Файл: 1. Обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность за совершенные административные правонарушения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 570
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Межотраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, относящихся к ряду отраслей управления, органами исполнительной власти надведомственной компетенции; между субъектами и объектами контрольной деятельности отсутствует организационная подчиненность.
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие межотраслевой контроль: Министерство внутренних дел РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и др.
Отраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется органами как отраслевой, так и исполнительной власти межотраслевой компетенции, по определенным вопросам внутриведомственного характера, между субъектами и объектами этого контроля существует организационная подчиненность.
60.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ , ПОСЯГАЮЩИХ НА ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Глава 17 КоАП устанавливает административную ответственность за нарушение порядка деятельности органов законодательной, исполнительной, судебной власти, правоохранительных и иных государственных органов или несоблюдение информационных и иных публичных обязанностей, связанных с такой деятельностью. Объектом противоправных посягательств в данном случае является легитимная деятельность публичных органов, наделенных функциями по контролю и надзору (например, уполномоченного по правам человека - ст. 17.2 КоАП), федеральных служб, а также федеральных агентств, министерств РФ и их должностных лиц, обеспечивающих распорядительную деятельность (см. ст. 17.12 КоАП). Общественная опасность таких деяний заключена в нарушении формально-юридических требований, установленных диспозицией соответствующей статьи, квалификация правонарушения производится независимо от причиненного ими имущественного ущерба или морального вреда. При квалификации рассматриваемых правонарушений следует также иметь в виду, что причинение ущерба (вреда) противоправным посягательством, например вследствие разглашения сведений о мерах безопасности (ст. 17.13 КоАП), не может быть признано судьей в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, их исчерпывающий перечень установлен КоАП (ср. ч. 2 ст. 4.3 и ч. 1 ст. 4.4 КоАП). Однако при установлении причинно-следственной связи между нарушением и его вредоносностью, судья праве назначить наиболее обременительное наказание, установленное санкцией соответствующей статьи Кодекса, руководствуясь, в частности, требованием ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП, обязывающей судью учитывать "характер правонарушения", т.е. его общественную опасность.
Глава 17 КоАП включает в себя 28 составов правонарушений, и наряду с гл. 21 относится к наиболее лапидарным главам Особенной части. Данное обстоятельство сказывается на видах установленных ей публичных санкций, к которым относится главным образом административный штраф, максимальный размер которого до 500 тыс. руб. установлен ст. 17.81 КоАП.
При совершении правонарушений, предусмотренных ст. 17.14 КоАП, административный штраф исчисляется на основе специальных критериев, используемых в юрисдикционной деятельности только применительно к данному нарушению, а именно в сумме, кратной стоимости неисполненного публичного обязательства (см. ч. 2 ст. 17.14 КоАП) или в сумме, кратной стоимости ценных бумаг (см. ч. 21 ст. 17.14 КоАП). Законодательная регламентация не рассматривает такие критерии в качестве специальных, во всяком случае, исчисление размера административного штрафа на основе вышеуказанных критериев КоАП не предусмотрено (см. п. 1-5 ч. 1 ст. 3.5 КоАП).
В редких случаях может быть назначено административное наказание в виде предупреждения (см. ст. 17.6, ч. 1 ст. 17.11 КоАП), административного ареста (см. ч. 1 ст. 17.3 КоАП) или конфискации, всегда применяемой в качестве дополнительного наказания при назначении административного штрафа (см. ч. 1, 2 ст. 17.11, ч. 1, 2 ст. 17.12 КоАП), в этих случаях конфискация является безальтернативной санкцией, подлежащей обязательному применению.
К субъектам рассматриваемых правонарушений относятся граждане, юридические и должностные лица. Совершение таких проступков затрагивает публичную сферу и, как правило, не связано с предпринимательской деятельностью.
Индивидуальные предприниматели при совершении правонарушений, предусмотренных ст. 17.6-17.8,17.10, ч. 2 ст. 17.11 и ст. 17.13 КоАП, привлекаются к ответственности, установленной санкцией соответствующей статьи для граждан (общее предписание ст. 2.4, предусматривающее корреляцию статуса должностного лица и индивидуального предпринимателя, в данном случае не применяется).
При совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.81 КоАП, индивидуальный предприниматель привлекается к административной ответственности в собственном качестве, т.е. индивидуальный предприниматель рассматривается в качестве самостоятельного субъекта административного правонарушения (в данном случае наряду с юридическим лицом).
