Файл: Вклад В. К. Арсеньева в изучение Дальнего Востока и использование его трудов в обучении географии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 197

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После этого экспедиция по р. Билимбе поднялась на Сихотэ-Алинь, но перевал был отложен вследствие настигшего отряд наводнения: «На реку было страшно смотреть. От быстро бегущей воды кружилась голова. Казалось, что берег с такой же быстротой движется в противоположную сторону… Русло реки определялось только стремительным течением… Подмытые в корнях лесные великаны падали в реку, увлекая за собой глыбы земли и растущий на ней молодняк. Тотчас этот бурелом подхватывался водой и уносился. Словно разъяренный зверь. Река металась в своих берегах. Бешеными прыжками стремилась вода по долине». [8,C.274-275].

Преодолев перевал, экспедиция спустилась в истоки р. Бейчи (бассейн Имана), затем вернулась назад в район р. Билимбе, обследовав р. Такему и м. Белкина. В начале сентября путешественники вновь пересекли хр. Сихотэ-Алинь и вышли к истокам р. Арму, снова перешли Сихотэ-Алинь и по р. Билимбе вышли к морю, обессиленные голодовкой, где их и нашел капитан П.Г. Тигерстедт и доставил в бухту Амагу (Амгу).

Отсюда отряд по берегу моря достиг р. Амаги, поднялся на Амунские гольцы и проследовал по р. Кулумбе, снова испытав голодовку. Еще в бухте Амагу А.И. Мерзляков, ссылаясь на ревматизм, с частью отряда, коллекциями и мулами направился во Владивосток, где ожидал возвращение экспедиции, намеченного на ноябрь.

Арсеньев же свой последний маршрут (рис. 9) в октябре-декабре месяце прошел с двумя стрелками и проводником Дерсу Узала. В октябре отряд дошел до устья р. Найны и по побережью до м. Белкина, откуда пешком медленно двигался на север по намывной полосе прибоя и достиг р. Кусун, где почти месяц пришлось жить в наскоро сделанных землянках в ожидании ледостава. В начале декабря по рекам Кусун и Уленгоу экспедиция поднялась на Сихотэ-Алинь и вышла к р. Бикин.

Долгая задержка экспедиции вызвала опасение за её участь. По приказу П.Ф. Унтербергера была организована спасательная экспедиция во главе с А.И. Мерзляковым, которая выступила 25 декабря из Владивостока. Через 5 дней произошла встреча двух отрядов в небольшом удэгейском селении на р. Бикин. Новый, 1908 г. встречали все вместе в тайге, а в начале января экспедиция благополучно вернулась в Хабаровск [8,23,32,40,46].



2.1.3. Экспедиция 1908-1910 гг.


Северная часть Уссурийского края в то время была настолько слабо изучена, что существовавшие карты не давали представления о действительном течении рек, положении водоразделов и протяженности горных хребтов. Кроме Амура, Императорской гавани и побережья залива Де-Кастри, все остальное пространство представляло собой настоящую «лесную пустыню», где не было даже намека на тропинку.

1908 г. был для Дальнего Востока особенным — исполнилось 50 лет со времени официального присоединения Приамурского края к России, и Географическое общество в честь юбилейного года на своем собрании решило организовать экспедицию к берегам Тихого океана для нахождения сухопутного пути из г. Хабаровска в Императорскую (Советскую) Гавань и для сбора материалов по географии, ботаники, геологии и зоологии.

Финансировалась в этот раз экспедиция главным образом Штабом военного округа (5000 рублей), который поставил перед путешественниками целый ряд особых задач, связанных с военно-стратегическими вопросами обороны края — речь шла о создании армейских топографических карт.

Исследуемый район располагался в пределах границ: нижний Амур — на западе, прол. Невельского (Татарский) — на востоке, реки Хор и Самарга — на юге (см. Приложение 4).

В состав экспедиции кроме её начальника В.К. Арсеньева, вошел помощник по хозяйственной и организационной части Т.А. Николаев, флорист Н.А. Десулави, геолог С.Ф. Гусев и охотовед и сотрудник журнала «Наша охота» И.А. Дзюль. Кроме того, в экспедицию были назначены 10 стрелков из 23-го и 24-го Восточно-Сибирских стрелковых полков и 2 казака из Уссурийского казачьего дивизиона. Позже к отряду присоединились проводники — китаец Чжан Бао (Дзен Пау) и нанаец Тимофей Косяков [6,27,.32,46].

