Файл: Карточек при обучении грамматике в начальной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ

КАРТОЧЕК ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Представляем вариативные дидактические карточки для учащихся четвертых классов, направленные на формирование грамматических навыков использования в речи настоящего простого времени.

Е.И. Пассов выделяет три главных вида работы при формировании грамматических навыков: экспозиция, презентация нового грамматического материала, автоматизация речевого материала [Пассов 2010: 401].

Для того чтобы придать цельность работе с вариативными карточками, мы положили в их основу идею о жизни воображаемого героя, которого назвали Джоном. В заданиях отражаются обязанности и привычки этого персонажа и его семьи.

Для презентации грамматического явления мы разработали наглядный материал, представляющий собой карточки с таблицей. В ней отражены утвердительные, вопросительные и отрицательные грамматические формы настоящего простого времени. Учителю следует прокомментировать каждую из них. Необходимо пояснить символы, которые используются в таблице. Детям будет удобно работать с последующими упражнениями, глядя на схемы, поэтому учителю следует позаботиться о том, чтобы количество данных карточек соответствовало количеству учеников в классе (см. Приложение 1).

Также на этапе презентации грамматического явления учебным площадкам A и B предлагается работа с карточкой, предполагающей составление ментальной карты. Учащиеся распределяют работу внутри группы самостоятельно. Упражнение направлено на узнавание тех или иных
грамматических форм настоящего простого времени. Оно также учитывает потребность детей младшего школьного возраста в рисовании (см. Приложение 2).

Есть упражнение, направленное на узнавание грамматических форм. Первая часть предполагает соединение начала и конца предложений. Вторая часть задания составлена на основе первой.

Полученные предложения нужно выписать отдельно и представить их форму схематично при помощи ранее обозначенных символов. Учитель предлагает детям сначала выполнить задания самостоятельно, а затем сверить свои ответы внутри группы (см. Приложение 3).

Следующий вид работы при формировании грамматических навыков – автоматизация. На данном этапе предполагается выполнение упражнений на имитацию, подстановку, трансформацию и репродукцию [Пассов 2010: 401].

Карточки, содержащие задание на подстановку предполагают групповую работу внутри каждой учебной площадки. Оно направлено на первичное закрепление материала. Содержание упражнения следующее: члены семьи и друг Джона рассказывают о своих обязанностях и привычках. Их высказывания сопровождаются картинками, при этом смысловые глаголы пропущены. Задача обучающихся заключается в том, чтобы подставить правильный глагол (см. Приложение 4).

Далее учитель предлагает детям выполнить задание на трансформацию. Предполагается, что данное упражнение выполняется каждым обучающимся индивидуально. Каждый ребенок получает карточку, на которой представлен небольшой текст. Их задача раскрыть скобки, вставляя нужную форму глагола. Данный текст повествует о том, как Джон проводит каждое утро (см. Приложение 5).

Далее учитель

переходит к репродуктивным упражнениям. Обучающимся предлагается задание, основанное на прочитанном тексте. Работа организуется следующим образом. Один представитель от каждой учебной площадки подходит к учителю за карточкой. Учитель сообщает, что остальные участники группы не должны видеть то, что в ней написано. На карточке представлена таблица. В левой колонке даны вопросы по содержанию текста. В правой колонке даны ответы на них. Задача ребенка, у

которого на руках карточка, задать эти вопросы внутри группы, сверить ответы своих товарищей с тем, что написано в правой колонке, а также при необходимости исправить ошибки, которые могут допустить отвечающие. При работе с данным упражнением учителю следует обратить особое внимание на то, как с ним справляются обучающиеся из групп C и D. Учитель может подойти к детям, послушать, как они отвечают на предложенные вопросы, при необходимости мягко и тактично исправить ошибки и поддержать.

Далее группе A предлагается выполнить следующее задание. Учащиеся получают карточку с предложениями. Задача заключается в том, чтобы составить из разрозненных предложений сказку, то есть организовать предложения в такой последовательности, чтобы они были связаны друг с другом по смыслу. Предложения на карточке рекомендуется разрезать и разложить в нужном порядке, а также пронумеровать. После этого дети должны представить сказку. Один или несколько
участников учебной площадки жестами показывают то, что говорят другие члены группы. Каждый обучающийся, комментирующий действия, должен озвучить несколько предложений. Условием является то, что учащиеся не должны читать предложения. Они должны попытаться воспроизвести их по памяти (см. Приложение 6).

В это время группам B и C предлагается работа в парах внутри своих групп. Каждая пара получает карточку с заданием. Оно подразумевает составление диалога (см. Приложение 7). Далее дети представляют свои диалоги перед классом.

Ряду учащихся может быть предложено, описать день какого-либо персонажа. Задание подразумевает индивидуальную форму работы. Обучающиеся могут выбрать героя из предложенных на карточке или придумать своего. На карточке также даны привычки и обязанности изображенных персонажей. Учителю необходимо пояснить, что дети могут дополнить список перечисленных действий героев самостоятельно. Работа может быть сдана в письменной форме (см. Приложение 8).

Вариативные карточки можно использовать при групповой, парной и индивидуальной работе в зависимости от конкретной ситуации на уроке.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Наглядный материал (карточка с таблицей) Card 1.


подлежащее

вспомогательный глаголсмысловой глагол

многоточиедругиевторостепенныечленыпредложения













I

You We They



I get up early every day

?

DO

Do you get up early every day?


don’t

I don’t get up early every day

He She It



S
He eats fruit every day

?

DOES


Does she eat fruit every day?


doesn’t

She doesn’t eat fruit every day

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Карточка с заданием, которое предполагает составление ментальной карты


Card 2.

Makeupa mindmap.Drawpicturesor