Файл: Из опыта работы учителя биологии и химии мбоу сш 38 города Смоленска.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формирование экологической культуры как одно из направлений духовно-нравственного воспитания школьников
(из опыта работы учителя биологии и химии
МБОУ «СШ № 38» города Смоленска
Бучинской Натальи Владимировны)
Свое выступление я хочу начать словами Андрея Анатольевича Плешакова: «Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения» .
В современном, динамичном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб, так как они во многом определяют возможности выживания человечества. И поэтому знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование – одно из актуальных требований современности.
В связи с этим экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде стало обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.
Переоценить важность экологического развития и воспитания учащихся переоценить невозможно. От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Формирование у школьников ответственного отношения к природе – это сложный и длительный процесс, но он необходим. И от того, насколько глубоко будут воспитаны нравственное отношение к природным объектам, желание трудиться на пользу природе, будет зависеть наше будущее.
В основной образовательной программе начального общего и основного общего образования формирование экологической культуры определено как одно из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников.
Что же понимают под экологической культурой? В соответствии с ФГОС экологическая культура – одна из ценностно-смысловых установок, проявляющаяся в таких личностных универсальных учебных действиях, как:
- умение соотносить свои поступки по отношению к природе с принятыми этическими принципами
, знаниями моральных норм экологического содержания;
- умение выделить нравственный или безнравственный аспект поведения в природе;
- ориентация в социальных ролях (роль защитника, хранителя или разрушителя природы);
- способность принимать и осознавать природу как одну из базовых ценностей наравне с такими, как «родина», «добро», «мир».
Я думаю, вы со мной согласитесь, что проблема формирования экологической культуры учащихся сейчас стоит как никогда остро, так как связана с будущей жизнью человечества. Опасность бездумного природопользования требует пересмотра взглядов на отношение людей к природе, ставит перед обществом и школой проблему поиска путей формирования экологической культуры личности с раннего детства.
Целью формирования экологической культуры школьников является создание педагогических условий, способствующих приобретению:
– экологических знаний (естественнонаучных, гуманитарных, технических, практических и др.);
– экологического мышления, включающего установление причинно-следственных (и др. видов) связей; выяснение причин, сущностей и путей решения экологических проблем; принятие решений в ситуациях нравственного выбора;
– экологического сознания (осознание сущности экологических законов, опасности экологических кризисов, морального выбора способа целесообразной деятельности и т.д.);
– культуры экологически оправданного поведения.
Проблемы формирования экологической культуры в образовательном процессе порождены тем, что современные учащиеся знают и понимают необходимость соблюдения экологических норм, но не связывают это знание с личностной значимостью для себя и своей жизни, с собственной ответственностью за каждый поступок, который может повлиять на состояние окружающей среды и неизбежно отразиться на жизни самих людей и потомков (сломал дерево - погубил будущий лес, выбросил конфетный фантик – превратил окружающую среду в свалку, оставил стеклянную бутылку в походе – вызвал пожар, и т.д.).
В результате анализа педагогической деятельности методического объединения естественно-математических наук и мо начальной школы я пришла к выводу, что экологическое образование в школе должно основываться на экологических знаниях, которые должны быть личностно-значимыми для учащихся, помогать им вырабатывать решения практических задач жизнедеятельности, видеть проблемы экологического характера и самостоятельно искать пути решения, выдвигая требования к другим на основе собственного ценностного отношения к природе.
Для решения данной проблемы мы знакомились с опытом работы педагогов, изучали методическую литературу, искали пути формирования экологической культуры в условиях обучения естественных наук, а также в деятельности экологических кружков и во внеурочной деятельности.
Мы определяем следующие направления работы по формированию экологической культуры:
1) познавательное направление способствует более глубокому расширению экологических знаний школьников во время учебного процесса (дидактические игры, экологические ситуации, беседы, самостоятельная работа с различными источниками информации, решение экологических задач, заочные путешествия, спектакли, викторины);
2) познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влиянием деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме (театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия);
3) познавательно-практическое направление работы основывается на изучении растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края. Оно связано с практическими делами и способствует привитию бережного отношения школьников к родной природе (озеленение класса, выращивание рассады для школьных клумб, изготовление кормушек, подкормка птиц);
4) исследовательское направление осуществляется в рамках экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, работы над проектами, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов, творческих способностей детей.
Начальная школа – одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.
