Файл: Реферат по книге А. А. Ахтамзяна Объединение Германии. Обстоятельства и последствия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реферат по книге А.А. Ахтамзяна

«Объединение Германии. Обстоятельства и последствия»

Данная книга включает в себя размышления российского историка, историка-германиста А.А. Ахтамзяна о германском феномене, об отношениях Германии и России, она призвана установить факты и истины об объединении Германии в конце XX века. В книге собраны исследования германских авторов.

Книга состоит из 8 глав. Глава 1 «Германия после второй мировой войны» включает в себя 4 пункта.

Пункт 1 «От безоговорочной капитуляции к образованию двух германских государств» начинает книгу с событий 8-9 мая 1945 года, ставших точкой отсчета в истории Германии. Был подписан «Акт о военной капитуляции» Германии, который означал ликвидацию нацистского рейха. Германия, как государство, перестало существовать. Власть в свои руки взяли страны-победительницы СССР, США, Великобритания и Франция, согласно Декларации о поражении Германии.

С 17 июля по 2 августа 1945 г. в Постдаме состоялась встреча «Большой тройки», на которой были приняты решения «4-х де» (демилитаризация, денацинафикация, демократизация, декартелизация), определявшие политику держав в отношении Германии. С октября 1945 по 1946 гг. состоялся международный трибунал в Нюрнберге.

Так получилось, что в период с 1945 по 1949 гг. в двух частях Германии происходило различное социально-политическое развитие. Произошел раскол, и во многом это стало следствием противоположной политики СССР и США. Образовалось два германских государства, которые в итоге были признаны мировым сообществом. Это стало итогом первого послевоенного десятилетия.

США выработали план деиндустрализации Германии. США реализовали план Маршалла в Западной Германии. Именно они сыграли решающую роль в восстановлении промышленности Германии в послевоенные годы. Была образована Федеративная Республика Германия.

В Восточной Германии получили поддержку коммунистическая и социал-демократическая партия, а 7 октября 1949 г. было создано государство Германская Демократическая Республика. Окончательное размежевание ГДР и ФРГ произошло в 1955 г. В 1961 г. в ходе конфронтации в Берлине возникла Стена.

Пункт 2 «Германское экономическое чудо – предпосылка политической стабильности» повествует о развитии ФРГ в послевоенное время. Оно характеризовалось экономическим подъемом, в котором большую роль сыграла помощь США. Германским экономическим чудом назвали высокий темп роста промышленного производства в ФРГ с 1950 по 1960 гг. Этому способствовали внешние обстоятельства: холодная война, план Маршалла, выгодное использование труда иностранных рабочих, своевременный правильный выбор концепции развития (национальное рыночное хозяйство). ФРГ вступило в ООН.


Пункт 3 «Установление дипломатических отношений между ФРГ и СССР» посвящен германскому вопросу в мировой политике. Именно вокруг Германии больше всего ощущалась атмосфера «холодной войны». Советскому правительству принадлежала инициатива установления нормальных отношений с ФРГ, т.к. оно пыталось предотвратить вступление ФРГ в НАТО. Дипломатические отношения СССР и ФРГ были налажены в 1955 г. Сложность германского вопроса обусловлена тем, что противоречия между СССР и Западом не дали возможности заключить нормальный мирный договор с побежденной Германией из-за спора о территориальных изменениях.

Пункт 4 посвящен новой восточной политике – нормализации отношений со странами Восточной Европы. Отношения между ФРГ и СССР достигли разрядки в 1970 г., когда был подписан договор 12 августа. В нем был закреплен принцип нерушимости государственных границ в Европе. Отношения же между ГДР и ФРГ оставались напряженными в течении всего периода их существования до конца 60-х гг. Нормализация отношений между ними состоялась с подписанием Берлинского договора в 1973 г.

Глава 2 «Внутригерманские проблемы процесса объединения» включает в себя 5 пунктов. В ней освещаются дипломатический, внутриполитический аспекты процесса объединения Германии, его социально-политические и экономические последствия.

Перед ФРГ, к 80-м гг. ставшей мощным государством с развитой экономикой, правящие круги Западной Европы поставили задачу поглощения ГДР. Присоединение ГДР к ФРГ произошло в короткий срок, меньше чем за год при активном участии и содействии советских руководителей (М.С. Горбачева, Э.А. Шеварднадзе).

