Файл: Программа профессиональной переподготовки Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (144).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"

Программа профессиональной переподготовки

Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (144)

Дисциплина: Модуль 2. Основы логопедической работы по преодолению речевых нарушений при расстройствах аутистического спектра (РАС)

Практическое задание 3, Модуль 2. Основы логопедической работы по преодолению речевых нарушений при расстройствах аутистического спектра (РАС)


Выполнил:

слушатель Харченко Людмила Николаевна

Преподаватель:

Иванчикова Юлия Геннадьевна

г. Москва – 2023

Речевой компонент

Задания

Обследование звуковой стороны речи

При обследовании звуковой стороны речи употребляется набор предметных картинок, в названия которых входят проверяемые звуки в начале, в середине, в конце слов.

В случае неправильного произношения звука в слове предлагается произнести то же слово по подражанию, а также слоги прямой и обратный с этим звуком.

Отметить характер неправильного произношения звуков: звук опускается, заменяется другим звуком постоянно или только в некоторых словах; искажается.

Выделяются следующие группы звуков:

  1. Гласные: а, о, у, э, и, ы.

  2. Согласные:

  3. Свистящие, шипящие, аффрикаты с, с*, з, з*, ц, ш, ж, ч, щ и звуки т*, д*, которые нередко смешиваются или заменяются в произношении с указанными звуками.

  4. Сонорные р, р*, л, л*, j.

  5. Глухие и звонкие п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж и мягкое их звучание за исключением звуков ш-ж, которые всегда являются твердыми, фрикативный х, так как он может смешиваться со звуками к и г.

  1. «Посмотри и произнеси»

 Цель. Определить умение ребенка правильно произносить гласные и согласные звуки речи изолированно.

Содержание. Логопед показывает картинки и предлагает произнести соответствующие звуки:

Аня плачет - ААА     Вова удивился - ООО

Дети в лесу – АУ!         Малыш плачет УА!

Самолет летит -УУУУ         Ослик кричит– ИИИ

Чайник свистит – ССС       Комар звенит – ЗЗЗЗ

Змея шипит – ШШШ     Жук жужжит – ЖЖЖ

Инструкция. «Посмотри на картинки скажи, кто какие звуки издает»

  1. «Назови картинки»

Цель. Определить умение ребенка произносить звуки в словах

Содержание.  Логопед предлагает ребенку назвать слова с использованием предметных картинок.

Инструкция. «Посмотри на картинки и назови их»

С: собака, усы, нос

Сь: сено, василек, гусь

Ззонт, коза

Зь: зима, магазин

Ц: цветы, яйцо, индеец

Ш: шапка, машина, камыш

Ж: жук, жёлудь, ежи

Ч: чайка, очки, ключ

Щ: щука, вещи, плащ

Л: лампа, пила, пол

Ль: лев, колесо, соль

Р: рак, помидор, топор

Рь: река, варенье, дверь

При необходимости можно расширить набор картинок, чтобы уточнить произношение других согласных звуков (б, п, д, т, г, к, х, й)

  1. «Эхо»

Цель. Определить умение ребенка правильно произносить звуки в слогах и словах.

Содержание. Логопед предлагает ребенку повторить следующие слоги и слова:

са, са – оса, коса, со, со – колесо,

ся, ся – Ася, сядь, сё,сё – сёмга, всё,

за, за – закат, заря, зу, зу – зубы, зубр

ца, ца – овца, лужица, ец, ец – кузнец, молодец

ша, ша – шапка, шаг, ыш,ыш – мышь, камыш

жа, жа – жар, межа жи,жи – жир, ужи

ча, ча – чайка, чай ач, ач – грач, врач,

ща, ща – роща, ащ, ащ – плащ,

ла, ла – лапа, лак, ол, ол – пол, стол,

ра, ра – рама, рак, ир, ир – пир, мир и т.д.

Инструкция. «Послушай и повтори правильно»

  1. «Запомни и повтори»

Цель. Проверить состояние звукопроизносительной стороны речи в процессе проговаривания скороговорок.

Содержание. Логопед предлагает ребенку поиграть. Логопед медленно произносит скороговорки, и просит как можно точнее повторить.

У насоса длинный нос,

Он свистит как пылесос.

На зимнем небе в морозы

Загораются яркие звезды.

Из колодца две девицы

Носят вёдрами водицу.

У четырех черепах

По четыре черепашонка. и т.д.

(Каждую скороговорку повторять не более двух-трех раз.)

Инструкция. «Я произнесу скороговорку, а ты внимательно послушай, и повтори как можно точнее».

Обследование голосовой функции

    1. «Громко - тихо»

 Цель. Определить умение менять силу голоса.

Содержание. Логопед предлагает ребенку произнести как гудит большой самолет УУУУУ (громко), и как гудит маленький самолетик: уууу (тихо). Большая девочка плачет: АААААА, маленькая девочка плачет: ааааааа

Инструкция:«Покажи, как гудит большой самолет, как гудит маленький самолетик?» и т. д

    1. «Чей голосок?»

Цель. Определить умение повышать и понижать тон голоса.

