Добавлен: 14.02.2019
Просмотров: 919
Скачиваний: 8
Авторитарный политический режим является промежуточным между тоталитарным и демократическими режимами, переходным от одного к другому. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма. Переходный, промежуточный характер авторитарного режима определяет «размытость», нечеткость его свойств. В нем наблюдаются черты и тоталитаризма, и демократии. Главная его особенность состоит в том, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами жизни. В нем нет единой государственной, обязательной для всех идеологии, которая заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма. Управление осуществляется не столь жестким, как при тоталитарном режиме способом. Массовый террор отсутствует.
Авторитарные политические режимы, как правило, появляются на сцене истории тогда, когда власти намерены приступить к коренным реформам общественного строя и
Политический режим (государственный режим) — это совокупность методов, приёмов и форм осуществления политической власти в обществе.
Однако понятия «политическая власть» и «государственная власть» не тождественны.
Политическая власть включает в себя государственную власть, т.к. гос. власть является одним из видом политической власти.
Таким образом, элементом формы государства является не политический режим, а государственный режим, который характеризует методы осуществления государственной власти.
Существенные изменения государственного режима могут привести к изменению формы государственного правления и формы государственного устройства.
Стоит помнить, что политический режим и государственный режим нельзя противопоставлять, т.к. характер политического режима определяется характером государственного режима. Это обусловлено тем, что государство является центральным элементом политической системы общества.
В обычных условиях основные характеристики государственного режима и политического режима совпадают.
Виды политических (государственных) режимов:
1. демократический режим:
- наличие оппозиционных власти партий, общественно-политических организаций и объединений;
- критическое отношение к существующим структурам и формирование альтернативных политических институтов;
- осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, призванного обеспечить свободу и безопасность граждан от произвола тех, в чьих руках находится власть;
- требования полного освобождения экономической деятельности от надзора государства, свободы рыночных отношений, частной собственности, личной предпринимательской инициативы;
- развитие гражданских прав и свобод, гласности, значительное увеличение независимых источников информации и др.
2. либеральный (полудемократический) режим: Турция, Египет.
- в основном демократические методы формирования гос. органов;
- исполнительные, а не законодательные органы, выходят на передний план;
- нарушена система сдержек и противовесов;
- плохая защита прав и свобод человека;
- политическая оппозиция не одобряется;
- низкая политическая активность граждан;
- плохая связь общества с государством.
3. авторитарный режим: Тайланд, Сирия
- небольшое число носителей власти (диктатор, военная диктатура, олигархическая группа);
- неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётность их населению;
- игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;
- монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелостигражданского общества либо недоверия партиям со стороны населения).
4. тоталитарный режим:
- идеологический абсолютизм (тоталитарный режим — это сверхидеологизированный режим, в котором политика всецело подчинена идеологии, и ею же определяется);
- единовластие одной партии (тоталитарный режим олицетворяет однопартийная система, и вся общественная жизнь строится на началах «партизации», т.е. знает только санкционированные партией структуры и формы);
- организованный террор и репрессии (одним из фундаментных оснований тоталитарного режима является предельная концентрация страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются подчинение и повиновение масс);
- монополия власти на информацию (при тоталитарном режиме все средства массовой информации подчинены партии и государству и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу слова и инакомыслие);
- централизованный контроль над экономикой (экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной (полностью огосударствленной), т.е. выступает не иначе, как концентрированное выражение политики);
- милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»).
В юридической литературе отмечается[74], что в научный оборот понятие источник права ввели римские юристы. Формы (источники) права как понятие характеризуют связь права с государством, поскольку именно государственная воля опосредует связь права с объективно существующими отношениями[75].
Понятие формы (источника) права может означать следующее::
· источниками права считают те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания либо изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, а также правовой системы в целом. Такого рода источники называют материальными источниками права;
· под источниками права понимают такие фундаментальные правовые акты, исторические памятники, которые оказали значительное влияние на развитие как национального, так и зарубежного права[76];
· источники права традиционно рассматриваются в виде «способа выражения государственной воли»,способа установления правовых велений или «способа, которым правилу поведения придается государственной властью общеобязательная сила».
Одним из объективных свойств права как социального регулятора является его формальная определенность, т.е. определенность по форме. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, внешне выражены, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права нельзя признать наличными, существующими, не говоря уже о том, что они без внешнего объективирования не смогут регулировать поведение[77].
Если содержанием права является совокупность правил поведения (норм), а его внутренней формой выступают способы образования каждой отдельной нормы права и объединения всех норм права в единую систему, то внешняя форма, илиисточник права,есть совокупность способов формирования, своеобразного «документирования» государственной воли.
Формы выражения правовых норм, как показывает мировая практика, могут быть различны: они могут быть выражены в общем виде, абстрактно на основе властного решения, либо на примере разрешения конкретного дела, которому придается общеобязательное значение при разрешении всех последующих аналогичных дел, либо выражены как результат договорной практики правотворческих органов, а могут быть просто санкционированы государством и т.д. В этой связи, следует говорить о формировании круга правовых документов, которые следует рассматривать в качестве источников права (нормативный акт, санкционированный правовой обычай, нормативный договор и др.). Таким образом, именно с определением документальной характеристики источника следует связывать специально-юридический (формальный) аспект понятия источник права[78]. Под формальным источником права имеется в виду форма внешнего выражения положений (содержания) действующего права[79].
