Файл: Педагогические кейстехнологии как инновационный метод в современной школе на уроках литературы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

П.С.Ляпина

Студентка 322 группы, гуманитарного института, кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин,

ФГБОУ ВО Шадринский государственный педагогический университет,

г. Шадринск, Россия

Аннотация:

В статье рассматривается кейс-технологии как инновационный метод на уроках литературы, его задачи, условия его выполнения и влияние на образовательный процесс учащихся.

Ключевые слова: Кейсы, развитие, обучение, литература

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит главной целью развитие личности ученика в образовательном процессе. Современное образование отказывается от базового представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, поскольку они считаются уже не актуальными. Формулировки нового федерального государственного образовательного стандарта обязывают учителя учесть во внимание новые нормы, которые мы рассмотрим ниже. Во-первых, новые правила указывают на фактические виды деятельности учеников на занятиях. Во-вторых, указывают на переход к новой образовательной форме, которая, в свою очередь, связана с изменениями в деятельности учителя, которые бы смогли реализовать новый стандарт. Перед современными учителями, в особенности перед учителем русского языка и литературы, возникает новая задача – превратить традиционное, базовое обучение, направленное на накопление знаний, навыков и умений, в процессе развития личности ребенка при помощи инновационных методов и приемов. Одним из таких, на мой взгляд, являются технологии кейс-обучения.

Что представляют из себя кейс-технологии?  Кейс-технологии – это не типичное копирование слов за учителем, не сжатое изложение произведения или критики, не письменный ответ на вопрос, это анализ реальной или выдуманной ситуации, который заставляет применить полученные знания ученика на практике. Таким образом, данный метод обучения отличается от других вариативностью своих решений. Здесь производится фактический анализ ситуации (какой-то задачи), описание которой одновременно отражает не только какую-либо проблему, но и позволяет усвоить принципы и знания, которые помогут её решить. Этот опыт, полученный учеником на практике, сыграет огромную роль в его развитии.


Такие кейс-технологии, пришедшие зарубежных стран, послужат сигнификатором интереса детей в любом образовательном процессе, включая и уроки литературы. Также, благодаря подобным инновационным технологиям, ученики развивают такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли, умение работать индивидуально или в группе.

Учащимся, при использовании кейс-технологий, предъявляются отрывки, связанные с ситуацией. Задачей учеников является поиск, установка причины и решение данной проблемы, в рамках индивидуального или группового взаимодействия.

Кейсы очень разнообразны, поэтому современные педагоги используют их различные виды. К видам кейс-технологий относят: метод инцидента (учащийся сам ищет решение проблемы и обдумывает ситуацию), метод ситуационного анализа (анализ конкретных ситуаций и задач), метод ситуационно-ролевых игр, метод игрового проектирования и метод дискуссии.

На наш взгляд, метод ситуационного анализа позволяет детально и многогранно рассмотреть проблему учащимся, среди других методов. Здесь могут быть предложены и определенные шаги, благодаря которым ученик сможет сформулировать проблему, найти пути ее решения, а значит в таком случае, задачей ученика будет является глубоким анализом.

Важным и значимым условием использования кейс-метода в литературе, является обязательное наличие спорных вопросов, в которых и формируются проблемные ситуации.

Обозначим и этапы работы кейс-технологий на уроках литературы:
1) Раздача учителем материала, ознакомление учеников с материалами кейса.
2) Анализ проблемного кейса учащимися индивидуально или в групповой работе.
3) Организацию обсуждения кейса (слайд-шоу или дискуссия в форме дебатов, беседа).
4) Оценивание участников обсуждения, детальный разбор вариантов, анализ ошибок.
5) Выводы.

На уроках литературы кейс-технологии помогают рассмотреть старые и забытые вопросы по-новому, с совершенно другой стороны. К примеру, «мне нравится (не нравится) поступок Родиона Раскольникова»; «Печорин – злодей или несчастный человек»; «Базаров – глупый умник» и тому подобное.

