ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Антропосоциогинез
1.Социальное и биологическое
Как мы с вами знаем, проблема человека - одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении. Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез.
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:
Гипотезы о происхождении человека:
-
Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа - источник человеческого в человеке. -
Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа. -
Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным). -
Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности. -
Катастрофизм. Система представлений об изменениях живого мира во времени под влиянием природных катаклизмов, событий, приводящих к массовому вымиранию организмов. -
Телеологизм. Философское учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом, об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин.
Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.
Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле
Человек - биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.
Биологические особенности человека:
-
прямостояние и прямохождение (некоторые животные, например, обезьяны, так же способны передвигаться на двух конечностях, но им гораздо удобнее использовать все четыре лапы в процессе движения); -
отсутствие плотного волосяного покрова (с природной точки зрения человек самое уязвимое живое существо: что наша тонкая кожа по сравнению со шкурой животного?!); -
развитая кисть руки (строение наших пальцев наделяет нас способностью к мелкой моторике. Обезьяну, с лёгкостью чистящую банан, научить вышивать не удастся); -
крупный объём головного мозга (ну да, конечно, у слона он крупнее, но в пропорции к телу, его мозг занимает всего 0,1% от общей массы слона, в то время как у человека мозг занимает около 2% в соотношении к телу); -
наличие органов речи (собака, например, всё понимает, а сказать не может. Всё потому что нёбо, язык, зубы и гортань у неё имеют совершенно неудобное для членораздельной речи строение).
Человек - существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Социальные особенности человека:
-
наличие речи (ни одно животное не имеет столь развитого языка, и не одного, как человек. Даже "речь" попугая - лишь подражание человеческой речи, но не она сама); -
наличие сознания (особого рода отражения реальности через собственные ощущения, чувства, мысли и слова); -
наличие мышления (способности рационально или разумно воспринимать действительность, делать выводы на основе предложенных данных); -
создание культуры (искусственной среды обитания); -
изготовление и использование орудий труда; -
потребность в творческой деятельности (не просто свить гнездо для птенцов, или вырыть берлогу для зимнего сна, а выразить себя в плодах своей деятельности и, возможно, оставить что-то после себя своим потомкам).
Существует два подхода в решении вопроса о соотношении природного и социального в человеке:
-
натуралистический - преувеличивает значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение; -
социологический - признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы.
Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.
Таким образом, человек - существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало).
2. Австралопитеки- начальный этап антропогенеза или складывание его предпосылок?
Антропогенез принято разделять на четыре стадии:
Первым представителем семейства Гоминид были австралопитеки – большая и разнородная группа приматов, населявшая в течении миллиона лет Африку и Азию (см. видео).
Наиболее древние останки австралопитеков найдены в восточной Африке и датируются возрастом около 6 миллионов лет.
Изучение скелета этих существ показало, что их зубы почти сходны с человеческими; объем головного мозга превышал 500 см
3; а масса тела составляла 35–50 кг.
Они обладали важной особенностью – способностью к прямохождению.
Именно эта особенность позволила австралопитекам освободить передние конечности и взять орудие труда. Можно сказать, что у австралопитеков впервые появились руки.
Австралопитеки жили на открытой местности, вдали от деревьев. Продолжительность их жизни составляла от 17 до 22 лет. Питались они как растительной, так и животной пищей. Нет однозначных данных, могли ли австралопитеки охотиться или питались только падалью
Развитие австралопитеков
Одновременно существовало несколько разных видов австралопитеков. Они отличались по величине тела, типу зубов, растительноядности или всеядности, распространенности.
Один из видов австралопитеков дал начало первому представителю рода Человек.
Первым его представителем считается Человек умелый – Homo habilis. Впервые останки скелета человека умелого были найдены в 1959 году на склоне кратера Нгора-Нгора в Африке. Возраст этих останков был около 2 миллионов лет.
Форма конечностей Человека умелого говорит о полном прямохождении. Морфология костей верхних конечностей свидетельствует о хорошо развитой хватательной функции. Особое внимание обращает на себя строение ногтевых фаланг – коротких и плоских, что свидетельствует об эффективном использовании кисти. Расширение фаланг, при длительном выполнении тяжелой физической работы, наблюдается даже у современного человека.
Таким образом, строение кисти Человека умелого косвенно подтверждает предположение о том, что он является создателем праорудий – камней со следами обработки, найденных в одном слое с останками Человека умелого (рис. 2).
Праорудия чаще всего представляют собой гальки небольших размеров, с пятью-шестью сколами рабочего края, идущими в одном направлении, и естественным округлением противоположного края.
Объем головного мозга Человека умелого превышал 600 см3, что заметно больше, чем у австралопитеков и любой современной обезьяны. Особенно увеличены у него были лобный и теменные доли мозга (см. видео).