В мире существовало и существует огромное множество форм (источников) права. Каждая система права имеет свои конкретно определенные источники права. В целом (применительно к разным системам права) известны следующие основные виды источников (форм)позитивного права: правовой обычай, юридический прецедент, юридическая доктрина (так называемое «право юристов»), религиозный текст («священные книги» различных религий), нормативно-правовой договор, нормативный правовой акт, правосознание, общие принципы права.
1. Исторически первой формой (источником) права является
правовой обычай, под которым понимается санкционированное государством в качестве общеобязательных норм права правило поведения, утвердившееся в обществе как простой обычай в результате длительной во времени повторяемости и ставшее традицией, т.е. правило, передающееся из поколения в поколение до тех пор, пока не попало в орбиту государственных интересов.
Достоинства правового обычая:
- возникает не сверху, а снизу и поэтому способен полнее, нежели другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;
- выражает существующие в обществе закономерности и, соответственно, является более объективным;
- доводится до субъектов права в устной форме, простым и доступным языком;
- в большинстве случаев исполняется добровольно, поскольку основан на привычках;
- позволяет учитывать специфику регулируемых общественных отношений.
Недостатки правовых обычаев:
- относительная неподвижность, неспособность оперативно реагировать на быстро изменяющиеся общественные отношения;
- неопределенность, поскольку правило поведения текстуально нигде не фиксируется;
- небольшая сфера распространения, его локальный характер[82].
2. Юридический прецедент– это письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее нормой, эталоном, образцом (правилом поведения) при рассмотрении всех последующих подобных дел в будущем. Данное первичное решение становится обязательным для всех, иными словами, получает государственную поддержку.
Достоинства правового прецедента:
- является результатом логики и здравого смысла, что приводит к адекватному и точному урегулированию конкретного случая;
- имеет большую силу убедительности, поскольку аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством ссылок на законодательство;
- имеет гораздо больший динамизма, чем нормативный акт.
Недостатки судебного прецедента:
- не имеет того авторитета и обязательности, который присущ нормативному акту;
- не исключает возможность произвола;
- не определен объем его действия[83].
3.Юридическая доктрина как источник права - это разработанные и обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу. Обязательные доктринальные правоположения принято называть «правом юристов».
4. Религиозные тексты в качестве источника права — это священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в соответствующих системах религиозного права(христианского канонического права, индусского права, иудаистского права, мусульманского права). Так, Коран и Сунна, иджма, кияс, фетва и др. являются главными источниками мусульманского права.
5.Нормативно-правовой договор как источник права — это соглашение между различными субъектами права, содержащие правовые нормы. Такие договоры не только устанавливают права и свободы сторон, но могут быть направлены на установление норм права, которым обязуются на будущее время подчиняются их участники. Они имеются как в сфере частного, так и публичного права.
Виды договоров нормативного содержания:
1. По числу участников: двусторонние и многосторонние.
2. По предмету правового регулирования: в международном праве, конституционном праве, трудовом праве, гражданском праве и других отраслях.
Особенностью нормативного договора от других источников права является то, что он устанавливается не властным решением, как нормативный правовой акт, а добровольным соглашением правотворческих субъектов. Стороны занимают друг по отношению к другу относительно автономное положение. Нормативный договор как специфический источник права отличается более гибким подходом в определении круга субъектов, имеющих право на его разработку и заключение.
Договорное право является приоритетным источником права в международном публичном праве и в ряде отраслей национальных систем права – конституционном, трудовом, международном частном праве.
По критерию действия в пространстве нормативные договоры делят на две основные группы: внутригосударственные договоры и международные договоры Российской Федерации. Конституция РФ устанавливает следующие виды внутригосударственных нормативных договоров:
1. Федеративный договор от 31 марта 1992 года – договор о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и органами государственной власти ее субъектов;
2. Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (республик в составе Российской Федерации, краев и областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);
3. Договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и др.
Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы России. Если международным договором установлено иное положение, чем в законе, то применяется международный договор.
6.Нормативный правовой акт– это письменный официальный документ, принятый в определенной законом форме и процедуре, направленный на возникновение, изменение или отмену обязательных правовых предписаний, рассчитанный на многократное применение, длительное существование, регулирование общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии. Этим он и отличается от других актов, рассчитанных на однократное действие, - актов применения права, актов толкования права. На практике можно встретить смешанные акты, содержащие и нормы права, и индивидуальные предписания применения права. Он рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно.
Признаки нормативно-правового акта:
1) Нормативный правовой акт образуется в результате правотворческой деятельности компетентных органов. Это, как правило, государственные органы. В особых случаях нормативный правовой акт может быть принят в результате прямого народного волеизъявления (референдума).