24 июня 1908 г. экспедиция выехала из Хабаровска, затем прошла вниз по Амуру до селения Троицкое, откуда на лодках по Анюю поднялась до хр. Сихотэ-Алинь и к 1 августа достигла перевала через хребет у верховьев притоков р. Анюй.

«Анюй в верховьях течет некоторое время вдоль западного склона Сихотэ-Алиня, охватывая истоки Хора, а после принятия в себя притока Гобилли, текущего ему навстречу, поворачивает на запад, уклоняясь то немного к северу, то к югу, и впадает в протоку Дырен…» [6, C.43].


Вскоре в результате крушения лодки, когда утонули почти все припасы, отряд испытал жестокую 21-дневную голодовку, заставшую его на реках Хуту и Буту, подробно описанную В.К. Арсеньевым спустя несколько лет: «…на берегу рос старый тополь. Я оголил его от коры и на самом видном месте ножом вырезал стрелку, указывающую на дупло, а в дупло вложил записную книжку, в которую вписал все наши имена, фамилии и адреса… Мы приготовились умирать… [6,C.69].

В Императорской Гавани оба отряда должны были давно уже встретиться, и Т.А. Николаев, обеспокоенный долгим отсутствием Арсеньева, принял решение выйти на поиски пропавших членов экспедиции. 25 августа он обнаружил пропавший отряд на р. Хуту в самом критическом положении [72, C.72]: «Старшина орочского селения Хуту-Дата Федор Бутунгари, прослышав, что я (Арсеньев) пошел к Анюю и что Николаев ищет нас на р. Хади, послал к нему гонцов с извещением, что надо идти вверх по Хуту, Буту и Парагами… Ф. Бутунгари подробно рассказал ему, где и как нас искать, и дал переводчиков».

Об этом случае спустя несколько десятилетий вспоминала дочь Федора Бутунгари, Лукерья Федоровна на страницах журнала «Неман» [33, C.135]: В лодке, которая подошла к умирающим, как утверждала рассказчица, были Александр и Егор Намунки. Вот им и её отцу обязаны жизнью Арсеньев и его спутники.— «… Они кушай грибы, ягоды, собаку кушай… Чуть не помирай… У нас дома потом кушай бульон барсука…»

Прибыв в Императорскую Гавань и восстановив силы, экспедиция направилась по побережью к югу, а затем прошла по течению р. Самарга до её истоков. Здесь, сделав еще несколько дополнительных маршрутов, она 28 января 1909 г. вышла к Амуру. С 16 февраля после отдыха отряд направился от оз. Синда (Синдаинское) вниз по Амуру до устья р. Анюй — селение Найхин, далее по рекам Пихце и Тормасу и 14 марта достиг хр. Сихотэ-Алинь, перешел через него и вышел на реки Икбу и Коппи. 28 марта экспедиция достигла берега моря и на лодках дошла до м. Кекурного, откуда пешком 5 мая пришла к маяку Святого Николая в Императорской Гавани.

Далее маршрут пролегал по побережью моря к северу. 27 мая Арсеньев достиг бухты Аука (рис. 10), после, миновав бухту Мосолова, и м. Сюркум, 10 июня дошел до м. Чидиве (Чапчаны), а 15 июня экспедиция остановилась на недельный отдых в зал. Де-Кастри, после которого она направилась к селу Маринско-Успенскому на оз. Кизи, откуда на лодках дошла до устья р. Хоюля и 13 июля подошла к хр. Сихотэ-Алинь, перевалив который, на лодках по рекам Ясемаль и Чичемаль вошла в р. Тумнин и 27 июля прибыла в Императорскую Гавань.


Август, сентябрь и октябрь ушли на обследование рек Хади, Тутто, Ма, Уй, Чжуанко, впадающих в прол. Невельского. В конце октября экспедиция начала последний и самый трудный переход от Императорской Гавани на север, дошла до Тумлина и по одному из его притоков поднялась до перевала через Сихотэ-Алинь. К этому времени в отряде осталось только 3 человека: В.К. Арсеньев и два стрелка. Остальные по разным причинам из экспедиции выбыли.

Зима в тот год была особенно тяжелой и снежной. Проводники-орочи из-за недостатка продовольствия отказались вести отряд в горы. От р. Угди (приток Акура) команда без проводников на лыжах перешла Сихотэ-Алинь, на что им понадобилось 76 дней. 1 января 1910 г. отряд встретил первых людей-орочей, у которых пробыл до 14 января, восстанавливая силы. 15 января 1910 г. экспедиция вышла к Амуру, а вечером того же дня была в селе Вознесенском, где и закончила свою работу. 21 января спутники благополучно и без происшествий вернулись в Хабаровск [1,7,33].