Файл: Курсовая работа на тему " Особенности развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ".doc
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГБПОУ РС(Я) "Вилюйский профессионально-педагогический колледж
им. Н. Г. Чернышевского"
Курсовая работа
на тему:
"Особенности развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Выполнила:
Руководитель:
Вилюйск, 2023
Содержание
Введение……………………………………………………….…………………..3
-
Представления о мыслительной деятельности в отечественной и зарубежной психологии………………..………………………….……….5 -
Операциональный состав мышления……………………………………..8 -
Особенности мыслительных операций у детей дошкольного возраста11 -
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития……………………………………….…………..14 -
Особенности операций анализа и синтеза у детей с задержкой психического развития…………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...21
Введение
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, то есть посредством мышления.
Благодаря этому процессу человек может выделить наиболее существенные признаки предмета, познать этот предмет. Осуществляя мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизацию), мы приобретаем новые знания. Благодаря мышлению человек может по-новому осмыслить свой чувственный опыт, установить причинно-следственные закономерности между явлениями действительности, а также делать выводы, предвидеть ход событий, изменять и совершенствовать практику.
В современной психолого-педагогической литературе отмечается, что отличительной особенностью познавательной деятельности детей с ЗПР являются её нарушение, связанное с неполноценностью чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности. Недостатки речевого развития затрудняют процесс выявления существенных признаков предмета и установку связи между ними.
Данная проблема является актуальной в настоящее время. Многие исследователи (Рубинштейн С.Л., Люблинская А.А., Матасов Ю.Т., Петрова В.Г., Шиф Ж.И., и др.) отмечают, что необходимо заниматься изучением особенностей мыслительных операций и их коррекции у детей с ЗПР в процессе их развития. Целенаправленные занятия по формированию мышления приучают ребенка ориентироваться в окружающем мире. Он учится выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Поэтому изучение данной проблемы имеет теоретическое значение.
Целью исследования является изучение особенностей анализа и синтеза у старших дошкольников с ЗПР.
Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:
- изучить представления о мыслительной деятельности в отечественной и зарубежной психологии;
- проанализировать операциональный состав мышления;
- определить психологические особенности старших дошкольников с ЗПР;
- выделить основные элементы операций анализа и синтеза, которые формируются у старших дошкольников в норме и при ЗПР.
Объектом исследования является мыслительная деятельность детей с ЗПР.
Предметом исследования является особенности операций анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Использовались следующие методы исследования: методы изучения научных источников: изучение общих и специальных психологических, педагогических, медицинских работ; теоретический анализ психолого-педагогических источников.
В основу исследования положена следующая гипотеза: в структуре задержки психического развития одним из важных составляющих является недоразвитие мыслительной деятельности. Операции анализа и синтеза в мышлении старших дошкольников с ЗПР характеризуется следующими признаками: сложность создания целого из частей и выделения частей из целого; затруднение в мысленном объединении определенных частей, свойств объекта; тенденция к увлечению мелкими деталями; не умение выделить главное, выделение незначительных признаков.
1. Представления о мыслительной деятельности в отечественной и зарубежной психологии
В современной литературе существует достаточно большое число определений мышления. Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. [6] Определение мышления как процесса восприятия было дано Юнгом «мышление есть рациональная способность структурировать и синтезировать дискретные данные путем концептуального обобщения. В своей простейшей форме мышление говорит субъекту, что есть присутствующая вещь. Оно дает имя вещи и вводит понятие». [8, с.83] Мышление дает понятие о вещах и сообщает, что есть такое данная вещь. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятия (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованным способом или посредством мышления. Мышление - это вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. [12]
Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных её элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними. Мышление не может быть продуктивным без опоры на прошлый опыт, и в то же время оно предполагает выход за его пределы, открытие новых знаний, благодаря чему расширяется фонд их и тем самым увеличивается возможность решения всё новых и новых, более сложных задач. [6]
Различают следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Выделяют также мышление теоретическое и практическое, теоретическое и эмпирическое, логическое (аналитическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания), продуктивное и репродуктивное, непроизвольное и произвольное (Таблица 1.1). Мышление человека характеризуется единством осознанного и неосознанного. Мышление является составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру которого входит понимание себя как субъекта мышления, дифференциация "своих" и "чужих" мыслей, осознание еще не решенной проблемы как именно своей, осознание своего отношения к проблеме. [3]
Таблица 1.1. Виды мышления. [4]
Таким образом, получается, что мышление представляет собой социально обусловленный процесс поисков и открытий новых понятий, знаний, явлений действительности, а также их опосредованного отражения в результате анализа и синтеза. При его помощи человек проникает в сущность предмета либо явления и определяет взаимосвязи и отношения их между собой.
