Файл: Экзамен по модулю Управление информационноцифровым взаимодействием в организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 220

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экзамен по модулю «Управление информационно-цифровым взаимодействием в организации»

Базовая часть – обязательна для индивидуального выполнения

Кейс 1.

Прочитайте выдержку из книги «Дело не в кофе. Корпоративная культура Starbucks». Автор книги — Говард Бехар проработал на руководящих должностях в Starbucks 17 лет. Во многом благодаря ему компания вышла на международный уровень и выросла с 28 кофеен 1989 г. до 17 000 в настоящее время.

Правда о сокращении штатов

Когда я делал свои первые шаги в качестве руководителя, мне поручили провести сокращение штатов. Это был один из самых тяжелых моментов в моей пока еще короткой жизни менеджера, поэтому можете себе представить, как я себя чувствовал, когда узнал, что кто-то из нашей команды случайно оставил на копировальном аппарате список сотрудников, подлежащих сокращению. Сам я даже не могу описать, на что это было похоже. Я сидел, совершенно убитый, и ругался про себя, повторяя, что не желаю иметь со всем этим ничего общего. Придумать, как выпутаться не удавалось. В таком состоянии меня застала помощница. Она подошла, посмотрела на меня и сказала: «Говард, только правда звучит правдоподобно».

Это был верный совет — хотя проигнорировать ошибку и сделать вид что ничего не произошло, казалось более простым решением. Я понял, что с чистой совестью могу сделать только одно — сказать правду, — и на следующее утро объявил общее собрание сотрудников компании. Мы сели перед залом, где собралось около 200 человек, и рассказали о состоянии бизнеса, о ситуации, с которой столкнулись, и о причинах, по которым считаем необходимым сокращение штатов. Зачем что-то утаивать? Раскрывая карты, мы все выигрывали и ничего не теряли.

Этот простой, хотя и требовавший нервного напряжения шаг — переход на откровенность со всеми, кто работал в компании, — кардинально изменил общее восприятие сложившейся нелегкой ситуации. Что дала наша честность? Она улучшила взаимопонимание и, к моему удивлению, значительно уменьшила наши трудности. Люди больше не озирались в поисках призрака, они стали сотрудничать с нами.

Я устраивал ежедневные брифинги и постоянно держал работников в курсе дела, что помогало им разобраться в своем отношении к происходящему. Люди способны справляться с проблемами лучше, чем мы предполагаем, но лишь при условии, что они могут верно судить о своем положении, а для этого им необходимо знать правду. Мы не могли отказаться от сокращения, но сотрудники чувствовали себя более подготовленными, поскольку мы честно и открыто сообщали им все, что касалось процесса. Грубая ошибка одного из коллег обернулась для меня исключительно важным уроком поведения в бизнесе и в жизни.


Ответьте на вопросы

  1. К какому виду общения с точки зрения используемой техники, его целей и особенностей личности можно отнести коммуникации, описанные в приведенном примере? Допустим ли данный вид общения и техники его реализации в образовательной организации? При какой ситуации? Приведите пример.

  2. Какую функцию реализуют приведенные в ситуации коммуникации? Приведите примеры реализации подобных функций в образовательной организации.

  3. Какую информацию, с точки зрения проводимых ею изменений, доводил руководитель до работников в приведенной ситуации? Возможен ли перенос кейса в образовательную среду. Ответ аргументируйте.

Кейс 2.

Прочитайте главу из книги «Нетикет».

Нетикет — это этикет в сети1

Первое правило:

Помните, что Вы говорите с человеком.

Золотое правило, которому учили Вас еще в детском саду, а? Не делай другим то, что не хочешь получить от них сам. Поставьте себя на место человека, с которым говорите. Отстаивайте свою точку зрения, но не оскорбляйте окружающих.

В киберпространстве говорят: помните, что Вы говорите с человеком.

Когда вы используете телекоммуникации, то имеете дело с экраном компьютера. Вы не можете жестикулировать, изменять тон, и выражение Вашего лица не играет никакой роли. Слова, только слова — это все, что видит Ваш собеседник.

Когда вы ведете разговор — по электронной почте или в конференции - можно очень легко ошибиться в толковании слов Вашего собеседника. И, к сожалению, забыть о том, что Ваш адресат тоже человек со своими чувствами и привычками.

Это парадокс. Компьютерные сети знакомят друг с другом людей, которые никогда бы не встретились в реальной жизни. Но в виртуальном пространстве Вы ощущаете в адресатах меньше человечности, чем в реальной жизни. Представьте автолюбителя на улице, который проклинает других водителей, делает неприличные жесты и вообще ведет себя как дикарь. Обычное дело, верно? Люди, обменивающиеся сообщениями по электронной почте, часто похожи на таких автолюбителей. Многие из них никогда бы не позволили себе этого с глазу на глаз. Но присутствие «посредника» — компьютера, считают они, допускает такое поведение.

