придерживается то или иное научное сообщество при исследовании природы ка- кого-либо явления. Научная парадигма включает также набор понятий и технических средств для наблюдения и объяснения явлений.
Протокольное предложение – термин, введенный логическими позитивистами для обозначения предложений, которые должны составить основание (логическое, а не временное) научного познания;
- в концепции языка науки (сформулированной в логическом позитивизме Венского кружка) исходные элементарные утверждения, образующие эмпирический базис науки и выражающие «непосредственно данное» в опыте.
С
Сциентизм - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире.
Синергетика - это междисциплинарное направление научных исследований, которое изучает закономерности и принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации в системах разной природы: физических, химических, биологических, технических, социальных и других.
Т
Теоретический уровень научного познания - разработка мысленных моделей изучаемого процесса, призванных обобщить и объяснить имеющиеся факты; обработка мышлением эмпирических данных с помощью абстрактной работы мысли.
Типы научной рациональности – понятие, выражающее различное понимание научным познанием принципа тождества мышления и бытия. Выделяют классический, неклассический, постнеклассический типы научной рациональности.
У
Утверждение о факте –
верифицируемое утверждение о единичном событии или явлении, для которого характерны определенное место, время и конкретные условия их возникновения, существования.
Ф
Фальсификационизм – методологическая позиция (сформулировал Карл Пеппер, 1934), основанная на представлении о невозможности проверки индуктивного универсального обобщения из-за большой вероятности появления новых и потенциально опровергающих доказательств.
Фаллибилизм – философско-методологическая концепция научного знания,направление постпозитивизма, согласно которому любое научное знание принципиально не является окончательным, а есть лишь промежуточная интерпретация истины, подразумевающая последующую замену на лучшую интерпретацию.
Философия науки – область философии, исследующая природу научного знания, его структуру и функции, методы научного познания, способы обоснования и развития научного знания.
Философские основания науки - система философских идей и принципов, посредством которых обосновываются представления научной картины мира, идеалы и нормы науки и которые служат одним из условий включения научных знаний в культуру соответствующей исторической эпохи.
Э
Эволюционная эпистемология – теория познания, являющаяся разделом эпистемологии (философско-методологическая дисциплина, исследующая знание как таковое, его строение, структуру, функционирование и развитие) и рассматривающая рост знания как продукт биологической эволюции.
Эмпирический уровень научного познания - это такой уровень знания, содержание которого получено из опыта (наблюдение, измерение, эксперимент). Знание фиксирует качества и свойства изучаемого предмета, доступного чувственному созерцанию.
Эксперимент - это исследовательское воздействие на объект познания для выявления новых параметров его известных свойств или для выявления его новых, ранее неизвестных свойств.