Файл: Воспитание на занятиях дополнительного образования история, основные формы и направления по дисциплине "Дополнительное образование детей история и современность".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Национальный социально-педагогический колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:_Воспитание на занятиях дополнительного образования: история, основные формы и направления

по дисциплине "Дополнительное образование детей: история и современность"


Выполнена студентом (кой) Дейцик Надеждой Витальевной

(Ф.И.О.)

Специальности 44.02.03. Педагогика дополнительного образования

номер группы 29 ПДО ИЗО-11/21А-2
Руководитель Чащинов Евгений Николаевич

(Ф.И.О.)

2023 г.


Содержание

Введение 2

Глава 1. Понятие и характеристика учреждений дополнительного образования 5

1.1. Понятие учреждений дополнительного образования, их цели, задачи и функции 5

1.2. Классификация учреждений дополнительного образования, их характеристика 8

1.3 Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций 11

Выводы по 1 главе 13

Глава 2. Осуществление воспитательного процесса на примере детского оздоровительного лагеря 15

2.1. Выявление уровня организаторских способностей подростков в детском оздоровительном лагере 15

2.2. Проверка программы развития организаторских способностей в детском оздоровительном лагере 19

Выводы по 2 главе 22

Заключение 23

Список использованных источников 25

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3
Введение

Актуальность исследования. По мере развития общества происходит развитие сферы образования и формирование различных институтов воспитания подрастающего поколения. К социальным институтам воспитания в нашей стране относится сложившаяся в практике и получившая научное подкрепление система внешкольной работы с детьми, которая начала формироваться в конце 19 века. Эта система формировалась в практике как система педагогически организуемой деятельности детей в свободное от основной учебы время. Прежде всего речь идет о созданных для детей, подростков и юношества внешкольных учреждениях в абсолютном разнообразии, о кружках и подобных им любительских объединениях по интересам, о детских и юношеских общественных организациях, а также об учреждениях социально-педагогической работы с детьми и их семьёй. В концепции усовершенствования российского образования подчеркивается, что организациям дополнительного образования принадлежит особая роль в развитии способностей, социального и профессионального самоопределения детей и подростков. Кроме того, с каждым годом все больше возрастает роль учреждений дополнительного образования детей в обеспечение занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга. Это свидетельствует о востребованности такой формы образования в обществе.


Объект исследования: усвоение и понимание особенности дополнительного образования у детей.

Предмет исследования: Навыки как средство формирования воспитания детей в учреждениях дополнительного образования.

Цель исследования: изучение особенностей воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования.

Исходя из цели, объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи:

1.изучить функции и задачи системы дополнительного образования детей и подростков;

2.проанализировать нормативно-правовую базу дополнительного образования детей и подростков;

3.выявить особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций;

4.охарактеризовать систему дополнительного образования подростков на примере детского оздоровительного лагеря.

Курсовая работа состоит из двух глав - теоретической и практической, а также из введения, заключения, списка литературы.


Глава 1. Понятие и характеристика учреждений дополнительного образования.

1.1. Понятие учреждений дополнительного образования, их цели, задачи и функции

Актуальность совершенствования системы дополнительного образования детей в современных условиях как социально-образовательной сферы, содержащей участников образовательного процесса и социума, обусловлена требованиями социальной и образовательной политики. На данный момент уже имеется немало различных идей дополнительного образования детей. Авторами установлены новые образовательные цели, выявлена новая система образовательных ценностей, рассмотрена сущность дополнительного образования детей. [1, c. 13] Сущность образования - один из факторов экономического и социального прогресса, направленный на: самореализацию личности, создание условий для ее реализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства. Сущность образования должно обеспечивать: формирование у обучающихся адекватные знания и образовательные программы; объединение личности в национальную и мировую культуру; Содержание образования должно поддерживать взаимопонимание и сотрудничество между людьми; способствовать развитию права обучающихся на свободный выбор умений и убеждений. Сущность образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. [1, c. 43] Концепция содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер) состоит из следующих структурных компонентов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления - знаний;