В конце 80-х в ГДР назревал кризис. Начались протесты и демонстрации, население возмущалось ограничениями прав человека в ГДР, основным стало ограничение права выезжать за рубеж, особенно в другую Германию. Они привели к возникновению политических движений и организаций типа «Круглый стол», «Новый форум», «Демократический прорыв». Визит Горбачева в ФРГ в июне 1989 г. послужил отправной точкой для движения к объединению Германии. 9 ноября 1989 г. рухнула «Берлинская стена». СССР не вмешался. Была провозглашена программа Г. Коля, включавшая в себя 10 пунктов, ставившая политической целью обретения Германией государственного единства в будущем.

Урегулирование германской проблемы – создание гарантий безопасности в Европе. Оно требовало конкретизации ряда обязательств государств Европы. Ключевым вопросом движения к германскому единству оставался вопрос об отношении объединенного германского государства к военно-политическим союзам. Решения М.С. Горбачева по германским делам были самостоятельными и суверенными и не согласовывались ни с партийными, ни с государственными органами. Итогами переговоров между Горбачевым и Г. Колем в июле 1990 г. стали договоренности относительно регулирования отношений двух стран в связи с достижением германского единства.



В 3 главе раскрывается дипломатический аспект объединения Германии. Дипломатия Горбачева и Шеварднадзе была несогласованной. Главным политическим препятствием на пути к германскому единству весной 1990 г. стал вопрос, останется ли Германия членом НАТО. Военно-политический статус Германии стал главным вопросом. Изначально Горбачев был против этого, т.к. это противоречило интересам СССР, однако потом он отказался от своей позиции. Стоял вопрос о нейтралитете Германии, однако условия об этом не были поставлены перед ФРГ и ГДР. ФРГ держало курс на поглощение ГДР, а не на создание нового суверенного государства. СССР предлагал участие Германии одновременно в двух военных блоках, но Запад отверг это предложение.

В 1990 г. на пресс-конференции Г. Коль изложил в 7 пунктах концепцию объединения Германии и ее политического статуса, ее границах, ее вооруженных сил. 31 августа 1990 г. был подписан Договор об установлении единства Германии.

12 сентября 1990 г. был разработан и подписан в Москве Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. Договор четко определяет статус объединенной Германии, ее территорию, границы, права и ответственность, а также обязательства других участников договора. С территории ФРГ СССР должен был вывести войска до 1994 г., а германское правительство обязалось выплатить для этого 12 млрд. немецких марок.

9 ноября 1990 г. в Бонне был заключен Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между СССР и ФРГ.

Принятие формулы «два плюс четыре» и предоставление канцлеру ФРГ «картбланша» в решении внутригерманских вопросов было исключительно в интересах федерального правительства. Отвергнув с самого начала условие неучастия в военном блоке, оно решительно отклонило идею проведения мирной конференции для выработки мирного договора для Германии, закрепления в нем территориальных реалий, т.е. существовавших на тот момент их государственных границ, не говоря уже о репарациях — возмещении ущерба, нанесенного германской агрессией. На основе формулы «два плюс четыре» дипломаты ФРГ смело взялись за решение проблем отношений с ГДР. Формально еще оставались в силе права и ответственность четырех держав-победительниц, но фактически решающее слово при урегулировании германского вопроса было передано правительству ФРГ, которое первым делом объявило, что правительство ГДР во главе с Г. Модровым не справляется с управлением, и инициировало проведение «первых свободных» выборов в другом германском государстве. Созданный на скорую руку «Альянс за Германию» на выборах 18 марта 1990 г. получил относительное большинство и сформировал коалиционное правительство ГДР во главе с политиком «переходного периода» Лотаром де Мезьером. Правившая в ГДР партия СЕПГ, переименованная в Партию демократического социализма, была отстранена от власти. Именно с новым правительством дипломаты ФРГ и вступили в деловые переговоры.


