Файл: Методические указания по дисциплине История Казахстана для занятий срсп.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Карагандинский технический университет имени Абылкаса Сагинова

кафедра истории Казахстана

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по дисциплине «История Казахстана»

для занятий СРСП

Караганда 2023

Карагандинский технический университет имени Абылкаса Сагинова


кафедра истории Казахстана

Для студентов всех специальностей
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по дисциплине «История Казахстана»

для занятий СРСП

Қарағанды 2023
Составитель: кандидат философских наук, и.о. доцент Нұғман Б.Ғ., кандидат исторических наук, старший преподаватель Амерханова Ж.Б.
Методические указания по дисциплине «История Казахстана» для занятий СРСП. - Караганда: КарТУ имени Абылкаса Сагинова, 2023. - 22 с.

Методические указания составлены в соответствии с требованиями учебного плана типовой программы 2022 года и включают все необходимые сведения по выполнению занятий СРСП.

© Карагандинский технический университет

имени Абылкаса Сагинова, 2023

Задание № 1 к теме: Древние люди и становление кочевой цивилизации
План занятия:

1. Зачатки искусства и религиозных представлений в эпоху камня

2. Искусство эпохи бронзы: петроглифы. Наскальные рисунки комплекса Ешки-Ольмес, Тамгалы
Методические рекомендации: Каменный век - время становления общественных отношений, социальных образовании (антропосоциогенез). В связи с чем, как об одной из характеристик человеческого познания одновременно начало формироваться религиозные представления о мире в целом и месте человека в нем. В определенной степени (можно также сказать, что это состояние заслуги познавательного труда) она начинает влиять на возникновение древнейших форм религиозных верований. Появление первобытного искусства было подготовлено многовековым опытом развития общества и труда, в процессе которого происходило изменение природы самого человека.

Изучая данный материал, обоснуйте, как в современной историографии показаны причины возникновения религиозных веровании, виды и особенности развития
элементов религиозного представления первобытного человека.

Суждение о том, что религия во многом определила и развитие искусства, следует подкрепить констатацией своеобразности наскальных рисунков, являющихся источником информации о духовной жизни человека эпохи бронзы Казахстана. К этому надо добавить, что Казахстан является одним из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков - петроглифов, которые стали достоянием мировой культуры.
Рекомендуемая литература:

1. Акишев А. Искусство и мифология саков. Ин-т истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССР. – Алма-Ата: Наука, 1984. 176 с.

2. Ахинжанов С.М., МакароваЛ.А., Нурумов Т.Н. К истории скотоводства и охоты в Казахстане. – Алма-Ата: Ғылым, 1992. – 217 с.

3. Зайберт В.Ф. Ботайская культура. – Алматы: Қазақпарат, 2009. 576 с.

4. Исмагулов О., Исмагулова А. Происхождение казахского народа. По данным физической антропологии. Алматы, 2017. 196 с.

5. Исмагулов О., Этническая антропология Казахстана: (Соматол. исслед.)

Алма-Ата: Наука, 1982. 231 с.

6. История древнего Казахстана. Под ред. Байпакова К.М. 2-е изд. Алматы: Рауан, 1996. – 112 с.

7. История Казахстана. В 5-ти томах. Т.1-5. - Алматы: Атамура, 2014.

8. Китов Е.П., Тур С.С., Иванов С.С. Палеоантропология сакских культур Притяншанья (VIII – первая половина II в. до н.э.). – Алматы: Хикари, 2019. –300 с.

9. Маргулан А. Х., Акишев К. А., Кадырбаев М. К., Оразбаев А. М. Древняя культура Центрального Казахстана. - Алма-Ата: Наука КазССР, 1966. - 435 с.

10. Самашев З. Берел. - Алматы: Таймас, 2011. 236 б.

11. Толеубаев А. Т. Раннесакская шиликтинская культура: научное издание / А.Т.

Толеубаев. - Алматы: ИП «Садвакасов А.К.», 2018. - 528 с.

12. Харари Ю.Н. Sapiens. Краткая история человечества. - М.: Синдбад, 2019. - 512 с.

13. Атлас истории Казахстана. Ч.1: С древнейших времен до ХІV в. – Астана: Акрол, 2000.

14. Нұғман Б.Ғ. Культурфилософский анализ кочевой цивилизации (введение в историю Казахстана). - Караганда : Изд-во КарТУ, 2012. - 177 с.

15. Казахстан в истории кочевой цивилизации : учеб. пособие / Б.Г. Нугман, А.А. Абдрахманова, А.О. Жетписбаев. - Караганда : Изд-во КарГТУ, 2008. - 213 с.

Интернет-ресурсы
http://www.e-history.kz
http://kazchronic.kz

Тематика рефератов:

1. Теологическое и философское мировоззрение о сотворении мира.

2. Характер религиозных верований андронской культуры.