Netiquette утверждает: нет. Конечно, Вы используете сеть для свободного самовыражения. Вы знакомитесь с новыми словами и посещаете незнакомые миры. Однако не забывайте о главном принципе сетевого этикета: всюду в Сети находятся реальные люди.



Сказали бы Вы это ему в лицо?

Писатель и евангелист Гай Кавасаки (Guy Kawasaki) рассказывает, что получил электронное письмо от человека, с которым даже не был знаком. Этот парень заявил, что Гай никудышный писатель и не может сказать ничего интересного.

Грубо, правда? К сожалению, такие случаи то и дело повторяются в Сети.

Может быть, виной сама возможность послать письмо непосредственно такому известному писателю, как Гай. А может быть, дело в том, что Вы не видите кислого лица адресата, когда он читает ваши язвительные слова. Как бы то ни было, такие случаи в Сети — обычное дело.

Гай предлагает полезный тест для тех, кто намеревается послать электронную почту кому-либо. Спросите себя: «А сказал(а) бы я то же самое ему/ей в лицо?» Если Вы сомневаетесь, еще раз проверьте Ваш текст. Повторяйте до тех пор, пока не сможете твердо сказать: «Да».

Конечно, бывают случаи, когда Вы абсолютно уверены, что надо сказать человеку грубость. Тут наша книга не поможет. Поищите среди старых школьных учебников пособие по этикету.

И еще одна причина, по которой следует быть вежливым в Сети.

Когда Вы связываетесь с кем-либо в киберпространстве, помните, что Ваши слова фиксируются. Возможно, они сохранятся там, куда Вы уже не сможете добраться. Иными словами, есть шанс, что они еще вернутся и навредят Вам.

Помните историю с Оливером Нортом? Он тоже использовал электронную почту и свято верил в непогрешимость сети Белого Дома — PROFS. Норт аккуратно уничтожал все сомнительные сообщения, которые получал или отправлял. Однако он не подозревал, что где-то в недрах Белого Дома технический персонал так же аккуратно делает резервные копии всего диска, на котором хранились и секретные файлы. Вот эти копии и стали свидетельством против полковника в судебном процессе.

Не надо быть преступником, чтобы соблюдать осторожность. Всякое сообщение, посланное Вами, может быть сохранено и переправлено кому-то еще. И у Вас нет никакой возможности повлиять на этот процесс.

Ответьте на вопросы

  1. Как меняется поведение некоторых людей, когда они не видят своего собеседника?

  2. Как можно выразить эмоции, если нет возможности жестикулировать, изменять тон, и выражение вашего лица не играет никакой роли?

  3. Какие основные принципы следует соблюдать при электронной переписке? На основе принципов сформулируйте правила дистанционного общения администрации образовательной организации с родителям (законными представителями) обучающихся в мессенджерах, по электронной почте. Правила для родителей. Правила для администрации.


Кейс 3.

Прочитайте выдержку из книги известного специалиста в области связей с общественностью Фрэнка Джефкинса2. Приведите другие примеры приемов PR в современной жизни и деятельности различных образовательных организаций.

Человечество всегда пыталось общаться и добиваться понимания. Еще до того как появились алфавиты, буквы и цифры, люди пользовались пиктограммами (примерами которых до сих пор являются китайские иероглифы). В пещерах первобытных людей, в которых они жили тысячи лет назад, можно увидеть настенные рисунки. Сообщения в виде картин располагаются и на таких древних строениях, как пирамиды, первые храмовые сооружения и пещеры в Зимбабве. Люди писали на глиняных табличках или на коже, пергаменте или папирусе.

Также можно утверждать, что священные книги основных мировых религий содержат в той или иной форме паблик рилейшнз, так как древние писцы именно с его помощью старались добиться понимания своих верований. Этот тип коммуникаций еще более древен, чем самые первые греческие или римские рекламные объявления, которые до нас дошли в виде обрывков, с сообщениями о продаже рабов или представлениях в Колизее.

Таким образом, у некоторых приемов паблик рилейшнз многовековая история. Сегодня в аэропортах мы можем различить авиакомпании по фирменной одежде их сотрудников и логотипам, а также униформе членов экипажа (пилотов, стюардов и стюардесс). Фирменный стиль каждой авиакомпании является четко выраженным и легко воспринимаемым. Мы можем отнести это к брендингу. Он объединяет такие элементы, как логотип, схема используемых цветов и их расположение относительно друг друга. Такой и должна быть коммуникация, поскольку позволяет нам видеть и сразу понимать, с кем мы имеем дело.

