Файл: Практическая работа 2 Построение диаграммы контрольных событий. Диаграмма Ганта.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Практическая работа №2
Построение диаграммы контрольных событий. Диаграмма Ганта
Цель работы: Научиться пользоваться средствами Microsoft Excel в построение проектов. Изучить основы построения различных диаграмм при управлении проектами.
В результате выполнения практических заданий обучающийся должен иметь
практический опыт:
• использования инструментальных средств обработки информации;
• формирования отчетной документации по результатам работ;
• использования стандартов при оформлении программной документации;
В результате выполнения практических заданий обучающийся должен уметь:
• осуществлять математическую и информационную постановку задач по обработке информации,
• создавать проект по разработке приложения и формулировать его задачи, выполнять управление проектом с использованием инструментальных средств;
В результате выполнения практических заданий обучающийся должен знать:
• основные процессы управления проектом разработки.
Задание для практической работы:
1. Изучить теоретическую часть
2. Выполнить практическую часть
3. Ответить на контрольные вопросы
4. Оформить отчет.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Проект — это «временное» предприятие, предназначенное для создания
«уникальных» продуктов, услуг или результатов.
Признаки проекта:
• уникальность - неповторимость условий, новизна или инновационность результата, пилотность исполнения;
• наличие цели - четкая и конкретная цель, достигаемая посредством определения стратегии исполнения проекта и ее структуризации в виде комплекса определенных работ;
• ограниченность во времени - фиксированная длительность, логическая последовательность работ;
• ограниченность требуемых ресурсов - использование различных ресурсов, и их количество всегда будет недостаточно;
• комплексность и разграничение - проект имеет определенное начало и завершение, которые ограничивают продолжительность его осуществления;
• специфическая организация проекта - большинство проектов не могут быть выполнены в рамках существующих организационных структур;
• наличие руководителя и команды проекта - наличие ответственного за выполнение всего проекта и его помощников.
Проекты бывают очень разными и могут различаться по своему размеру, природе, сложности, отношению к вопросам качества, охвату и т. д.
Проекты, нацелены на:
• прирост объема продажи товаров (услуг);
• увеличение доли компании на рынке;
• расширение (обновление, сокращение) ассортимента товаров (услуг);
• повышение качества товаров (услуг) компании;
2
• снижение издержек обращения товаров (затрат на услуги) компании;
• решение общественно значимых проблем
(политических, социальных, благотворительных, экологических и др.).
Цели - это то чего необходимо достичь для решения поставленной проблемы.
Цели могут быть краткосрочными и долгосрочными. Обычно достижение долгосрочной цели будет зависеть от достижения ряда краткосрочных целей. При двух и более краткосрочных целях необходимо четко указать, как они связаны друг с другом и с долгосрочными целями.
Задачи - конкретные и поддающиеся измерению события, которые направлены на достижение цели. Эти события (изменения, улучшения) происходят по мере осуществления проекта (достижения цели).
Целеполагание есть процесс формализации целей. Выбранные цели должны быть конкретны, измеримы, ориентированы во времени и достижимы и, по сути, должны определять направления развития.
Основаниями для определения целей являются законодательство, программы и результаты анализа текущей ситуации.
Структура работ проекта (спецификация проекта) – иерархическая структура последовательной декомпозиции проекта на подпроекты, пакеты работ различного уровня, пакеты детальных работ.
Спецификация имеет следующие характеристики:
• представляет собой проект в виде работ, предполагающих деятельность, направленную на достижение осязаемого результата
• представляет собой иерархическую структуру
• все элементы спецификации направлены на достижение целей путем создания результата (продукции, информации, услуги)
Процесс управления осуществлением проекта реализуется посредством прямой и обратной связи между субъектами и объектами управления.
Субъекты управления — активные участники проекта (отдельные сотрудники и подразделения), взаимодействующие при выработке и принятии управленческих решений в процессе его осуществления. К ним относятся ключевые участники проекта (инвестор, заказчик, генподрядчик, исполнители), команда управления проектом (руководитель проекта и члены команды проекта). Кроме того, это и функциональные подразделения организации
(маркетинг, финансы, производство и пр.), в разной степени взаимодействующие друг с другом.