опыта репродуктивной деятельности, определенный в форме способов ее исполнения - умений и навыков; опыта творческой деятельности - в форме проблемных ситуаций; опыта эмоционально-ценностных отношений. Каждый из этих видов социального опыта представляет собой особый вид содержания образования: 1) знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Понимание этих знаний обеспечивает развитие в сознании ребенка верной картины мира, обеспечивает его правильным подходом к познавательной и практической деятельности; 2) опыт исполнения известных способов деятельности, реализация вместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт. Система всех интеллектуальных и практических навыков и умений, часть содержание этого опыта, является основой множества конкретных занятий и обеспечивает способность подрастающего поколения к сохранению социальной культуры; 3) опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых задач, зарождающих перед обществом. Он требует самостоятельного исполнение ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, реализация новых способов деятельности на основе уже известных. Этот вид социального опыта обеспечивает рост способностей у детей к дальнейшему развитию. Самостоятельность и инициативность как составляющая развития у человека умений творчески мыслить складывается у каждого индивидуально, но программировать их в содержании образования надо; 4) опыт ценностного расположения к объектам или средствам деятельности личности состоит не в знаниях и умениях, хотя и предполагает их. Отношение к миру, к самому себе и другим людям выражается в поведении человека, в участии практического и интеллектуального характера. Понимание ребенком социального опыта, устремлено на изменение его личного опыта. [2, c. 29] Все эти приведенные основы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Таким образом, сущность образования является главным условием учебно-познавательной деятельности ребенка, а также выступает инструментом создания и осуществления этой деятельности, и тем самым является средством удовлетворения личностных потребностей человека в обучении, развитии личности и формирования ее культуры. [2, c. 87] На современной ступени развития учреждений дополнительного образования выделяют функции[3, c. 44] : 1.Социальная функция направлена на: а) социального спроса (спрос социума, формирующийся на границе культуры, образования и здоровья народа); б) родительского спроса (понятие о том, что необходимо или что не хватает их ребенку: загруженность по времени, образование по дополнительным предметам, проблемы в семье, престижность занятий, здоровье) в) детского спроса (удовлетворение потребности развития, общение, досуга и времяпрепровождения. Детская потребность динамична, потому что она меняется по ходу развития личности, а также в зависимости от возраста и надлежащему ему типа ведущей деятельности); г) экономического спроса (вероятность заработка (основного, дополнительного, и т.д. - для взрослых и допрофессиональная подготовка - для детей); д) правоохранительного спроса (профилактика девиантного и асоциального поведения детей).


2.Психологическая функция направлена на: а) развитие (сформирования образовательного окружения, обеспечивающее условия для физического и психического развития детей: осуществление детских интересов, приобретение умении и навыков. Ребенок, не имея возможности проявить себя в домашней и школьной среде, может проявить себя в учреждениях дополнительного образования и в плане развития, и в плане самоутверждения);

б) компенсирование (психологическая компенсация неудач дома и в школе); в) релаксацию (возможность отдохнуть от строго контроля поведения в семье и в школе); г) консультацию (для педагогов, родителей и детей). [5, c. 70]

3.Образовательная функция направлена на: а) подготовку по дополнительным предметам (Например: спортивные секции, хореография и т.д. Это могут быть также и «школьные» предметы, если по определенным причинам в рядом расположенных школах отсутствуют учителя по этим предметам); б) преподавание профессионального образования (дизайн-студия, детская телестудия и т.п.); в) профессиональное самоопределение (обучение, которое направлено на удовлетворение познавательного интереса данного ребенка); д) социализацию (общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе возможность попытаться найти себя в разных сферах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, возможность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий и взаимодействий. [6, c. 8] Таким образом, актуальная задача педагогических коллективов внешкольных учреждений – создать структуры нового качества, нового содержания, бережно обращаться ко всему, что наработано и накоплено практикой. Главное помнить, что подросток приходит не на кружок, а в образовательное учреждение, которое берет на себя ответственность за его развитие.