Содержание.  Логопед показывает картинки с изображениями кошки-котенка, козы - козленка, и произносит звукоподражания «тоненьким» голосом и  «низким» голосом

Инструкция.  «Как кошка мяукает? Мяу-мяу-мяу (низким голосом). Как котенок мяукает?..(тоненьким голосом)»

    1. «Теремок»

Цель. Определить умение менять высоту голоса

Содержание. Логопед предлагает вспомнить сказку, сопровождая свою речь показом иллюстраций. Затем задает ребенку вопросы. Ребенок, отвечает на вопросы, меняя соответственно высоту голоса.

Инструкция. «Вспомни, каким голосом говорила мышка-норушка…, и каким голосом говорил медведь-косолапый?

    1. «Волшебство»

Цель. Способность использования основных видов интонации.

Содержание. Логопед произносит одну, и туже фразу с разной интонацией: удивленно, радостно, грустно, затем предлагает ребенку повторить.

Снег идет.

Пойдем гулять.

Наступила весна.

Инструкция. «Послушай и повтори так же как я»

Обследование просодической стороны речи

  1.  «Хлопушки»

Цель. Особенности ритмической стороны речи.

Содержание. Логопед предлагает ребенку прослушать, как можно прохлопать, знакомые мелодии песенки «Жили у бабуси два веселых гуся», «В траве сидел кузнечик», затем просит повторить.

Инструкция. «Прохлопай мелодию»

  1. « Стихотворение про козленка»

Цель. Определить особенность темпа речи.

Содержание. Ребенку предлагается прослушать стихотворение А. Барто «Козленок» в разном темпе и затем аналогично воспроизвести.

Инструкция. «Послушай и повтори в том же темпе, как я»

  1. «Песенки»

Цель. Определить особенность воспроизведения логического ударения.

Содержание. Логопед демонстрирует образец слоговой цепочки. Затем просит ребенка повторить:

ПА-па-па       та-та-ТА                  МА- ма-ма

Па- ПА-па     ТА-та-та                   ма- ма- МА

Па-па-ПА         та- ТА- та                 ма-МА-ма

Инструкция. «Повтори как я»

  1. «Прогулка под счет»

Цель. Определить правильность расстановки пауз в речевом потоке

Содержание. Ребенку предлагается повторить все действия за логопедом: маршировать и считать раз, два, три, четыре, пять, затем продолжать маршировать и считать до пяти про себя в том же темпе.

Инструкция «Внимательно смотри и делай, как я»

Обследование фонематического восприятия

  1. « Кто как голос подает?»

Цель. Проверить уровень слухового восприятия близких по звучанию звукоподражаний

Содержание. Логопед перед ребенком раскладывает картинки или игрушки животных (кошки, коровы, козы)

Инструкция: «Покажи, кто кричит МУ, МЕ, МЯУ»; «Скажи, как мычит корова, мяукает кошка, кричит коза».

  1. «Покажи картинку»

Цель. Выяснить умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию

Содержание. Перед ребенком логопед раскладывает парные картинки:

Коса-коза; мишка-миска; уточка-удочка; кот - кит

Инструкция. «Покажи, где коса, а где коза» и т. д

  1. «Разные цепочки»

Цель. Умение воспроизводить слоговые пары (ряды) в заданной последовательности.

Содержание. Ребенку логопед предлагает поиграть в игру «Разные цепочки». Логопед произносит пары (ряды) слогов и просит ребенка их повторить.

Инструкция. «Слушай внимательно и повторяй и за мной:

па- ба                   та-да                  ка-га

(па-ба-па)             (та-да-та)          (ка-га-ка)

  1. «Прятки»

Цель. Проверить умение ребенка выделять определенный гласный из звукового ряда

Содержание. Логопед предлагает ребенку поиграть в игру «Прятки». Ребенок должен поднять руки вверх, если он услышит гласный звук- а- (у, и).

Логопед произносит ряд звуков: а,м,и,с,у,п,а,у,и,а и т.д.

Инструкция. «Я буду произносить разные звуки, а ты подними руки вверх, если услышишь звук -А-

Обследование понимания речи

  1. «Части тела»

Цель. Выяснить, может ли ребенок показать части своего тела и части тела куклы, игрушечных животных.

Содержание. Логопед просит показать, где у ребёнка рука, нога, где лапа у зайчика, где голова у куклы.

Инструкция. «Покажи, где твоя рука», «Где лапка у зайчика?»

  1. « Игрушки»

Цель. Выявить умение ребенка выделять определенную игрушку среди других. Умение выполнять действия по словесной инструкции.

Содержание. Перед ребенком раскладывают игрушки.

Инструкция. «Покажи куклу (машинку, пирамидку, мячик)»; «Возьми машинку (куклу, пирамидку…)»; «Дай мне пирамидку (куклу, машинку, мячик)».

Если ребенок справляется с заданием, логопед предлагает узнать данные игрушки по картинкам.

  1. «Один - много»

Цель. Выяснить понимание ребенком единственного и множественного числа имени существительного.