Должностные лица государственных и муниципальных органов, нарушающие публичные обязанности, установленные федеральным законом (включая публичные информационные обязанности), являются субъектами правонарушений, предусмотренных ч. 1,2 ст. 17.1 КоАП, применительно к ч. 1,2 ст. 17.1 и ст. 17.4 КоАП субъектом правонарушения является публичное или частноправовое должностное лицо. В некоторых случаях диспозиция статьи определяет организационно-правовую форму органа (организации), в трудовых отношениях с которой находится нарушитель, например субъектом проступка, установленного ч. 1,2 ст. 17.1 КоАП, может быть должностное лицо публичного органа, коммерческой организации или общественного объединения. Регистрация общественного объединения в качестве юридического лица или отсутствие таковой не влияет на существо деликтного отношения, при этом зарегистрированное в органах юстиции общественное объединение наделяется правомочиями организации (юридического лица) и в этом случае к нему могут быть применены корпоративные санкции независимо от привлечения виновных должностных лиц организации к индивидуальной ответственности.
В качестве проступков, посягающих на институты государственной власти, квалифицируются деяния:
-
o посягающие на правоохранительную и иную властную деятельность публичного должностного лица (ст. 17.21, 17.81); -
o нарушающие требования, установленные индивидуальным правовым актом публичного органа, например
требования, определенные запросом о предоставлении информации (ч. 1, 2 ст. 17.1 КоАП), требования, установленные правоприменительным актом прокуратуры, суда или иного публичного органа (см. ст. 17.2, ст. 17.8), в том числе и требования, выраженные в вербальной форме (см. ч. 1, 2 ст. 17.3);
o нарушающие требования, установленные в отношении публичных атрибутов и символов (см. ст. 17.10, ч. 1, 2 ст. 17.11, ч. 1, 2 ст. 17.12 КоАП).
Публичные атрибуты и символы относятся к средствам внешнего выражения государственной власти. Полномочия государственных органов и их должностных лиц воплощаются в аудиовизуальном восприятии, посредством изобразительных, графических, звуковых способов выражения. К публичным символам Российской Федерации относятся официальные государственные символы Российской Федерации, субъектов РФ - герб, флаг и гимн; официальные символы муниципальных образований - флаги, гербы, геральдические знаки; официальные символы общественных объединений (в том числе политических партий), предприятий, учреждений, организаций - в этом качестве используются флаги; официальные символы Президента РФ и органов государственной власти, правоохранительных и военизированных организаций - штандарт Президента РФ, флаги, знамена, эмблемы соответствующего органа (организации).
61.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ИНСТИТУТ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ
Глава 6 КоАП РФ объединяет административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную ннравственность. В зависимости от непосредственного объекта правовой охраны глава 6 КоАП предусматривает три группы административных правонарушений:
а) правонарушения, посягающие на здоровье населения: сокрытие источника заражения ВИЧ–инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения (ст. 6.1); незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством) (ст. 6.2) и т .д.
б) правонарушения, посягающие на санитарно–эпидемиологическое благополучие населения: нарушение законодательства в области обеспечения санитарно–эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3); нарушение санитарно–эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4) и т. д.
в) правонарушения, посягающие на общественную нравственность: занятие проституцией (ст. 6.11); получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией (ст. 6.12).
Родовым объектом правонарушений, предусмотренных главой 6 КоАП, являются соответственно здоровье населения, санитарно–эпидемиологическое благополучие населения и общественная нравственность.
Здоровье населения как родовой объект правонарушений, входящих в рассматриваемую главу КоАП, представляет собой совокупность охраняемых законодательством об административных правонарушениях общественных отношений, обеспечивающих безвредные условия жизнедеятельности многих людей.
Объективная сторона правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно–эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, выражается, как правило, в совершении действий. Некоторые правонарушения могут быть совершены как путем действий, так и в форме бездействия. По законодательной конструкции рассматриваемые правонарушения имеют формальный состав. Административная ответственность наступает за сам факт совершения деяния (действия или бездействия) независимо от наступления каких–либо последствий. Большинство входящих в главу 6 КоАП норм являются бланкетными.
По КоАП субъектом большинства административных правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно–эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, являются граждане, должностные лица или юридические лица. За совершение ряда правонарушений ответственность могут нести либо только граждане (ст.ст. 6.1, 6.2, 6.9–6.11), либо только должностные лица и юридические лица (ст.ст. 6.7, 6.14).
С субъективной стороны правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно–эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, характеризуются умышленной формой вины. Административные правонарушения в сфере санитарно–эпидемиологического благополучия населения также могут быть совершены по неосторожности.