Таким образом, можно выделить функцию и задачу мышления.
Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.
Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности ребенка, в частности и его познавательной сферы. Одни из главных линий развития мышления в дошкольном детстве можно наметить следующим образом: дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения: улучшения наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредственной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.
Таким образом, мышление ребенка осуществляется тремя способами: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим. Для мышления дошкольника характерно такое качество, как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной задачи, и в ее решении, они чаще и легче задумываются и над тем, что им интересней, что ух увлекает. [4]
2. Операциональный состав мышления
Любая деятельность имеет свою операционную сторону, т. е. любой вид деятельности осуществляется за счет проведения ряда операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Исходными операциями являются анализ и синтез. Они взаимосвязаны, осуществляются в единстве, находя сходства и различия отдельных объектов.
Анализ - мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов.
Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.
Синтез - обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.
Сравнение - мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.
Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механистическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность - у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают умы аналитические, главная сила которых в точности и четкости - в анализе, и другие, синтетические, главная сила которых - в широте синтеза.
Абстракция - это выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.
Обобщение (или генерализация) - это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершаться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей. В этом процессе дополнительно выделяют констатацию, классификацию, систематизацию.
Констатация противоположна абстракции, то есть переход к конкретной действительности.
Классификация - разделение с последующим объединением явлений и предметов в определенные группы или классы.
Систематизация - расположение определенных групп или классов в соответствии порядка.
Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.
Шиф Ж. И. выделяет дополнительную операцию - сравнение. [2]
Реальное мышление в понятиях всегда связано с представлениями. При этом понятие и представление не просто сосуществуют, а взаимосвязаны. Взаимосвязь понятия с представлением особенно явно выступает в моменты затруднений: встречаясь с трудностями, мысль старается привлечь наглядный материал.
Суждение - является основной формой результата мыслительного процесса. Надо сказать, что суждение реального субъекта редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде. Чаще оно насыщено эмоциональностью. Также суждение является и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает.
Рассуждение - это работа мысли над суждением. Рассуждение является обоснованием, если, исходя из суждения, оно вскрывает посылки, которые обуславливают его истинность. Рассуждение является умозаключением, если, исходя из посылок, оно раскрывает систему суждений, следующую из них.
Все операции мыслительной деятельности тесно связаны между собой. Без анализа и синтеза невозможно сравнение. Сравнивая между собой предметы, мы сперва расчленяем их на основные части, выделяем отдельные качества и свойства, а затем сопоставляем их друг с другом. Сопоставление – это синтетическая операция. Сравнивая предметы, их качества и свойства, мы обнаруживаем в них как различия, так и сходства, тем самым углубляемся в познание этих предметов или явлений. Абстрагирование и обобщение, как уже было сказано выше, также являются мыслительными операциями. Абстрагирование – это мыслительная операция, суть которой состоит в мысленном отвлечении от различных сторон и свойств предмета с целью выделения одного какого-либо свойства или признака в качестве существенного. Обобщение - синтетическая мыслительная операция, целью которой является установление общих признаков и качеств объектов. На основе анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения образуется главная логическая форма, на базе которой осуществляется мышление. Эта форма носит название «понятие». Понятие – это форма мысли, выражающая общие и существенные признаки объектов. Понятие выражается словом. Абстракцией называется форма мышления, которой присуща более высокая степень отвлечённости от конкретности материальных предметов и их чувственно наблюдаемых свойств. [4]