Для детальной работы, на уроках литературы используют различные ступени обучения по кейсам. Первая ступень содержит в себе практическую ситуацию и ее решение. Например, согласны ли вы с утверждением критика Николая Добролюбова, назвавшего Катерину «лучом света в темном царстве «Что на этот счёт думают другие критики? Учащиеся находят ответ на этот вопрос, рассуждают и анализируют. Вторая ступень говорит нам о сложной ситуации и подбором способов ее решения. Например, «В чем смысл проблемы «лишнего человека» в русской литературе начала 19-го века»? Третья ступень предполагает уже глубокий и детальный разбор одного фрагмента, который представлен на уроке литературы, с поиском ответом, путей решения и выводов. Например, при разборе романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» предлагается проанализировать текст, определить его проблемы и найти пути их решения.



Важно сказать о задачах учащихся и учителя во время решения кейсов на уроках литературы. Со стороны учителя, должны быть выполнены следующее условия: подбор кейса, подготовка вспомогательного материала, разработка сценария занятия, организация и обсуждение кейса, деление на группы, подведение итогов и оценивание всех анализов. Со стороны ученика должны быть выполнены следующие условия: индивидуальная подготовка к заданию, разработка вариантов решений, подбор вопросов, индивидуальный или групповой анализ проблемы, составление отчета.

В качестве примера, рассмотрим кейс «В дурном обществе» В.Г.Короленко, взятый из методических материалов. Класс поделен на три группы.

Примерное задание для группы (Словарная работа):

Уточните значение слов, которые будут нужны нам на уроке.

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Валек и Маруся. Какими их увидел Вася?

Работа с текстом. Ответить на вопросы.


1. Каким увидел Вася Валека в первый раз?


2. Какая деталь в портретной характеристике Валека особенно привлекла Васю? Почему Валек проникся доверием к Васе?


3.Выделите в IV и V главах описания внешности Маруси. Какие эпитеты, сравнения, оценочные слова использует в них автор?


4.О каком отношении Васи к Марусе говорят эти эпитеты, сравнения и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?


5.Почему Вася, наблюдая за Марусей, стал невольно сравнивать ее со своей сестрой Соней?

 Подведем итог нашим наблюдениям.


1.Чем Валек и Маруся не похожи на обычных детей, каких знал Вася до знакомства с ними?



2.Что сделало их такими?

3.Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека: «Серый камень высосал из нее жизнь?»


4. Когда раскрылась мальчику эта загадка?

5.Обратим внимание на описание подземелья. Выделите в тексте повести детали, характеризующие подземелье.


6.Какое впечатление произвела на Васю обстановка подземелья?

7. Как вы понимаете слова о «серых камнях», которые «высосали жизнь» из Маруси? Что «неумолимое, твердое и жестокое, как камень», «высасывало» румянец, блеск глаз и живость движений девочки?[3]

Таким образом, работу можно подробно изучить, понять и найти аргументы в пользу поднятых вопросов.

Литература

  1. Дзатцеева, Т. С. Кейс - технологии и их применение в современной школе на уроках литературы [Электронный ресурс] / Т. С. Дзатцева. – Режим доступа: http://festival.1september.ru (дата обращения: 28. 12. 2022)

  2. Завгородняя, Е. Г. Кейс-метод на уроках литературы как средство формирования метапредметных компетенций [Электронный ресурс] / Е. Г. Завгородняя. – Режим доступа: http://festival.1september.ru (дата обращения: 31.12.22)

  3. Казюлина, О. В. Использование кейс – метода на уроках литературы с целью повышения мотивации к обучению [Электронный ресурс] / О. В. Казюлина. – Режим доступа: http://www.uchportal.ru (дата обращения: 01. 01. 2023)

  4. Пинчукова, М. В. Подготовка учителей – предметников к использованию дистанционных технологий в учебном процессе / М. В. Пинчукова // Информатика и образование. – 2013. – № 3. – С. 67 – 74.

  5. Смолянинова, О.Г. Кейс-метод обучения в подготовке педагогов и психологов / Смолянинова О.Г. – // Информатика и образование. – 2001. – №6. – С. 60-63.

  6. Спирин, Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач: Развивающееся профессионально педагогическое обучение и самообразование/ Л.Ф.Спирин. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 174 с.