Файл: Практическое задание 1 Практическое задание Конвергентный подход в образовании.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание 2.1
Практическое задание «Конвергентный подход в образовании»
-
Какова роль конвергенции наук и технологий в процессе формирования «Школы Будущего»?
Укрупнение коллективов, проектный подход, межотраслевой характер технических результатов, являющихся результатом взаимопроникновения различных научных дисциплин «Технический мир» приобретает самостоятельный статус, начинает определять характер развития как науки, так и всех социокультурных процессов. Однако предметная специализация и разделение труда в науке еще доминируют. Почти отсутствует культура «конвергентных сообществ».
Современная школа во многом остается «наукоцентричной», причем главным стандартом науки полагается методологический стандарт классического естествознания с его дисциплинарной разобщенностью. Проектно-исследовательские формы работы стали частью повседневной жизни школы, но они пока еще не связаны напрямую с реализацией конвергентного подхода.
Необходима разработка новых типов коммуникативного взаимодействия отдельных проектных групп («проектных мастерских») в масштабах школы или объединения школ.
2.Разработайте фрагмент сценария урока, содержащего двухуровневую цель (например, естественнонаучную и технологическую составляющие) и хотя бы один значимый этап урока («Рассуждаем», «Изучаем», «Исследуем», «Анализируем», «Проектируем», «Конструируем») с описанием деятельности учителя и учащихся на этом этапе
Матрица технологической карты урока
Предмет: | Геометрия |
Класс: | 8 класс |
Тип урока: | Урок усвоения новой учебной информации |
Форма урока: | групповая, индивидуальная |
Технологии: | Технология коллективного обучения |
УМК: | «Геометрия 7-9» (авторы: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев) |
Тема | Теорема Пифагора |
Цели: | |
- содержательная (образовательная): | Дать понятие о теореме Пифагора, о многообразии способов ее доказательства, первичное применение теоремы для решения задач. |
- деятельностная: | Способствовать развитию познавательных, общеучебных, коммуникативных, рефлексивных компетенций обучающихся, развивать внимание, логическое мышление. |
Задачи: | личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности; метапредметные: уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, уметь ориентироваться в учебнике, уметь составлять алгоритм действий; предметные: Понимать, что такое «теорема Пифагора», знать как найти неизвестную сторону прямоугольного треугольника при помощью теоремы Пифагора. |
Основные понятия: | Теорема Пифагора. |
Межпредметные связи | Связь с алгеброй, историей, географией (исторические сведения о жизни Пифагора). |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник, раздаточный материал. |
Формы контроля: | Групповая и индивидуальная. |
Организация образовательного пространства урока | ||||
I. Организационный (мотивационный). Цель: создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Приветствует учеников. Создает эмоциональный настрой. Проверяет готовность к уроку. | Настраиваются на работу. Рисуют соответствующий настроению символ. | Учитель предлагает нарисовать на листочке эмоцию, которая соответствует настроению ученика (смайлик). | Самоопределение. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
II. Целеполагание Цель: постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно: выбор (проектирование) способов и средств ее реализации. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Подводит учеников к формулированию темы, цели, постановке задач урока. | Обсуждают решение задачи, осуществляют взаимопроверку.Называют тему урока, формулируют цель. | Ученики строят прямоугольный треугольник, называют его элементы, заполняют предлагаемую таблицу, проверяют свои идеи с помощью учебника. | Умение оформить свои мысли в устной форме. Целеполагание. Планирование учебной деятельности. | Формирование уважительного отношения к иному мнению. Определение общей цели и путей ее достижения. |
III.Актуализация знаний (предметных, метапредметных и личностных результатов) Цель: первичная рефлексия: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»(фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии) — контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном в целях обнаружения отклонений и отличий от эталона, то есть постановка проблемы исследования | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Делит учащихся на 2 группы. Дает группам задания. Курирует работу групп. | Учащиеся работают группой. Выбирают, кто будет давать определение, кто приводить примеры, кто рисовать. | Задание для всех групп одинаковое: прочитать различные способы доказательства теоремы Пифагора, составить план доказательства, записать пошаговое доказательство, подготовить устный отчет от группы. | Умение систематизировать изученный материал, схематично представлять его. Умение грамотно и развернуто построить свой ответ. Умение аргументировать свою точку зрения. | Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Освоение способов решения проблем творческого характера. Умение видеть изученные явления. |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель: первичное проектирование индивидуального маршрута приращения нового. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Решение задач по готовому чертежу | Работа в парах с соревновательным элементом. | Проговаривают решение задачи сначала фронтально, а затем в парах. Формулируют теорему Пифагора. | Анализ объектов для выделения свойств и признаков объектов, самоконтроль и самооценка процесса и результатов деятельности | Умение применять теорему при решении задач, связанные с нахождением площади геометричесих фигур. |
V. Первичное закрепление (фиксация предметных, метапредметных и личностных результатов). Цель: построение, фиксация и применение нового (предметных, метапредметных и личностных результатов) — включение нового в систему усвоенного; закрепление нового при выполнении практических заданий; первичное проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученной теме, в формировании метапредметных и личностных результатов. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Дает письменное задание. Осуществляет контроль и правильность его выполнения. | Один ученик у доски. Остальные работают самостоятельно в тетрадях. После выполнения задания обмениваются в парах тетрадями, проверяют друг друга. | Упр. 487 из учебника. Составить схему поиска решения задачи. Выделяют условия и требования задачи, выделяют необходимые свойства равнобедренного треугольника для решения задачи. Записывают схему поиска решения задачи в тетрадях и на доске | Умение адекватно оценить работу одноклассника. Умение видеть свои и чужие ошибки. | Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, структурирование информации и знаний |
VI. Диагностика (самодиагностика), рефлексия предметных, метапредметных и личностных результатов. Цель: самопроверка умений применять новое в типовых условиях - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Дает установку на рефлексию. | Рефлексия предметных, личностных результатов. | - Продолжите фразу «Сегодня на уроке я узнал (а)…». | Самооценка своей познавательной деятельности, осознание пробелов. | Умение обобщать информацию и выделять главное. |
VII. Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Раздает оценочные листы. | Учащиеся ставят друг другу оценки (представитель группы или коллективно). | Оценивают свою работу на уроке и работу друг друга. Выставляют оценки в оценочный лист, отдают его учителю. | Умение договориться, корректно оценить работу одноклассника. | Осознание пройденного пути, систематизация полученного опыта, сравнение своих успехов с успехами других учеников. |
VIII. Проектирование дифференцированного домашнего задания. Цель: составление индивидуального маршрута выполнения домашнего задания как части коллективного проекта в соответствии с индивидуальными возможностями и предметной подготовленностью учащегося. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Дает диф. домашнее задание. Собирает оценочные листы. | Записывает домашнее задание, выбирает то задание, которое ему больше подходит. | Составить из геометрических терминов такой кроссворд, чтобы по вертикали было слово ПИФАГОР. | Самоопределение. | Планирование индивидуальной познавательной деятельности. |