Межправительственное соглашение о создании социального, экономического и валютного союза было заключено в мае 1990 г., в июне Народная палата приняла решение о переносе законов ФРГ на земли ГДР, в июле того же года была введена валюта ФРГ, что означало уже утрату суверенитета ГДР, а в конце августа был заключен договор об установлении единства Германии (со ссылкой на статью 23 Основного закона ФРГ). Внутригерманское урегулирование без вмешательства четырех держав предшествовало и предопределило ход переговоров по установлению международного статуса объединенной Германии. Четыре державы сначала предоставили полный суверенитет ФРГ, а потом оформили это договором. Введение марки ФРГ на территории ГДР с 1 июля 1990 г. имело как краткосрочные, так и долгосрочные последствия. С древнейших времен известно, что одной из функций суверенного государства является регулирование денежной системы, поэтому данное событие фактически означало утрату ГДР своего суверенитета. Однако, этот акт имел прямые последствия и для Советского Союза, который содержал на территории ГДР Западную группу войск (ЗГВ) численностью примерно в 400 тыс. человек, а также членов семей офицеров. Жалование офицерам и солдатам выплачивалось в марках ГДР, следовательно, перед советским правительством возникла большая проблема: выплата своим военнослужащим «содержания» в валюте ФРГ, что не было предусмотрено государственным бюджетом. Генеральный секретарь правящей в СССР партии не предусмотрел возможные последствия передачи дела объединения немцев целиком в руки канцлера ФРГ. Кроме того, судя по всему, он не информировал надлежащим образом главу правительства своей страны о предпринимаемых внешнеполитических шагах.

В главе 4 раскрываются политические последствия объединения Германии. 18 января 1991 г. Г. Коля был избран на должность федерального канцлера. Автором оценивается роль Советского Союза в форсированном объединении Германии.

Ключевой вопрос окончательного урегулирования в отношении Германии: отказ германского государства от участия в военном блоке НАТО. Западные державы, в частности США и ФРГ, готовы были принять такое условие. Однако тогдашние советские руководители, в частности Горбачев, вопреки рекомендациям экспертов-германистов, проигнорировали такую возможность, что коренным образом изменило геостратегическую ситуацию не только в Европе, но и в мире.


Критические оценки деятельности дипломатии СССР в германском вопросе были высказаны военными, общественными и политическими деятелями. Германия обрела единство, полный суверенитет и свободу действий на мировой арене.

С научной точки зрения объединение Германии было исторической необходимостью. Экономические, жизненные интересы предопределяли тенденцию к объединению политическому. Однако темпы реализации, а главное — геополитические последствия этого события вовсе не были фатально предопределены. Многое зависело от того, какую позицию займет Советский Союз. К сожалению, у руля великой державы оказались кормчие, не способные отстоять ее государственные интересы.

Автор справедливо подчеркивает, что «окончательное урегулирование с Германией», подписанное четырьмя державами-победительницами и обоими германскими государствами в сентябре 1990 года, означало, что для немцев Вторая мировая война окончилась без заключения мирного договора в собственном смысле этого слова. А.А. Ахтамзян констатирует: «Это, конечно, уникальный случай в истории: потерпевшая поражение в большой войне страна уклонилась от заключения всеобъемлющего договора, ограничившись договорами и соглашениями об урегулировании, заключенными с разными державами в разное время».

В результате не было зафиксировано в международно-правовой форме даже признание ответственности Германии за развязывание войны. Одним из последствий стало то, что к России в немецкой печати стало применяться понятие «бывший противник» в контексте претензий к нашей стране, а в приложении к войне рейха против СССР назойливо пропагандируется тезис, что «ничего особенного и преступного в нацизме не было, разве что технические новшества вроде «душегубок». Такое положение создает исходную базу для попыток обвинять СССР в «соучастии» в развязывании гитлеровской агрессии.

Глава 5 посвящена Германии после объединения и включает 3 пункта. А.А. Ахтамзян справедливо подчеркивает, что включение ГДР в состав ФРГ способствовало увеличению экономического потенциала объединенной Германии. Объединенная ФРГ в 90-х гг. упрочила свои позиции европейского лидера, занимавшего 3е место в мире по объему ВВП. Автор приводит подробные данные о силе и влиянии крупных германских концернов, о конкретных показателях производства в различных сферах. ФРГ в момент объединения двух германских государств увеличила свой военный потенциал, в том числе за счет вооружений армии ГДР. Оружие советского производства, поставленное армии ГДР в свое время на льготных условиях, оказалось в руках генералов бундесвера.