1.2 Классификация учреждений дополнительного образования, их характеристика

Выделяют такие виды организаций дополнительного образования как: школа дополнительного образования, Дворец (Дом) культуры, клуб, станция, детский парк и др. Дополнительное образование делится: на общее и дополнительное профессиональное образование. В организациях общего дополнительного образования в основном обучаются ребята в возрасте до 18 лет, с целью общего культурного эстетического развития. В организациях дополнительного профессионального образования повышаю квалификацию и проходят профессиональную переподготовку взрослые, с целью получения и расширения новых знаний. К организациям дополнительного общего образования относятся: клубы, дворцы, станции, музыкальная и художественная школы. К учреждениям профессионального дополнительного образования можно отнести следующие учреждения: академии, институты повышения квалификации, учебные центры профессиональной переподготовки, курсы (школы, центры). [7, c. 139] При учреждениях высшего и среднего профессионального образования могут сформировываться структурные подразделения, которые ведут свою деятельность по 2-м направлениям: 1.Повышение квалификации, профессиональная переподготовка и подготовка педагогических кадров, состоящих в ведомствах высших и средних профессиональных учебных заведений; 2.Повышение квалификации, профессиональная переподготовка специалистов проводится в учреждениях высшего профессионального образования (эти функции выполняют факультеты, межотраслевые региональные центры, курсы повышения квалификации). В учреждениях среднего профессионального образования (к ним относятся отделения повышения квалификации и профессиональной переподготовки, и курсы повышения квалификации). [5, c. 13] Организации, имеющие лицензию, могут вести образовательную деятельность в сфере дополнительного образования и взрослых и детей, независимо от возраста и в учреждениях различных типов. К таким организациям можно отнести: дома знаний, учебные центры, народные университеты, и т.д. [7, c. 222] Учреждения дополнительного образования могут лучше организовать внеклассную и внешкольную работу учащимся. Учреждения дополнительного образования являются основной базой, на которой выстраивается все дополнительное образование. На данный момент действуют различные виды учреждений дополнительного образования. На протяжении всего времени виды учреждений дополнительного образования постепенно меняются. Различают такие виды учреждений дополнительного образования как: художественные, музыкальные и спортивные школы, школы искусств, школы танцев, студии, кружки, клубы и т.п. Рассмотрим самые интересные виды учреждений дополнительного образования. Для всех видов учреждений дополнительного образования должно быть отведено достаточное по площади количество помещений, которые обязательно содержат комнаты для занятий, гардероб, санузел и т.п. Для организаций художественного образования имеются четкие требования. Мастерские масляной живописи должны иметь площадь не менее 5м² на одного обучающегося. Высота потолка должна быть не меньше 3,6 м. Мастерская для акварельной живописи должна иметь площадь на одного обучающегося не меньше 4-х м², при высоте потолка не менее 3,6 м. Мольберты для живописи могут быть расставлены полукругом или «елочкой». К мастерским обязательно должна быть кладовая для хранения рисунков. [7, c. 268] Образовательные учреждения дополнительного образования формируют следующие этапы дополнительного образования: научно-технические, спортивно-технические, физкультурно-спортивные, художественно-эстетические, туристко-краеведческие, эколого-биологические, военно-патриотические, социально-педагогические, культурологические, естественнонаучные и многие другие. План приема детей во все учреждения дополнительного образования определяется уставом образовательного учреждения. Во всех учреждений дополнительного образования вся образовательная деятельность должна быть адресована на развитие творчества и самопознания у учащегося. Все учреждения дополнительного образования ставят перед собой цель- адаптация учащихся к жизни общества. Все учреждений дополнительного образования принимают запросы и потребности детей, национальные и культурные традиции. Во всех учреждений дополнительного образования проводятся массовые мероприятия, формируются условия для организации содержательного досуга. [8, c. 56] Таким образом, нестандартные условия дополнительного образования детей заключаются в высокой степени разнообразия, благодаря которой каждый может выбрать направление, согласно его интересам и склонностям, выбирать объем и темп освоения образовательной программы. Добровольно включаясь в образовательный процесс, ребенок и его родители доверяют педагогам свое самое ценное - свободное время, надеясь, что результат такого вложения станет эффективным развитием личности. [8, c. 74]


