Файл: Реферат по дисциплине Здоровый человек и его окружение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 253

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сохранение основного содержания жизни имеет место при духовно-нравственной и сущностной направленности личности. Такая линия обычно присуща людям, живущим творчеством. Основное содержание жизни в поздней зрелости нередко сохраняется, когда главной ее стороной является семья или какое-нибудь увлечение, любимое занятие, не связанное с профессией. Когда один из любящих супругов уходит из жизни, для другого он все равно остается живым.

Наиболее распространенный вариант, при котором в возрасте поздней зрелости сохраняется основное содержание жизни, - продолжение творческой профессиональной деятельности. При любви к своему делу и возможности заниматься им в возрасте поздней зрелости человек независимо от своей профессии обычно сохраняет основное содержание своей жизни.

У людей с сущностной направленностью личности основное содержание жизни в поздней зрелости сохраняется всегда.

Центральным возрастным новообразованием зрелости является продуктивность - как в профессиональном плане, так и в плане воспитания следующего поколения.

Заключение

В работе были изложены основные теоретические положения в понимании психологических процессов зрелого возраста, выявлены основные психологические направления.

Зрелость - самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному. Зрелость может быть оценена в широких пределах - от 25-30 до 40, иногда даже 50 и более лет. Примем границы зрелости приблизительно от 30 лет (с учетом индивидуальных различий, которые могут сдвигать эту границу на несколько лет в ту или другую сторону) до времени фактического ухода на пенсию, т.е. прекращения активной профессиональной деятельности, что происходит в среднем примерно в 60-70 лет. Но конец периода зрелости значительно колеблется в зависимости от индивидуальных, прежде всего личностных, особенностей.

Решающим признаком зрелости является осознание человеком ответственности и стремление к ней. Психологически ответственное лицо - это личность, отвечающая за содержание своей жизни, прежде всего перед собой и другими людьми. Зрелый человек занимает срединное положение между своими родителями, вступившими в пору старости, и своими собственными детьми, которые в это же время стоят на пороге самостоятельной жизни. И если под одной крышей три поколения, то требуется серьезная перестройка жизни семьи. Эстафета ответственности за все стороны жизни (духовной, материальной и др.) передается зрелому поколению, что делает зрелого человека главой семьи. Ценности зрелых людей начинают играть ведущую роль и в жизни общества: они могут утверждать свои вкусы, свой образ жизни, стиль Деятельности и т.д. В этом возрасте большинство людей достигают вершины профессиональной и общественной карьеры, в их руках сосредоточены функции управления в самых разнообразных сферах общественной жизни, в управленческих структурах государства. Главная особенность развития различных психологических функций в период взрослости состоит в усилении противоречивости и неравномерности.


Зрелость окончательно выявляет характер различных линий онтогенеза, доводит их до логического конца. Для одних людей она является лишь чисто хронологическим понятием, ничего не прибавляя к ранее сложившемуся стереотипному существованию. Другие в зрелости исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи продолжают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы. У части людей в середине периода возникает еще один кризис, происходит еще одна корректировка жизненного пути.

Зрелость - не только самый длительный, но и самый значимый период в жизни человека, когда он должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить свое предназначение. В этом смысле зрелость - цель развития, но эта цель не обязательно предполагает его конец. Это достижение расцвета, за которым может следовать не увядание, а дальнейшее развитие.

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие для студ. вузов. - 4-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 1999. -( 672 с.)

  2. Аверин В.А. Психология человека от рождения до смерти. Учеб. Пособие под ред. А.А. Реана. 1999. - (180 с.)

  3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.-М.: Наука, 1977. 380 c. (348-357с.)

  4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2 томах. Под ред. (1. 142-148с.)

  5. Введение в психологию. Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. (384)

  6. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Калуга, 1994. С. (41-92)

  7. Старовойтенко Е.Б., Предмет и метод психологии. М.: Академический Проект: Гаудеамус ред.: 2005.-511с.

  8. Толстых А.В. Возрасты жизни. - М., 1988

  9. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. - М., 1999.

  10. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1998.

  11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 2001.

  12. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. - М., 1999