Файл: Занятие по гпп тема Участие прокурора в гражданском процессе Цели и задачи участия прокуратуры в гражданском процессе. Реформа роли прокурора в гражданском процессе причины и последствия (ретроспективный анализ законодательства!).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судами должно учитывать изменения в гражданском процессуальном законодательстве; все процессуальные действия прокурора, направленные на движение гражданского процесса, должны определяться инициативой спорящих сторон в том случае, если спор не имеет государственного либо общественного значения.

Ограничение участия прокурора в гражданском процессе основано на Концепции судебной реформы в РСФСР, утвержденной Постановлением ВС РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1801-1, согласно которой возможность неограниченного участия прокурора в гражданском судопроизводстве противоречит принципу независимости судей и подчинения их только закону.

Однако, как справедливо отмечено М.С. Шакарян, в современных условиях, когда государство не может обеспечить реализацию конституционного положения о праве каждого на получение квалифицированной юридической помощи, в предусмотренных законом случаях - бесплатно, ограничение участия прокурора, осуществляющего правозащитную функцию в гражданском судопроизводстве, преждевременно.

В целом роль прокурора в гражданском процессе представляется нам как одна из гарантий соблюдения законности при осуществлении правосудия по гражданским делам, защиты прав и законных интересов граждан, нуждающихся в особой социальной поддержке, а также государственных и общественных интересов.

В современном гражданском процессе прокурор является должностным лицом, представителем государства, он наделен комплексом процессуальных прав и обязанностей в целях содействия методами прокурорского надзора осуществлению правосудия, защиты конституционных и иных охраняемых законом прав и интересов граждан, нуждающихся в особой социальной защите, а также общества и государства.

  1. Правовая регламентация участия прокурора в гражданском процессе РФ.



Среди многих функций прокуратуры особое место занимает ее участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и административных дел. Своеобразие этой функции заключается в том, что прокуратура не осуществляет надзор за деятельностью суда и, не покушаясь на независимость, самостоятельность, объективность судебной власти, обращается к ней как к инструменту защиты прав и интересов лиц, которые, по мнению прокуратуры, в этом нуждаются.


Законодательным актом федерального уровня, определяющим основу участия прокурора в судах, является Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 29.07.2017) «О прокуратуре Российской Федерации».

Так, ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202- «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает следующее: «В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших» [2].

Вместе с тем, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 29.07.2017) очень четко регламентирован порядок, основания и формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве.

Следует отметить, что именно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ определяет рамки и границы реализации полномочий прокурора по участию в гражданском судопроизводстве.

А именно, прокурор вправе обратиться с заявлением или вступить в дело для дачи мотивированного заключения при наличии оснований, предусмотренных законом. Полномочия прокурора, участвующего в гражданском процессе, определяются также процессуальным законодательством РФ.

Также одним из основополагающих нормативно-правовых актов, регламентирующих анализируемую мной тему на протяжении шести лет выступал Приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 181 от 26.04.2012 года «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе».

Одним из положений вышеуказанного приказа является: «Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным и иным специализированным прокурорам обеспечить качественное участие прокуроров в рассмотрении судами гражданских дел, используя в полном объеме полномочия, предоставленные действующим процессуальным законодательством» [3].

Согласно приказа, в судебных заседаниях необходимо принимать участие, как правило, представителям прокуратур соответствующего уровня, военных и иных специализированных прокуратур по месту нахождения суда, рассматривающего дело.



Данным приказом регламентированы основания и порядок предъявления прокурором искового заявления в суд, а также перечислены случаи обеспечения обязательного участия прокурора и дачу им мотивированного заключения.

На основе Приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 181 от 26.04.2012 года «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе» прокуратурами субъектов в целях согласованного и качественного исполнения приказа, повышения эффективности обеспечения участия прокуроров в гражданском процессе, а также содействия суду в законном разрешении гражданско-правовых споров создаются специальные распоряжения об организации исполнения вышеназванного приказа.

Так, прокурором Саратовской области 01.11.2012 года было издано распоряжение № 93/8р «Об организации исполнения приказа Генерального прокурора РФ № 181 от 26.04.2012 г. «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе», которое конкретизирует задачи и полномочия прокуроров по обеспечению качественного участия в рассмотрении судами гражданских дел.