1.3 Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций

Отличительные черты того или иного вида воспитательных организаций складываются из целого ряда факторов. Тем не менее, было разумно в качестве первой особенности учреждений дополнительного образования детей указать - специфику вхождения ребенка в воспитательное учреждение. Посещение этих учреждения служит для ребенка добровольным, то есть исключает принуждение. Выражается это в том, что отсутствие его не может быть преградой для продолжения образования, приобретения профессии. Так как многочисленные учреждения дополнительного образования предлагают различные области, здесь больше проявляется характер отношений, когда ребенок и его родители выступают в качестве заказчиков образовательной услуги. Отсюда появляется такая специфическая черта учреждений, как постоянное привлечение детей, так как у педагога от этого зависит возможность реализовать образовательную программу. [8, c. 149] Добровольность вступления в воспитательную организацию обеспечивается возможностью выбора различных форм проявления себя, того или иного объединения, схожими по интересам; возможность переход с одного вида деятельности на другой в рамках одного объединения, позволяет индивидуализировать сроки и темпы выполнения программ. [9, c. 3] Такой значимый фактор как отсутствие строгих образовательных стандартов в учреждениях дополнительного образования и то, что педагог заинтересован в том, что бы ребенок посещал занятия вне сильной зависимости от академических успехов, задает такие особенности учреждения как: креативность (жизнедеятельности детских объединений), дифференциация воспитательного процесса (разноуровневость, возможность объединения ребят на основе общих интересов), индивидуализация (регулирование времени, темпа), обращенность к процессам самопознания (самовыражения и самореализации ребенка). Диалоговый характер взаимоотношений между педагогом и воспитанником в учреждениях дополнительного образования позволяет реализовывать индивидуальную педагогическую помощь детям. [9, c. 11] Первая группа проблем - негативное отношение ребенка к себе (это такие ситуации, как лишение ощущения самоценности, плохое самоуважение, неприятие себя). Вторая группа проблем - сфера самопознания (определения себя в актуальной жизни). Зачастую причина кроется в отсутствии опыта самопознания, самоопределения. В учреждениях дополнительного образования все эти проблемы становятся актуальными для воспитанника вследствие надобности осуществлять самоопределение в различных ситуациях. Третья группа проблем - процесс общения (некомпетентность воспитанника в этой сфере). Данные проблемы могут быть представлены через неполноту исполнения социальных ролей: юноша – девушка (неведение в сфере полоролевого поведения); собеседник – собеседник (грубость, неумение излагать свои мысли, слушать внимательно и уважительно); товарищ – старший товарищ (недопонимание с педагогами) и т.д. На данный момент условием эффективности индивидуальной педагогической помощи в организациях дополнительного образования является то, что воспитанник здесь готов принять помощь от воспитателя, у ребенка есть установки на контакт по поводу своих проблем, желание найти у педагога понимание, получить информацию или совет. [10, c. 37] Признанный характер диалога межличностных отношений между педагогом и воспитанниками в организациях дополнительного образования обусловлен сопоставлением с внешним миром ( предметом деятельности), по поводу которого и проистекает сотрудничество взрослого и ребенка. Из этого появляется следующее требование: подростку должен быть понятен смысл совместной работы. Диалоговый характер отношений воспитанника с воспитателем может приводить к «переворачиванию индивидуальности», когда подросток сам выступает в роли инициатора. Настоящий диалог в межличностном взаимодействии основывается на коммуникативной снисходительности педагога. Коммуникативная снисходительность проявляется в том, что по отношению к странным, вызывающим на первый взгляд недоумение явлениям в поведении подростка, доминирует стремление понять и принять эти факторы. Заканчивая первую главу курсовой работы, можно сделать вывод о том, что учреждения дополнительного образования детей как разновидность воспитательных организаций [10, c. 91]: 1) Представляют собой составную часть системы социального воспитания; 2) По содержанию работы и организационной структуре различаются большим разнообразием; 3) Во взаимоотношениях с общеобразовательной школой играют такую роль как - дополнение;