Файл: Практическая работа 1 Составить два задания по формированию и развитию функциональной естественнонаучной грамотности в рамках раздела Физиология растений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа №1
Составить два задания по формированию и развитию функциональной естественнонаучной грамотности в рамках раздела «Физиология растений» по темам на выбор:
1) Поглощение корнем воды и передвижение ее в стебель (опыт, демонстрирующий корневое давление)
2) Поглощение воды корнем и передвижение ее в стебель при различных внешних условиях.
3) Выделение углекислого газа при дыхании листьев (опыт с известковой водой)
4) Испарение листом поглощаемой воды (опыт с визульным и весовым определением)
5) Фотосинтез при различных внешних условиях - разной освещенности или количестве углекислого газа (два опыта)
6) Необходимость воды (влажной среды) для образования корней у черенков
7) Необходимость для прорастания семян воды, тепла, и доступа воздуха
Методика проведения экспериментов в документе «А. В. Бинас Биологический эксперимент в школе» (необходимо пройти по ссылке).
Пример:
Эксперимент
Необходимость для прорастания семян воды, тепла и доступа воздуха
Цель опыта - показать, что для прорастания семян необходимо наличие одновременно трех внешних условий - воды, тепла, воздуха.
Объекты и оборудование. Семена гороха или фасоли, пшеницы, ржи; четыре одинаковые небольшие стеклянные банки или колбы, пузырьки; крышки или пробки к сосудам; кипяченая вода.
Постановка опыта. На каждую банку наклеивают этикетку с записью условий, создаваемых семенам: для банки
№ 1 - "Есть: вода, воздух, тепло", для банки
№ 2 - "Есть: воздух, тепло; нет воды", для банки
№ 3 - "Есть: вода, тепло; нет воздуха", для банки
№ 4 - "Есть: вода, воздух; нет тепла".
В каждую банку помещают 10-15 семян. В банки № 1 и № 4 наливают воду "по пояс" семенам, т. е. примерно до половины их высоты, у этих семян есть вода и доступ воздуха к ним.
В банку № 3 наливают воду более чем на половину ее высоты, надежно лишая семена доступа воздуха. Все банки закрывают и ставят рядом в комнате, кроме банки
№ 4, которую помещают в холодное место (в холодильник, между рамами окна или вне помещения).
Продолжительность опыта 2-3 дня (для фасоли - лишь при температуре выше 18°С, при более низкой - 5-7 дней).
Рис. 27. Постановка опыта, демонстрирующего силу набухания семян
Демонстрация опыта. На уроке отмечают, что семена проросли в банке № 1, где у них были вода, тепло и доступ воздуха, и не проросли в других банках, в каждой из которых не было какого-либо одного условия из имеющихся у проросших семян. Для этого сравнивают банку № 1 (условия в ней и результат опыта) поочередно с банками № 2, 3, 4. Обращают внимание учащихся на то, что только при таком сравнении (варианта опыта, где получен ожидаемый результат, с вариантом, отличающимся от первого лишь одним условием) можно сделать неопровержимый вывод из опыта о необходимости того или иного условия для прорастания семян. Затем сравнивают (анализируют) все варианты опыта между собой, что позволяет сделать вывод о необходимости для прорастания семян одновременного наличия воды, тепла и воздуха вместе.
Вопросы на осмысление методики опыта. Какие условия созданы для семян в банке № 1 (№ 2, 3, 4)? Зачем (с какой целью) в одну банку наливают немного воды, а в другую много? (Чтобы в одной банке у семян были вода и воздух, а в другой - не было бы доступа воздуха к семенам из-за большого слоя кипяченой воды.) Какие банки опыта надо сравнивать между собой, чтобы сделать вывод о необходимости того или иного условия для прорастания семян? Зачем сравнивают все банки между собой? (Чтобы сделать вывод о необходимости всех условий вместе.) Зачем банку № 1 закрывают крышкой? (Чтобы вода не испарялась.) Почему закрывают крышками все другие банки? (Чтобы они не отличались от банки № 1 даже по этому условию.)
Задание1.
Проанализируйте проведенный опыт и выберете номера пробирок, в которых прорастут семена:
1. №1
2. №2
3. № 3
4. №4
Задание 2.
1.1. Какие условия не влияют на прорастание семян (выбери несколько вариантов).
1. Вода
2. Воздух
3. Тепло
4. Углекислый газ
5. Холод