Однако эта идея настолько стара, что нам, возможно, потребовалось бы воспользоваться машиной времени и перенестись на много тысячелетий назад, чтобы обнаружить период, когда люди впервые начали всем этим пользоваться. Таким образом, паблик рилейшнз — такое же старое явление, как и сама цивилизация.

Кейс 4.

Прокомментируйте, почему именно эти, выделенные специалистом Андреем Мамонтовым слова, приведенные в книге «PR на 100%», наиболее точно характеризуют коммуникационную деятельность по связям с общественностью.

Говорит Андрей Мамонтов: «Я всегда испытывал затруднение, пытаясь кратко объяснить то, чем я занимаюсь. Когда меня спрашивали: “Что такое PR?” — У меня в памяти сразу всплывала масса трудных для понимания слов и определений, совершенно непонятных человеку неподготовленному и далекому от маркетинга и связей с общественностью. В итоге люди из вежливости делали вид, что поняли меня, хотя по их интонациям и выражению лица я видел, что они с трудом пытаются “расшифровать” сказанное мной. Только проработав в PR семь лет, я нашел для себя простое и понятное описание связей с общественностью. Вот оно: PR — это информировать, образовывать, вызывать доверие. С моей точки зрения, это определение не только простыми словами формулирует то, чем занимается паблик рилейшиз, но и является руководством к тому, что и как должен делать хороший менеджер по PR, а главное — описывает этику поведения в профессии»
3.

Кейс 5.

Рассмотрите ситуацию. Используя информацию из кейса о корпоративных ценностях, определите для образовательной организации ценность-цель, ценности-средства и сформируйте перечень ценностных ориентаций «идеального» педагогического работника. Все выявленные элементы необходимо представить в виде ценностной системы.

Ситуация «Культура Сбербанка»

Сбербанк, крупнейший банк страны, с приходом Германа Грефа начал меняться – новые и отремонтированные офисы с кондиционерами, системы электронной очереди и стулья для ожидающих клиентов, улыбки на лицах работников, готовых (иногда даже слишком навязчиво) оказать посетителю любую помощь.

Чтобы добиться этого, руководству Сбербанка пришлось менять своих сотрудников (около 250 тыс. человек) — и в прямом, и в переносном смысле. Изменения в Сбербанке начались в конце 2007—2008 гг. У реформирования банка не было экономических причин, это была исключительно политическая воля. Банк за эти годы изменился: поменялся логотип, сократилось название, а у сотрудников появилась «униформа». Началось внедрение модной на Западе системы lean-менеджмента — фактически сокращения избыточных расходов. Для оценки компетенции сотрудников придумали систему, которая называется «5+». Работника проверяли по ряду критериев, и в итоге составлялся портрет сотрудника: его относили к одной из категорий «плохой работник», «хороший работник», «звезда». Эта технология распространилась в 2010 г. на все отделения. Были внедрены ПСС — производственные системы Сбербанка. В основу концепции ПСС положена философия постоянного совершенствования и бережливого производства. Используя эту концепцию, стремились к качественным изменениям в трех направлениях: оптимизации процессов, улучшения системы управления и изменения менталитета и ценностей сотрудников.

Главное направление изменения менталитета сотрудников — установка на то, что клиент всегда прав.

Было принято, что на столе каждого работника должен быть только один карандаш, одна ручка, за опоздание на минуту — штраф. Определенного свода требований нет, есть общие принципы. В одном московском отделении на столе стоит телефон со стикером «телефон», степлер с надписью «степлер», ластик с надписью «ластик», так как местный начальник обязал сотрудников подписать каждый предмет. От результатов выполнения ПСС зависит размер премий: при проверке каждому отделению присваивается определенное место в рейтинге. В компании часто проводят тимбилдинги, поют песни и гимны «Сбербанка», водят хороводы и т.д. Каждое утро сотрудникам приходят письма «Доброе утро, Сбербанк!» от Германа Грефа с какими-то советами или пожеланиями. Например, «если вам по телефону звонит начальник встаньте и поприветствуйте его стоя — это поднимет ваш боевой дух», работникам настоятельно рекомендуют читать определенные книги. Некоторые сотрудники сдавали нечто вроде зачетов по этим книгам. Книги по бизнесу и психологии были изданы «Альпина Паблишера» специальным тиражом: в начале каждой книги шло письмо Грефа примерно такого содержания: «Эти книги изменили мою жизнь и вашу, дорогие сотрудники, надеюсь, тоже изменят».