Содержание. Перед ребенком попарно логопед раскладывает картинки: кот-коты; мяч-мячи; кукла-куклы; стул-стулья

Инструкция. «Покажи, где кот, а где коты…»

  1. «Найди картинку»

Цель. Выяснить понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.

Содержание. Логопед перед ребенком раскладывает предметные картинки. Ребенок должен найти картинку среди других, ориентируясь на вопросы логопеда.

Инструкция. «Посмотри на картинки и найди, чем чистят зубы? Чем рисуют? Что наденешь на голову, когда пойдешь гулять?»


Обследование лексического запаса

  1. «Назови, что это?»

Цель. Уточнить понимание конкретных существительных, объем номинативного словаря.

Содержание. Логопед последовательно предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением различных предметов и назвать их.

Инструкция. «Назови, что это?»

  1. «Кто, что делает?»

Цель. Уточнить объем предикативного словаря

Содержание. Логопед последовательно предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением различных действий и ответить на вопросы по картинкам.

Инструкция. Что делает девочка? (Спит)

Что делает мальчик? (Ест)

Что делает самолет? (Летает)

Что делает машина? (Едет)

Что делают рыбки? (Плавают)

  1. «Красивые слова»

Цель. Уточнить признаки предметов.

Содержание. Логопед предлагает ребенку правильно подобрать слова - признаки к заданным картинкам или игрушкам

Инструкция. «Вот мяч. Какой мяч? Мяч красный, круглый. А какой огурец? (Какое солнце? Какое печенье? Какая косынка?...)

  1. «Назови, одним словом»

Цель. Проверить умение обобщать, одним словом, предметы и изображения на картинках, сгруппированные по функциональному признаку.

Содержание. Ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением одежды, овощей, игрушек и т.д. и назвать их одним словом. Серии картинок предъявляются последовательно.

Инструкция. «Посмотри на картинки и назови одним словом».

Обследование грамматического строя

  1. «Назови детенышей»

Цель. Образование существительных, обозначающих детенышей животных

Содержание. Перед ребенком логопед раскладывает картинки с изображением детенышей животных.

Инструкция:  «Посмотри и назови детенышей животных »

У кошки – котенок у собаки – щенок

У козы – козленок у курицы – цыпленок и т.д.

  1. «Назови правильно»

Цель. Проверить наличие у ребенка в речи образование прилагательных с существительными (относительных).

Содержание. Логопед предлагает ребенку последовательно рассмотреть картинки.

Инструкция: «Посмотри на картинку и послушай, как я скажу: кукла из бумаги – бумажная. А теперь ты смотри и называй.

Шляпа из соломы – … суп из грибов - …

Варенье из вишни -…. лист от дуба - …

  1. «Назови ласково»

Цель. Проверить наличие у ребенка существительных в уменьшительно - ласкательной форме.

Содержание. Логопед предлагает ребенку рассмотреть и назвать картинки с изображением большого и маленького предметов.

Инструкция: «Вот это большой мяч, а это маленький мячик. Я буду называть большой предмет, а ты маленький»

Дом- домик                  стул-стульчик

Елка - елочка         кольцо - колечко

  1. «Найди игрушку»

Цель. Проверить наличие у ребенка простых предлогов.

Содержание. Логопед предлагает ребенку найти игрушки.

Инструкция: «Посмотри на игрушки. Скажи, где сидит мишка:

на стуле_______ в машине______

под стулом______ за столом_______

в шкафу______


Обследования связной речи

  1.  «Беседа»

Цель. Выявить уровень развития диалогической речи.

Содержание. Логопед создает игровую ситуацию. Берет игрушку мишку, который пришел в гости к ребенку.

Инструкция. «Будем знакомиться с мишкой?»

«Мишка» задает вопросы ребенку:

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Как зовут маму, папу?

Какие игрушки ты любишь?

Каких животных ты знаешь?

  1. «Составь рассказ по картине»

Цель. Умение составлять рассказ по сюжетной картинке.

Содержание. Логопед предлагает рассмотреть сюжетную картинку «В лесу»: Дети гуляют в лесу. Летают птицы, бабочки. Девочка и мальчик собирают грибы.

Инструкция. «Рассмотри внимательно картинку. Расскажи, что ты видишь»

  1. «Составь рассказ»

Цель.  Умение составлять рассказ по серии сюжетных картин

Содержание. Ребенку предлагается рассмотреть серию картинок и разложить их в той последовательности, что бы можно было составить рассказ.

Инструкция. «Вот четыре картинки. Это вся история про ежика. Посмотри внимательно, подумай, что было сначала, что потом. Разложи картинки по порядку: что сначала - положи вот сюда (указание жестом), что потом – сюда (указание жестом), а последнюю — вот сюда (указание жестом). Теперь подумай и расскажи, что случилось с ежиком ».

  1. «Перескажи»

Цель. Умение составлять пересказ

Содержание. Ребенку предлагается прослушать рассказ или сказку, запомнить, а затем пересказать.

Инструкция. «Прослушай рассказ (сказку). Повтори его как запомнил».