Вскоре, в целях эффективного исполнения органами прокуратуры задач по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, реализации полномочий, направленных на защиту и восстановление прав и свобод граждан, а также охраняемых законом интересов общества и государства Генеральным Прокурором РФ 10 июля 2017 г. был издан новый Приказ № 475 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве».

Данный акт полностью заменяет собой Приказ от 26.04.2012 г. № 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе», на основании чего, последний признан утратившим силу.

Сфера действия нового приказа — регламентация деятельности прокуроров не только в гражданском, но и в административном судопроизводстве.

Кроме того, одним из новшеств приказа выступает отсутствие перечисления конкретных случаев обязательного участия прокурора и дачу им мотивированного заключения. Вместо этого приводится отсылка к нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации других федеральных законов.

Однако, на сегодняшний день, распоряжение прокурора Саратовской области № 93/8р «Об организации исполнения приказа Генерального прокурора РФ № 181 от 26.04.2012 г. «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе», изданное во исполнение Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26.04.2012 г. № 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе», остается действующим.


Вместе с тем, раскрывая выбранную мной тему, нельзя говорить, что при анализе законодательства, определяющего полномочий прокурора при участии в рассмотрении гражданских дел, необходимо руководствоваться только законодательством в сфере гражданского процессуального права.

Следует отметить, что: «Некоторые нормы отраслевого законодательства также предусматривают возможность самостоятельного обращения прокурора в суд. Так, согласно ст. 70 Семейного Кодекса Российской Федерации дело о лишении родительских прав может рассматриваться судом по заявлению прокурора. Иски об ограничении родительских прав, помимо иных лиц, перечисленных в ч. 3 ст. 73 Семейного Кодекса Российской Федерации, могут быть предъявлены прокурором. В силу ч. 1 ст. 391 Трудового кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться с заявлением в суд, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законодательству или иным нормативным правовым актам» [6].

Кроме того, определяя законодательную базу в сфере обеспечения участия в гражданском судопроизводстве, следует иметь ввиду, что прокурор при реализации своих полномочий должен руководствоваться также: Гражданским Кодексом Российской Федерации, Уголовным кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами.

Использование исторического опыта, позволило бы построить более совершенную систему участия прокурора в гражданском процессе.

Представляется, что любое совершенствование гражданского процессуального законодательства, в том числе и в части участия прокурора в гражданском судопроизводстве, должно опираться на исторические традиции и преемственность в гражданском процессуальном праве. Гражданское процессуальное законодательство только тогда станет эффективным, когда оно будет научно и исторически обоснованным.

Прокурор, при реализации своих полномочий по участию в рассмотрении судом гражданских дел должен руководствоваться только лишь законом и неукоснительно соблюдать соответствующие нормы законодательства, тем самым обеспечивая реализацию таких задач, стоящих перед прокурором, как обеспечение верховенства закона и обеспечение единства и укрепления законности.



  1. Обращение прокурора в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц: основания и условия возбуждения прокурором гражданского дела; процессуальное положение прокурора, его права и обязанности, отличие прокурора от истца и представителя по делу.

По общему правилу, возникновение гражданского процесса (возбуждение гражданского дела) возможно только по заявлению заинтересованного лица, т.е. лица, обратившегося в суд за защитой своихправ, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4 ГПК) (принцип диспозитивности).

Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные ГПК РФ или другими федеральными законами, когда гражданский процесс может быть начат (возбуждено гражданское дело) по заявлению лица, выступающего от своего имени, но в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46 ГПК). Одним из таких лиц является прокурор.

Вместе с тем, в какую бы форму ни облекалась прокурорская деятельность, в какой бы сфере общественных отношений ни проявлялась, она всегда будет представлять собой осуществление надзора за исполнением законов. Надзорной эта деятельность является и в судебном процессе - как уголовном, так и гражданском.

Обращение прокурора с иском (заявлением) часто является завершающим этапом надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, за соответствием закону издаваемых ими правовых актов, а также надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в целях принятия мер к устранению выявленных нарушений.

Именно будучи представителем государства, прокурор наделяется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца лишь за некоторыми исключениями (не может заключать мирового соглашения, не несет обязанности по уплате судебных расходов, отказ прокурора от иска не влечет прекращение производства по делу.

Возбуждение дела прокурором в интересах конкретного лица нельзя рассматривать как умаление принципа равенства сторон в гражданском процессе, поскольку несмотря на усложненный субъектный состав истцовой стороны, объем процессуальных полномочий таковой не меняется, равно как и не уменьшается объем полномочий ответной стороны.