Объекты управления. Объектами системы управления могут быть: программы, проекты, контракты (проекты), реализуемые в организациях или предприятиях, фазы жизненного цикла объекта управления: концепция, разработка, реализация, завершение.
С точки зрения временного разреза управления проектом существуют следующие уровни
управления:
• стратегический уровень, который охватывает весь жизненный цикл проекта и соответствует организационно-экономическому уровню проекта;
• годовой и квартальный уровни управления, рассматривающие работы проекта, выполнение которых запланировано в течение года и квартала соответственно;
• оперативный уровень управления, занимающийся работами проекта, выполнение которых запланировано в течение месяца, декады, недели, суток, смены и т. д.
Процессом достижения некоторой конкретной цели необходимо управлять, потому что результат и, соответственно, успех не может прийти самопроизвольно. Управление проектом
- это особый вид деятельности, включающий планирование, контроль за выполнением работ и коррекцию плана путем применения современных методов управления. Очевидно, что базой эффективного управления проектом является план, в котором: действия (мероприятия, работы) упорядочены по результатам и срокам их достижения; достигнут компромисс между характеристиками системы и ресурсами.
3
Технологию сетевого планирования и управления (СПУ) составляют следующие
методы: метод диаграмм Ганта и сетевые методы планирования.
Диаграмма Ганта представляет собой линейный график, задающий сроки начала и окончания взаимосвязанных действий, образующих единый технологический процесс, который необходимо выполнить для достижения цели проекта. Основные недостатки метода диаграмм Гантта: сложность формализации процедур их (диаграмм) анализа; отсутствие возможности установления зависимостей между различными действиями.
К достоинствам следует отнести простоту и наглядность. Современные системы планирования используют модифицированные диаграммы Гантта, в которых перечисленные выше недостатки в большей степени устранены.
К классическим методам в группе сетевых методов планирования относятся:
• метод критического пути (Critical Path Method - СРМ);
• метод анализа и оценки программ (Prodram Evalution and Review Techique - PERT).
Задачи, решаемые пакетами управления проектами.
Планирование включает составление расписания выполнения работ (назначение сроков выполнения работ проекта), назначение ресурсов на выполнение работ проекта, определение необходимых затрат и их распределения во времени.
Корректировка. Составленный план приходится неоднократно корректировать в процессе выполнения проекта. Процесс корректировки заключается в повторном выполнении субпроцессов планирования на основании информации о ходе выполнения проекта.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Запустите MS Excel. Переименуйте название Лист 1 в «Планирование». В новой книге отступите несколько строк сверху, чтобы указать в заголовке название и дату начала проекта.
Заголовок самой таблицы для ввода будет следующий:
1.
СДР (структура декомпозиции работ). Структура декомпозиции работ (СДР) имеет следующие характеристики:
• описывает с необходимой точностью содержание работ по проекту;
• определяет весь объем работ по проекту;
• формируется в виде иерархической структуры (проект декомпозируется на пакеты/субпакеты и т.д. работ);
• представляет объем работ по пакету как перечень работ, имеющих измеримый или сравнимый результат;
• имеет объективный или измеримый результат, который рассматривается как результат работы по пакету или совокупность результатов работ.
2.
Задача (наименование задачи).
3.
Длительность (в рабочих днях). Характеризует длительность конкретной задачи в рабочих днях. Может задаваться как вручную, так и путем расчета на основании известных даты начала и окончания задачи.
4.
Начало (дата начала задачи). Дата начала задачи. Может задаваться как вручную, так и рассчитываться от даты начала или окончания предыдущей задачи.
4 5.
Окончание (как правило, расчетная дата окончания задачи). Дата окончания задачи. Может задаваться как вручную, так и рассчитываться от известных даты начала и длительности задачи.
6.
Ресурсы (трудовые и/или материальные ресурсы, необходимые для выполнения
задачи). Ввод произвольной текстовой информации о наименовании задачи и привлекаемых к ее выполнению трудовых и материальных ресурсах.
2. Выделите ячейки с заголовком и отформатируйте их. В меню Формат ячеек –
Выравнивание, задайте ориентацию текста – поворот на 45 градусов.