Задание № 2 к теме: Генезис всаднической культуры
План занятия:

1. Культура племен раннего железного века: хронология, погребальный обряд, оружие, узда, искусство звериного стиля

2. Культурное наследие Хунну, Усуней, Кангюй

3. Значение Великого Шелкового пути в эпоху поздней древности и средневековья
Методические рекомендации: При изучении данного вопроса необходимо обратить внимание на то, что в VIII-III вв. до н.э. в социально-политической и культурно-экономической жизни произошли серьезные изменения, связанные и изобретением железа и переходом к кочевому способу производства. Отвечая на эти вопросы важно отметить, что саки создали высокую культуру, оказавшую влияние на мировую цивилизацию, подтверждением которого является находка «Золотого воина» в кургане Иссык. Рекомендуется дать характеристику саксого зверинного стиля в искусстве, подчеркнуть определенное своеобразие, вызванное конкретными условиями исторического развития.

При изучении (Хунну, Усуней, Кангюй) данного вопроса важно понять, что исходя из существенной роли в истории Казахстана они являются создателями древних государств, заявили о себе в исторических событиях эпохи «Великого переселения народов», расцвета империи. В это время территория Казахстана была мостом, соединявшим различные цивилизации, культуры, народы. Складыватся традиционные основы кочевой культуры, начинает доминировать тюркский язык.


Выясняя роль и значение Великого Шелкового пути, важно подчеркнуть, что начало контактов и обменных связей восходить ко ІІ тыс. до н.э. Необходимо подчеркнуть, почему в эпоху средневековья он становится наиболее оживленным, укажите причины.
Рекомендуемая литература:

1. Акишев А. Искусство и мифология саков. Ин-т истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССР. – Алма-Ата: Наука, 1984. 176 с.

2. Ахинжанов С.М., МакароваЛ.А., Нурумов Т.Н. К истории скотоводства и охоты в Казахстане. – Алма-Ата: Ғылым, 1992. – 217 с.

3. Зайберт В.Ф. Ботайская культура. – Алматы: Қазақпарат, 2009. 576 с.

4. Исмагулов О., Исмагулова А. Происхождение казахского народа. По данным физической антропологии. Алматы, 2017. 196 с.

5. Исмагулов О., Этническая антропология Казахстана: (Соматол. исслед.)

Алма-Ата: Наука, 1982. 231 с.

6. История древнего Казахстана. Под ред. Байпакова К.М. 2-е изд. Алматы: Рауан, 1996. – 112 с.

7. История Казахстана. В 5-ти томах. Т.1-5. - Алматы: Атамура, 2014.

8. Китов Е.П., Тур С.С., Иванов С.С. Палеоантропология сакских культур Притяншанья (VIII – первая половина II в. до н.э.). – Алматы: Хикари, 2019. –300 с.

9. Маргулан А. Х., Акишев К. А., Кадырбаев М. К., Оразбаев А. М. Древняя культура Центрального Казахстана. - Алма-Ата: Наука КазССР, 1966. - 435 с.

10. Толеубаев А. Т. Раннесакская шиликтинская культура: научное издание / А.Т. Толеубаев. - Алматы: ИП «Садвакасов А.К.», 2018. - 528 с.

12. Харари Ю.Н. Sapiens. Краткая история человечества. - М.: Синдбад, 2019. - 512 с.

13. Атлас истории Казахстана. Ч.1: С древнейших времен до ХІV в. – Астана: Акрол, 2000.


14. Нұғман Б.Ғ. Культурфилософский анализ кочевой цивилизации (введение в историю Казахстана). - Караганда : Изд-во КарТУ, 2012. - 177 с.

15. Казахстан в истории кочевой цивилизации : учеб. пособие / Б.Г. Нугман, А.А. Абдрахманова, А.О. Жетписбаев. Караганда : Изд-во КарГТУ, 2008. - 213 с.

Интернет-ресурсы
http://www.e-history.kz
http://kazchronic.kz/

Тематика рефератов:

1. Казахстан – Родина Тенгризма.

2. Аттила – Царь Гуннов.
Задание № 3 к теме: Тюркская цивилизация и Великая степь
План занятия:

1. Архитектурные памятники средневекового Казахстана. Города и поселения. Древние верования и культы тюрков, распространение буддизма, несторианства, манихейства. Пути и формы интеграции тюркского мира в ислам. Роль Ахмеда Ясави в становлении тюрко-исламского синтеза.

2. Орхоно-енисейская (руническая) письменность как цивилизационный маркер древнетюркского мира

3. Мировое значение произведений Аль-Фараби, Юсуфа Баласагуни, Махмуда Кашгари, Ахмеда Ясави
Методические рекомендации: Приступая к изучению данной темы в указанный период (VI-XIIIвв.), необходимо уяснить, что государство, которое сумело объединить все кочевые народы Евразии и превратить их в единую державу, стало называьбся «Түрік Елі». Более того, существовала единая культурная и экономическая система. В этих условиях происходит формирование городов, как административных ставок, так и центров ремесла, торговли, культуры, т.е. интеграция в рамках единой социально-экономической структуры.

Сдедует подчеркнуть, что «Шелковый путь» служил проводником технических новшеств, религиозных идей и культурных достижений. Оно прослеживалось в архитектуре, строительном деле, гончарном ремесле, в развитии земледелии, в общем экономике.

Говоря о развитии письменности, следует охарактеризовать древнетюркское письмо, что рунические тексты являются не только ценными историческими документами, но и значительными литературными произведениями, а также выполняли роль международного общения.

Изучая биографию мыслителей, надо отметить результаты разносторонних научных изысканий, в которых были перечислены науки того времени, где их труды служат образцами по сей день.