Экологическое воспитание в начальной школе осуществляется как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В урочной деятельности работа по формированию экологической культуры осуществляется, в основном, на уроках окружающего мира. Содержание курса «Окружающий мир» обеспечивает естественнонаучную основу понимания младшими школьниками законов природы, необходимости ее охраны, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний об объектах живой и неживой природы. Также следует отметить, что для становления и развития ответственного отношения к природе, формирования экологической культуры младших школьников не последнюю роль играет содержание и других учебных предметов начальной школы, которые несут ту или иную информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах.
Познавательно-развлекательное, познавательно-практическое, исследовательское направления рассчитаны на внеурочную деятельность и реализуются через кружки «Что такое хорошо?», «Будь природе другом», «Юный эрудит», «Истоки», «Мой край родной», «Азбука Смоленского края», «Я – гражданин России».
Традиционным является участие учащихся младших классов нашей школы в различных экологических акциях: «Покормите птиц зимой», «День птиц», «Спасем Смоленские леса», «Мой город чистый», «Цветы любимой школе», «Поможем бездомным животным» и др., в международном игровом конкурсе «Человек и природа».
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для целенаправленного формирования экологического отношения к природе. Эффективность этого процесса обеспечивается благодаря созданию целостной системы воспитания младших школьников, все составляющие которой (когнитивная, эмоционально-чувственная и деятельная) направлены на воспитание ценностей, где природа занимает особое место.
Организуя образовательную деятельность при обучении школьников 5-9 и 10-11классов, мы соблюдаем принцип преемственности, продолжая работу над формированием экологической культуры. Так, при проведении уроков биологии, географии, химии мы расширяем и углубляем экологические знания обучающихся.
Так, например, в 5, 6 и 7 классах я расширяю знания об экологическом значении бактерий, грибов, растений в природе, о сложных биотических связях между изучаемыми объектами и живыми организмами, обитающими в той же экосистеме. При изучении классификации и многообразия растений и животных особое внимание уделяю редким и исчезающим представителям местной флоры и фауны, причинам, уменьшения их численности.
В 8 классе при изучении разделов «Строение и функции организма человека», «Индивидуальное развитие» подробно рассматриваю вопросы экологии человека, расширяю содержание влияния факторов окружающей среды на людей. Особенно акцентирую внимание учащихся на вопросы здорового и нездорового образа жизни, сравнивая последствия.
Так, 9 классе при изучении хромосомного набора клетки, митоза и мейоза, модификационной изменчивости, процессов фотосинтеза, биосинтеза белков, индивидуального развития организмов считаю обязательной необходимость расширять содержание, разъясняя зависимость данных понятий и биологических процессов от экологических факторов.
В программе 10 класса вопросы экологии затрагиваются лишь в теме «Развитие организма и окружающая среда» и частично в теме «Основные закономерности изменчивости». Такое количество часов, конечно, не может способствовать выполнению задач формирования экологического сознания учащихся. Поэтому в содержание практически каждого урока я добавляю экологическую информацию, связанную с конкретной темой урока.
В программе 11 класса рассматриваются вопросы взаимоотношения организма и среды, основ экологии, биосферы и человека. В эти темы добавляю региональные данные, информацию по Смоленской области, документальные факты.
Физическая география широко освещает все компоненты окружающей среды и их взаимосвязь; разнообразие изменений в природно-территориальных комплексах под воздействием антропогенных факторов; разнообразие ландшафтов и связанное с ними биоразнообразие; формирование культурных ландшафтов; проблемы экологического мониторинга в глобальном, региональном и локальном масштабе. Экономическая и социальная география сосредотачивает внимание на экологических аспектах геополитики, проблемах ресурсосберегающего природопользования, техногенных загрязнениях в связи с урбанизацией, на формировании качества среды жизни как социально-географической проблеме.
При изучении химии я обращаю внимание на роль элементного состава атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы в адаптации организмов к среде обитания; вещества и материалы, загрязняющие атмосферу, гидросферу, литосферу и биосферу; эколого- химические проблемы экономики: энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта; понятие о химико-экологическом мониторинге окружающей среды.
Формирование экологической культуры в 5-9 и в 10-11 классах происходит не только во время уроков, но и во внеурочной деятельности.
Учащиеся с удовольствием посещают предметные кружки по биологии, географии и химии, проводят исследования, создают проекты, достойно защищают их на муниципальном и региональном уровнях.
Таким образом, считаю, что, обращая внимание учащихся на экологизацию, расширяя информацию краеведческого, природоохранного направления