3. Далее выделите все ячейки таблицы, включая заголовок и нижестоящие строки. На вкладке Главная – Условное форматирование выберите Создать правило. В условии укажите следующие условия
Представленная формула, для каждой выделенной ячейки ищет порядковый номер столбца (СТОЛБЕЦ()), делит полученное значение на 2 (ОСТАТ(значение;2)). В том случае, если остаток от деления на два равен нулю (ОСТАТ(…;…)=0), применяется заданное условием форматирование. Если остаток от деления нулю не равен, остается исходное форматирование ячейки. Таким образом, ячейки четных столбцов окажутся окрашенными, а ячейки нечетных
– как есть.
4. Заполните столбцы СДР, Задачи, Начало и Окончание согласно своей предметной области.
5 5.
Для заполнения столбца Длительность календарных дней используйте следующую формулу:
Кон_дата
-
Нач_дата
+
1 6. Для заполнения столбца Длительность рабочих дней используйте формулу:
ЧИСТРАБДНИ(Нач_дата;Кон_дата)
7. В случае если необходимо учитывать праздничные дни, используют следующую формулу:ЧИСТРАБДНИ(Нач_дата;Кон_дата;Праздники) – определение полных рабочих дней между двумя указанными датами.
8. В итоге вы получите следующую таблицу:
6 9. Добавьте новый лист «Процент выполнения работ». Скопируйте на него столбец
«Задачи», добавьте столбцы «Выполнено,%» и «Служебный» (содержит значение
100%). Заполните таблицу.
10. Для построения диаграммы необходимо выделить ячейку на исходном листе.
Через меню Вставка/Диаграммы/Гистограммы создать диаграмму Нормированная
линейчатая
с
накоплением.
Выделить диаграмму.
Через меню
Работа
с
Диаграммами/Конструктор/Данные/Выбрать данные определить диапазон данных для диаграммы. Изменить порядок рядов так, чтобы ряд, который показывает Выполнение был нижним.
7
В итоге вы должны получить такую диаграмму
11. Для построения диаграммы Ганта создайте новый лист и переименуйте его в
«Диаграмма Ганта». Скопируйте на него основную таблицу.
12.
Чтобы спланировать выполнение задач построим ещё одну диаграмму.
Выделить любую ячейку. Через меню Вставка/Диаграммы/Гистограмма создать диаграмму Линейчатая с накоплением.
13. Выделить диаграмму. Через меню Работа с
Диаграммами/Конструктор/Данные/Выбрать данные добавить ряд «Начало» и сделать его первым:
8
14. Установить следующий диапазон для столбца «Начало»: Работа с
Диаграммами/Конструктор/Данные/Выбрать данные
А также для столбца «Длительность, дн.»: Работа с
Диаграммами/Конструктор/Данные/Выбрать данные
15. В итоге получим следующую диаграмму
9
Синяя часть линейчатой диаграммы представляет собой длительность работы, а красная сдвигает начало выполнения работы в соответствии со столбцом «Начало» исходной таблицы.
16. Далее выделите диаграмму. Через меню Работа с Диаграммами/Макет/Оси/Основная
вертикальная ось/Справа налево установите порядок сортировки названий работ в диаграмме как в исходной таблице.
17. Выделите красную часть гистограммы и поменяйте заливку с красной на бесцветную.
Получим простую диаграмму Гранта:
10 18. Протестируйте работу диаграммы. В исходной таблице измените данные в столбце
«Начало» и «Длительность,дн.» Проиллюстрируйте как изменилось положение границ.
При всей наглядности, построенная диаграмма имеет ряд недостатков:
• Начала работ жестко фиксированы;
• Невозможно отобразить процент выполнения работ;
• Работы не связаны.
19. Заполните столбец «Ресурсы» и добавьте столбец «Стоимость ресурсов». Построить диаграмму Ганта для Ресурсов проекта.
Построение диаграммы Ганта с % Выполнения работ и связями между
работами
1. Запустите созданный в MS Excel проект. Добавьте Новый лист и переименуйте его
«Диаграмма Ганта – связи работ»
2. Скопируйте таблицу с листа «Диаграмма Ганта» и приведите её к следующему виду:
Столбец «Выполнено» содержит число дней соответствующее проценту выполнения работы
11
Столбец «Не выполнено» - Столбец «Длительность» минус столбец «Выполнено»
3. Построим диаграмму (Нормированная линейчатая с накоплением) со следующей информацией:
Задача – Начало работ – Выполнено дней – Не выполнено дней
Получим: