ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Понятие и происхождение науки.
Наука – исторически сложившаяся форма духовно-практического освоения мира, направленная на познание и преобразование объективной действительности. Понятие «наука» имеет несколько аспектов
Зачатки научного знания возникли в Древней Греции в VI – V вв. до н.э., когда происходило освобождение сознания от мифологического мышления. В это время получил развитие ряд областей научного знания: математика (Евклид, Пифагор, Архимед), астрономия, медицина – однако естественнонаучных теорий еще не существовало. Родиной науки Древняя Греция считается потому, что именно здесь сложился первый образец, эталон построения научного знания: не просто сбор, накопление фактов (знания о многих из них были заимствованы греками в цивилизациях Древнего Востока), а доказательство положений и выводов, логическое выведение одного знания из другого, что придавало знаниям упорядоченность и систематичность. В древнегреческой науке объектом познания стали не конкретные вещи или стихии, а их идеальные аналоги – понятия, суждения, числа, законы и др.
В то же время начиная с античности и вплоть до XVI – XVII вв. научное знание представлялось в виде системы общих положений, истинность которых устанавливалась внеопытным путем, а все основные знания выводились из этих общих положений. В этой модели научность сводилась к доверию авторитета разума.
Формирование науки связывают с появлением в XVI – XVII вв. работ Кеплера, Галилея, Ньютона. Естественные науки постепенно выделяются в самостоятельные отрасли знания – астрономию, механику, физику, химию и др. В XVII в. складываются первые сообщества ученых, а в XVIII – начале XIX вв. наука становится основой университетского образования, т.е. становится профессиональной.
В развитии науки принято выделять несколько основных этапов:
1. классическая наука XVII –XIX вв., которая стала основой формирования механистической картины мира. идеал научности в это время определяло экспериментально-математическое естествознание. Определяющим критерием научного знания выступала опытная доказательность, а роль рационального мышления сводилась к установлению логической зависимости теоретических положений от экспериментально полученных фактов.
2. неклассическая наука 1-й половины ХХ в., которая преодолела ограниченность механистической картины мира, переосмыслила заданные классической механикой понятия пространства, времени, причинности.
3. постнеклассическая наука (с 70-х гг. ХХ в.), в основе которой теория самоорганизации и синергетический подход.
Соответственно с этапом развития менялись идеалы и принципы научности, развивались представления о ней.
-
Место науки в системе культуры.
В историческом процессе определенный уровень развития общества и человека, его познавательные и творческие способности, а также его воздействие и взаимоотношение с окружающей природой определяется состоянием их культуры. В переводе с латинского культура (culture.) означает возделывание, воспитание, образование, развитие. В широком смысле слова культура -- это все, что в отличие от данного природой создано человеком. Наука является одной из отраслей или разделов культуры. Если в древности важное место в системе культуры занимала мистика, в античности -- мифология, в Средневековье -- религия, то можно утверждать, что в современном обществе доминирует влияние науки.
В строгом смысле слованаука как явление культурыпоявилась в XVII в., что было связано с возможностью опытным путем проверять истинность получаемых знаний. Наука и общество взаимосвязаны. Наука не может ни возникнуть, ни развиваться вне общества. В свою очередь, современное общество уже не может существовать без науки, которая способствует удовлетворению потребностей во всех сферах жизни общества, выступает фактором социального развития. На основе знания законов функционирования и эволюции рассматриваемых объектов, наука осуществляет прогноз будущего данных объектов в целях практического освоения действительности.
-
Соотношение естественнонаучной и гуманитарной культур.
Гуманитарная культура основывается на знаниях этики, религиоведения, юриспруденции, искусствознания, философии, литературоведения, педагогики и других наук. Системообразующие ценности гуманитарных наук - гуманизм, идеалы добра, истины, красоты, совершенства, свободы и т.д. Эти ценности имеют решающее значение в целеполагающей деятельности людей, так как поднимают человека от состояния животного эгоизма к всесторонней общественной жизни.
Важно подчеркнуть, что и в гуманитарном знании, и в целом в гуманитарной культуре существенным образом представлены интересы субъекта. Поэтому неизбежны различные варианты осмысления и оценки "позитивности" одних и тех же общественных явлений для того или иного человека, группы, социума, государства. В этом и заключается специфика гуманитарной культуры. Естественно-научная культура во многом исключает субъективизм ученого.
Специфика естественно-научной культуры состоит в том, что знание о природе постоянно совершенствуется, отличается высокой степенью объективности, представляет собой наиболее достоверный (истинный) слой массива человеческого знания, имеющего большое значение для существования человека и общества. Кроме того, это глубоко специализированное знание. Для "рядовых" потребителей естественно-научной культуры необходимы научно-мировоззренческие популярные "переводы" (толкования) знаний о природных объектах. В любом случае для человека вообще естественно-научная культура есть важнейшее средство социализации, а для многих специалистов - решающее условие их эффективной деятельности.
Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур заключается в следующем:
· они имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека и человечества в создании оптимальных условий для самосохранения и совершенствования;
· осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами (это нашло свое выражение, например, в этике естествознания, рационализации гуманитарной культуры и т.п.);
· взаимно координируют в историко-культурном процессе;
· являются самостоятельными частями единой системы знаний науки;
· имеют основополагающую ценность для человека, ибо он выражает единство природы и общества.
-
Связь науки и техники в современном мире. Понятие НТР.
Мы живем в эпоху научно-технической революции (НТР). Этим понятием подчеркивается огромное значение науки и техники в нашей жизни. Так было не всегда. Зачатки науки и техники появились еще в древнем мире, но развивались они обособленно друг от друга. Древние греки, например, создав одну из замечательных культур, старались познать природу, но тяжелую работу у них выполняли рабы, а не созданные на основе научного прогресса машины.
Только в Новое время в западной культуре «отношение человека к природе превращалось из созерцательного в практическое. Теперь уже интересовались не природой как она есть, а прежде всего задавались вопросом, что с ней можно сделать. Естествознание поэтому превратилось в технику. Точнее, оно соединялось с техникой в единое целое»1.
Техника в целом — это совокупность усилий, направленных на то, чтобы справиться с природной, а также антропогенно преобразованной средой. Техника — не просто машины, а систематический, упорядоченный подход к объектам с применением математического аппарата и различных экспериментальных процедур.
Тесная связь между наукой и техникой, отражающаяся в самом термине «научно-техническая революция», облегчается тем обстоятельством, что, как отметил Б. Рассел, «мир техники в широком смысле имеет ту же рациональную структуру, что и идеальный мир науки. Техника исходит из науки, а последняя руководствуется техникой».
Эта связь между наукой и техникой, постоянно усиливающаяся, особенно в западной культуре, привела в середине XX в. к созданию качественно новой системы, породившей принципиально новую ситуацию на всей нашей планете. Осознание этой реальности — процесс, который еще далек от своего завершения.
-
Особенности развития современной науки.
Характерной чертой современной стадии развития науки является возрастание тенденции к единству научного знания, которая находит свое воплощение в развертывании междисциплинарных исследований, интеграции знания, использовании методов и идей одних наук в других и т.п. На этой основе происходит формирование глобальной научной картины мира, опирающейся на принципы эволюции, самоорганизации и системного метода.
Во-первых, утверждение в современной науке системного подхода к исследовательской действительности. В системной методологии основным является понятие «система», которая выражает множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство интегративных свойств. Это легло в основание философского принципа системности, который объединил идеи системности, целостности, всеобщности связей и отношений, причин и условий изменения структуры системы.
Во-вторых, широкое применение идей синергетики – принципиально новой теории самоорганизации систем любой природы. Все процессы и явления в природе связаны постоянным обменом веществом, энергией, информацией с окружающей средой, что делает их неравновесными. Мир с этих позиций рассматривается как саморазвивающаяся целостность, но и как явление нестабильное, неравновесное, хаосогенное, неопределенное.
В-третьих, в результате соединения идеи эволюции с синергетическими принципами в конце XX века появилась версия принципа глобального (универсального) эволюционизма, где эволюция стала рассматриваться как универсальный процесс самоорганизации (эволюции), неравновесных систем в природе, обществе, в Космосе.
Данный принцип был разработан на основе двух теорий – Космологической теории А.Фридмана о расширяющейся Вселенной (теория «Большого взрыва»), позволившей говорить о том, что историческое развитие (эволюция) присуща не только живым организмам, но и Вселенной в целом. Согласной учению В.И. Вернадского о био- и ноосферах, жизнь – это целостный эволюционный процесс (физический, геохимический, биологический), включенный в космическую эволюция, где Космос наш дом.
Основные характеристики современной науки:
Современная научная картина мира, базируясь на идеях глобального эволюционизма, обусловила появление специфики науки и её основных характеристик:
Формируется новый взгляд на мир как сложную нестационарную систему взаимодействия микро-, макро- и мегамира.
Главным критерием оптимальности научного открытия должен стать критерий его соразмерности с общечеловеческими ценностями и идеалами, проведение экологической и социально-гуманитарной экспертизы научно-технических проектов.
Современная научная картина мира основывается на единстве во многообразии различных дисциплинарных онтологий, которая объединяет знания о неживой природе, органическом мире и социальной жизни.
Приоритетными становятся междисциплинарные исследования по проблемам нахождения путей выхода из глобальных кризисов. Сформировалась тенденция экологизации науки, а философия науки с её междисциплинарными исследованиями все более увеличивает гуманитарные компоненты.
-
Основные принципы современного естествознания.
Основные принципы естествознания.
1. Принцип системности – изучение целостного, составленного из упорядоченных определенным образом частей, взаимосвязанных между собой
2.Принцип историчности – заключается в поэтапном развитии естествознания с последующим выдвижением новых теорий на основании уже имеющихся научных достижениях и историческом опыте