Кривизна нижней челюсти свидетельствует о возможном овладении зачатками речи.
Таким образом, первыми гоминидами были австралопитеки. Они отличались от прочих человекообразных обезьян прямохождением и широким использованием хватательных конечностей. А первым древнейшим человеком был Человек умелый. Он умел изготавливать орудия труда с помощью других предметов. Пока это лишь заостренные палки и камни, но именно эта особенность является формальным отличием человека от прочих гоминид.
3.Homohabilis-первый человек или предчеловек?
Человек умелый (Homo habilis — Хомо хабилис) — первый представитель человеческого рода, ископаемые останки которого были обнаружены в ноябре 1960 г. археологами Мэри и Луисом Лики в Олдувайском ущелье в Танзании и к нашему времени обнаружены в других местах Южной Африки а так-же Восточной Африки, в частности в Кооби-Форе в Кении. Найденные останки человека умелого, датируются примерно 2,8—2,5 млн. лет
Несмотря на то что размеры черепа homo habilis сходны с австралопитеком, он имел мозг больших размеров. Его лицо больше напоминает лицо современного человека. Эти люди, вероятно, первыми начали изготавливать примитивные каменные орудия труда и создали древнейшую олдувайскую культуру.
Человек умелый — характеристика, особенности
Рост около 1,2 м, вес — мужчины примерно 40—50 кг., женщин 25-30 кг. Его лицо было архаичной формы: надглазничные валики, плоский нос и выступающие вперед челюсти. Голова Человека умелого стала более округлой формы.
Пропорции тела сходные с австралопитеком: расширенный таз, руки, удлиненные относительно ног, и предплечья, удлиненные относительно плечевых костей;
Двуногое передвижение, как можно судить по строению таза и стопы;
Размер зубов уменьшился, зубная эмаль стала тоньше;
Объем мозга составлял — 580-780 см³. Прогрессивное развитие зоны Брока, хотя гортань еще не давала возможности человеку умелому произносить звуки членораздельно;
У Хомо хабилиса происходит перераспределение долей мозга — становится меньше более примитивная затылочная доля мозга в пользу увеличения более прогрессивных долей — лобной, теменной, височной с ассоциативными долями;
Нога хабилиса по соединению костей была примитивна, но все же это человеческая нога. У Homo habilis палец стопы не отводился в сторону, а был вместе с другими пальцами;
Ногтевые фаланги расширились — прогрессивная черта, которая свидетельствует о формировании пальцевых подушечек. Формируется силовой захват, при помощи которого стало возможным изготовление орудий труда;
У хабилиса были более заметны отличия по половым признакам — у самок были более широкие бедра по сравнению с самцами;
Строение таза, обеспечивало более совершенную бипедальность и рождение более «головастого» потомства;
Наиболее вероятный предок человека умелого – один из видов грацильных австралопитеков (скорей всего – Australopithecus garhi, который существовал в Африке около 2,5 млн. лет назад).
Обнаруженные вместе с ископаемыми останками человека умелого кости животных, примитивные инструменты могут служить доказательством того, что хабилисы питались мясом, фруктами, насекомыми и растениями, они перешли к эврифагии (всеядности). Слово «умелый» в названии первого человека характеризует особенность строения кисти, ставшей приспособленной к захвату орудий труда.
Хомо хабилис разбивали кости, для извлечения питательного мозга из внутренней полости, объединялись для защиты от хищных зверей и поисков пищи. Имеются данные, свидетельствующие о том, что именно тогда между мужчинами и женщинами могло возникнуть разделение труда. Самцы добывал мясо, а самки занимались собирательством растительных продуктов. Эти древнейшие существа умели строить жилища.
4.Архантропы- обезьяны или формирующиеся?
Первыми среди настоящих людей были архантропы.
Иногда всех гоминин объединяют в один род Homo, к которому принадлежит и современный человек. Однако, отличие наиболее древних представителей подсемейства – архантропов – от нас с Вами настолько разительно, что многие антропологи склоняются к выделению для них особого рода Питекантропов (Pithecanthropus)
Период существования архантропов можно условно разделить на три неравных периода, соответствующие 1800-1200 тысяч лет назад, 1200-400 тысяч лет назад и 400-130 тысяч лет назад. Как можно легко заметить, временной промежуток существования архантропов сильно перекрывается с предыдущим – временем существования "ранних Homo", однако типичные архантропы достаточно сильно отличаются от "ранних Homo", будучи значительно более массивными и близкими к современному человеку, хотя в Африке существует почти непрерывный морфологический ряд отHomo habilis черезHomo ergaster кHomo erectus.
Таксономические взаимоотношения разных групп архантропов всегда были предметом дискуссий. Их систематическое положение определялось в масштабе от вида рода "Человек"