Файл: Исследование правовых семей всегда занимало важное место в науке о государстве и праве. Оно позволяет проследить процесс правообразования, выявить его специфические черты и особенности,.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Актуальность темы: Правовая семья - один из наиболее часто употребляемых и одновременно неопределённых правовых категорий. Его значение для сравнительного правоведения и теории государства и права, как в России, так и за рубежом, трудно переоценить. Однако до настоящего времени в науке не сложилось единого подхода к понятию и классификации правовых семей.
Сравнительное правоведение позволяет осуществлять более глубокий анализ в целях лучшего понимания правовой системы отдельно взятого государства и, как следствие, совершенствования применяемого на его территории законодательства. В настоящее время существует множество взглядов на классификацию правовых семей, однако единого подхода в этом вопросе не сложилось из-за многогранности и комплексности этого правового явления.
Исследование правовых семей всегда занимало важное место в науке о государстве и праве. Оно позволяет проследить процесс правообразования, выявить его специфические черты и особенности, понять и осознать пути естественно-исторической преемственности права в различных государствах мира.
Среди основных правовых семей англосаксонская правовая семья занимает особое место и имеет важнейшее значение для развития юридической теории и практики.
Целью работы является детальный анализ англосаксонской правовой семьи.
Для достижения вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи исследования:
-
изучить понятия «правовая система» и «правовая семья», сравнить и охарактеризовать их. -
выделить классификацию правовых систем современного мира -
определить характерные черты англо-саксонской правовой семьи -
проанализировать источники общего права
Объект исследования – система отношений возникающих в англосаксонской правовой семье.
Предметом исследования являются особенности англосаксонской правовой семьи.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
-
раскрыть понятие правовой системы и правовой семьи; -
рассмотреть классификацию правовых семей; -
изучить становление и развитие англосаксонской правовой семьи; -
определить характерные черты и источники англосаксонской правовой семьи.
Степень изученности проблемы
: проблемы англосаксонской правовой семьи рассмотрены такими учеными-правоведами как: О. Т. Аббасов, К. В. Агамиров, С. С. Алексеев, Ю. М. Алпатов, Л. Ю. Грудцына, С. В. Бошно, И. О. Васильева, Т. В. Власова, А. Р. Губайдуллин, А. С. Даниелян, Г. Т. Даулеталиева, А. М. Доо, М. А. Ермакова, Р. Давид, Д. С. Захаров, Э. Р. Чернова, И. Н. Исаков, Р. Леже, А. П. Лобанова, В. А. Лушникова, М. Н. Марченко, Н. П. Маюров, Э. Э. Молдоев, А. М. Абакирова, А. Х. Саидов, Н. И. Матузов, А. В. Малько, В. Е. Чиркин В, Е. Н. Ярмонова, А. Н. Шаламова, Л. С. Явич и другими.
Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности англосаксонской правовой семьи.
Методология исследования: Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.
Структурно работа включает введение, четыре главы, заключение, список использованной литературы.
Начало формы
«Правовая система» и «правовая семья»: соотношение понятий
В результате длительного исторического периода, занявшего несколько столетий, происходил процесс рождения и функционирования права, которым мы пользуемся сегодня. Вместе с этим происходило становление основ различных правовых систем и позже правовых семей.
Правовая система представляет собой взаимосвязь права, правосознания, правовой культуры и правореализации. Данное понятие зачастую используется при изучении историко-правовых и этнокультурных отличий права разных государств и народов. Актуальность данного подхода в условиях глобализации подтверждается целым рядом современных исследований.
Исходя из того факта, что сами правовые системы являются отражением социально-экономического, политического развития общества и соответствующего уровня культуры народа, можно рассмотреть развитие и функционирование последних в сфере общественных отношений, что, в свою очередь, позволяет понять механизм взаимодействия их в обществе, соизмеряя права и обязанности его членов.
Среди многообразия правовых систем, существующих в сегодняшнем мире, некоторые из них имеют сходные признаки и свойства, что вполне объяснимо, т.к. развитие и становление государств и правовых систем происходило схожими эволюционными путями, по аналогичным схемам развивались общественные отношения, культура, религия и т.д.
Каждая правовая система имеет свои отличительные черты, их наличие обусловлено различиями в жизни, истории, географии, судьбе различных народов мира, религией, спецификой общественных отношений между людьми и различными социальными группами.
Для изучения правовой системы отдельно взятого государства с учетом специфики его исторического развития, сложившийся законодательной и судебной практики в условиях действующей правовой идеологии, используется понятие национальной правовой системы.
В связи с тем, что на сегодняшний день в условиях современного мира возрастает роль международного права и преследуются цели выгодного сотрудничества государств, можно заметить сближение и проявление схожих черт и в их правовых системах.
Как и за рубежом, в отечественной правовой науке вопрос о том, что такое правовая система, является одним из наиболее обсуждаемых. Все мнения относительно определения понятия правовой системы также сводится к двум основным подходам. Согласно первому из них правовая система представлена лишь позитивным, внешне выраженным, формально определенным правом, его нормами и институтами, а также имеющимися между ними взаимосвязями.
К примеру, Ю. А. Тихомиров считает, что правовой системой является упорядоченный массив нормативных правовых актов, структурно и функционально связанных между собой, разрабатываемых и применяемых на основе единых правовых принципов. Похожую позицию занимает С. Н. Егоров, по мнению которого, правовая система является ничем иным, как совокупностью норм, выраженных в иерархической системе нормативных правовых актов, принятых и санкционированных государством[1].
В качестве структурно связанной совокупности норм, в которую входят относительно самостоятельные образования (институты, отрасли, группы отраслей), определил правовую систему Л. С. Явич[2]. Профессор Д. А. Керимов в своем труде «Философские проблемы права» предлагает следующий термин, обозначающий рассматриваемое явление: «объективно обусловленное внутреннее объединение в единое целое правовых норм и их подразделений на отрасли»[3].
Кроме того, означенного подхода, по всей видимости, придерживался и отечественный законодатель, когда составлял норму ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, в которой указано, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы...»[4].
Другими словами, правовая система в такой формулировке выступает в качестве синонима термина «система права». По моему мнению, первый «позитивистский» подход отражает только часть такого явления, как правовая система, и не передает всех ее признаков.
По сути, он затрагивает лишь внешние формальные свойства этого понятия , игнорируя его внутреннее содержание. Говоря о правой системе, следует учитывать другие явления правовой жизни, относящиеся к внутренним проявлениям права.
Поэтому принимать это подход за основу при формулировании достоверного понятия правовой системы не следует.
Второй подход к определению понятия правовая система является более широким по сравнению с первым и направлен на полноценную характеристику рассматриваемого явления, поскольку учитывает не только формально выраженные нормативные элементы, но и иные компоненты правовой жизни, отражающие специфику права того или иного общества.
Одним из представителей рассматриваемого подхода является С. С. Алексеев, называющий в числе элементов правовой системы (помимо формально определенного права) юридическую практику и правовую идеологию (правосознание, господствующее в обществе).
По его мнению, данные элементы представляют собой проявления права, через которые раскрываются его необходимые черты и особенности в качестве нормативного регулятора. Иными словами, исходя из предложенной точки зрения, правовая система – это единство позитивного права и двух других активных элементов правовой действительности – правовой идеологии и судебной (юридической) практики[5].
Представителем содержательного подхода также является профессор Н. И. Матузов, который включал в правовую систему следующие элементы:
-
совокупность (система) создаваемых и охраняемых государством норм; -
законодательство как форма выражения этих норм (нормативные акты); -
система правовых учреждений; -
судебная и юридическая практика; -
механизм правового регулирования; -
процесс правореализации (включая акты применения и толкования права); -
законность и правопорядок; права, свободы и обязанности граждан (право в субъективном смысле); -
весь комплекс складывающихся в обществе правовых отношений; правовая идеология[6].
Иначе говоря, согласно данной позиции правовая система включает в себя весь правоприменительный аппарат, всю юридическую деятельность, осуществляемую в самых разнообразных формах.
Другой автор, А. В. Малько, указывает, что рассматриваемое понятие требуется для выражения всей юридической сферы жизни конкретного общества в целом, поэтому в правовую систему входит не только право, как таковое, юридическая практика и правовая идеология, но и такие элементы, как законность, правоотношения, правовые организации и учреждения, правотворчество и др.[7]
Как можно заметить, даже среди сторонников содержательного подхода не наблюдается единство мнений относительно вопроса о том, какие элементы входят в правовую систему. Многие авторы называют в качестве таковых явления, неоднородные по своей правовой природе, неодинаковые по своему значению, самостоятельности и степени воздействия на общественные отношения.
Более того, большинство из них считают перечень элементов правовой системы открытым, отрицая возможность перечислить и охарактеризовать их все. Причину такого разнообразия элементов видят в том, что правовая система является сложно организованным, динамическим, многоуровневым образованием с иерархической структурой, внутри которой присутствуют системы, подсистемы, группы и блоки.
В связи с этим составляющие правовой системы представляются многослойной совокупностью связей, взаимоотношений, принципов, режимов, статусов, состояний, гарантий, правосубъектности и других уникальных правовых явлений, в которой функционирует правовая система.
Таким образом, на основании проведённого выше анализа следует сформулировать следующее определение: «Правовая система – это самостоятельная сфера общества, представляющая собой совокупность взаимосвязанных легальных правовых явлений нормативного, институционального, функционального, культурно-психологического характера, отвечающая за регулирование общественных отношений».
Понятие «правовая семья» включает в себя комплекс правовых систем, которые имеют похожие исторические пути формирования и сходные юридические признаки. Термин «правовая семья» отражает конкретные особенности ряда правовых систем, что явились итогом сходства их исторического развития: ведущих институтов и отраслей, структуры, источников, правовой культуры и т.д.
Например, Н. И. Матузов включает в понятие «правовой семьи» ряд родственных национальных правовых систем, которые определялись сходством ряда существенных признаков: путей формирования и развития, принципов регулирования, общности источников и др.
Таким образом, под правовой семьей в широком смысле понимается совокупность национальных правовых систем, которые объединены единством исторического формирования, правоприменения, структуры, ведущих отраслей и правовых институтов, источников, понятийно-категориального аппарата[8].
Соотношение понятий правовая семья и правовая система в следующем: правовая семья представляет собой совокупность правовых систем, имеющих схожие условия развития.