Файл: 1. Обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность за совершенные административные правонарушения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 567
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность за совершенные административные правонарушения.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность приведены в главе 4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, а именно в ст.ст. 4.2 и 4.3.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);
8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относятся:
1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;
3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
4) совершение административного правонарушения группой лиц;
5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими и отягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Характерные особенности института специальных административно правовых режимов.
Специальные административно-правовые режимы (САПР) являются одной из разновидностью особых правовых режимов, действующих в сфере публичного права, и несут в связи с этим соответствующую функционально-целевую нагрузку.
Их основное назначение состоит в следующем:
-
обеспечение конституционной безопасности при возникновении внешних и внутренних угроз территориальной целостности и независимости государства - агрессии против Российской Федерации, вооруженных конфликтов, массовых беспорядков; -
обеспечение функционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность или имеющих важное государственное значение; -
определение порядка реализации прав и обязанностей, условий жизнедеятельности на территориях, где проводятся специальные природоохранные, санитарные, противопожарные и иные мероприятия, а также на территориях, являющихся специальными зонами государственно-правовой охраны; -
установление порядка пользования предметами, представляющими повышенную общественную опасность или содержащими сведения, составляющие государственную тайну; -
обеспечение прав граждан и организаций в условиях чрезвычайных ситуаций, нормализация обстановки, восстановление правопорядка; -
создание условий для эффективной деятельности органов исполнительной власти, результативного осуществления ими контрольных, надзорных, регламентационных полномочий.
Виды специальных административно-правовых режимов
В зависимости от подведомственности
-
федеральные режимы, устанавливаемые и регулируемые федеральными органами государственной власти; -
региональные режимы, устанавливаемые органами государственной власти субъектов Федерации; -
местные режимы, устанавливаемые органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.
Если в качестве критерия разграничения выбрать объект-носитель режима, то выделяются:
-
территориальные режимы - режим закрытого административно-территориального образования, военное положение, карантин, режимы исключительной экономической зоны, континентального шельфа, лечебно-оздоровительных местностей; -
объектные режимы - режим объекта атомной энергетики, режим водохранилища, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог, режимы ИВС, СИЗО, ИТУ; -
режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющие важное государственное значение – режимы оружия, наркотических веществ, ядов, документов, содержащих государственную тайну, паспортный режим; -
функционально-деятельностные режимы – режимы деятельности органов МЧС РФ, противопожарный режим, эвакуационный режим, режимы контртеррористической операции, таможенные режимы.
САПР можно различать по предмету регулирования:
-
природоохранные режимы (заповедников, национальных и природных парков, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), -
режимы обеспечения государственной безопасности (государственной границы, защиты государственной тайны, военных объектов, порядка выезда из России и въезда в Россию) -
режимы охраны общественного порядка (чрезвычайное положение).
По критерию юридических свойств режимы можно подразделить на:
-
ординарные -
экстраординарные.
3. Административное принуждение: понятие, содержание и классификация.
Административное принуждение — это метод психического или физического воздействия на сознание и поведение людей, применяемый в сфере государственного управления в целях предупреждения, пресечения административных правонарушений и привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Особенности административного принуждения:
· Основывается на нормах административного права;
· Применяется как физическими, так и юридическими лицами;
· Применяется в сфере общественных отношений урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права;
· Закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах;
· Применяется широким кругом уполномоченных субъектов;
· Система мер административного принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия);
· Применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке;
· Порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру;
· Применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения;
· Законность применения обеспечивается системой гарантий;
· Применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности.
Виды государственного принуждения:
· административное принуждение;
· уголовное принуждение;
· гражданско-правовое принуждение;
· дисциплинарное принуждение.
Принуждение можно различать по отраслевому критерию, т. е. какой отраслью законодательства установлены принудительные меры. Соответственно принято различать принуждение по государственному, гражданскому, уголовному, уголовно-процессуальному, трудовому, административному праву.
Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых исполнительной властью для обеспечения правопорядка. Рассматриваемый вид принуждения охраняет не только административно-правовые нормы, но и нормы гражданского, трудового, земельного и иных отраслей права, реализацию которых призваны обеспечить органы исполнительной власти.
Следует различать меры административно-правового принуждения и принудительные меры, установленные нормами административного права. Административное законодательство закрепляет административные, дисциплинарные, общественно-правовые санкции. Так, им установлена дисциплинарная и материальная ответственность военнослужащих, определены властные полномочия общественных инспекторов. Административное принуждение полностью регулируется нормами административного права, которыми, кроме того, регулируется общественно-правовое и частично — дисциплинарное принуждение. Соответственно можно различать дисциплинарное принуждение и дисциплинарную ответственность по административному праву.
Цели административного принуждения:
предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий;
пресечение правонарушений;
восстановление нарушенного состояния;
процессуальное обеспечение;
наказание (ответственность) правонарушителя.
4. Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
Общим объектом являются все общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного и муниципального управления и охраняемые мерами административной ответственности.
Каждое деяние, образующее административное правонарушение, посягает на конкретные общественные отношения, регулируемые административно – правовыми нормами и обеспеченные санкциями в виде конкретных административных наказаний.
В качестве родового объекта административных правонарушений в соответствии с главой 20 КоАП РФ выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере общественного порядка и общественной безопасности.
Непосредственным объектом посягательства являются общественная нравственность, честь и достоинство граждан, собственность.
Дополнительным непосредственным объектом может выступать установленный порядок управления, здоровье граждан и т.д.
Объективную сторону составляют внешние признаки и обстоятельства поведения нарушителя. Факультативными признаками объективной стороны являются обстановка, время, место, орудие и способ совершения административного правонарушения.
Признаки объективной стороны указываются в статьях 20 главы Кодекса РФ об административных правонарушениях, либо в других федеральных законах (например, ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях», ФКЗ «О чрезвычайном положении» и т.д.), а иногда и в некоторых нормативных правовых актах (к примеру, Правила противопожарной безопасности и т.п.).
Объективная сторона большинства юридических составов правонарушений рассматриваемой главы характеризуется наличием противоправных действий либо бездействия.
Субъектами правонарушений являются физические лица, достигшие возраста 16 лет и вменяемые, как общие субъекты; должностные и юридические лица.