Файл: Системнодеятельностный подход в контексте современного урока в начальной школе.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Системно-деятельностный подход в контексте современного урока в начальной школе
|
Пояснительная записка
Время, в котором мы живём, – время активных перемен в экономической и политической жизни нашей страны, эпоха технологической революции и лавинообразного роста новых знаний. Оно диктует требования к содержанию, условиям реализации и результатам образовательного процесса на всех его ступенях. Сегодня важно не только дать ребенку как можно больший багаж знаний, но обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. На смену «знаниевому подходу» приходит подход «компетентности». Современное образование озабочено не столько тем, чтобы «Накормить» ребенка, сколько тем, чтобы научить его «добывать и готовить пищу», привить вкус к учебной деятельности, самообразованию.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – группа). Начальная школа очень важный этап в развитии ребенка, поэтому учителя начальных классов, начинающие реализовывать Стандарт, должны внести значительные изменения в свою деятельность, строить учебный процесс так, чтобы обучающиеся добывали знания самостоятельно и успешно применяли их на практике, чтобы в
школе у них не пропал интерес к учебе, не потерялась уверенность в своих силах. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
В данной работе мы представляем основные технологии системно - деятельностного подхода, а также приемы, которые можно использовать на уроках.
Системно-деятельностный подход — основа стандартов второго поколения.
«Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...»
А. Дистервег
Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. И одно из главных отличий состоит в том, что в основе Стандарта нового поколения лежит системно – деятельностный подход.
Идея соединения системного и деятельностного подходов принадлежала в основном отечественным учёным и рассматривалась, в первую очередь, в работах философов марксистской школы. Проблемы деятельности разрабатывались в разных гуманитарных дисциплинах, но прежде всего в философии (Э.В.Ильенков, М.С.Каган и др.) и психологии (А.Г.Асмолов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов 1960-90-х гг., разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребенка (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Л.М.Фридман, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин, К.Ван Парререн, Ж.Карпей, Э.Эриксон), известных методистов-ученых, разрабатывающих проблемы развивающего обучения (А.Б.Воронцов, А.К.Дусавицкий, В.В.Репкин и др.).
Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особого рода понятие. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Что значит "деятельность"?
Во-первых, деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на
результат. С самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности (стандарты нацеливают на результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий).
Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация ). Важно увидеть, что все действия не разорваны.
В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.
Таким образом, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания. Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.
Чему должен научиться ребенок? Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод".
Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.
Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание
Системно-деятельностный подход
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие
Собственная учебная деятельность обучающихся – важная составляющая системно-деятельностного подхода.
О
Освоение учебного предмета
сновные виды универсальных учебных действий
Вопросы общения
Общеучебные УД Знаково-символические действия Логические УД Постановка и решение проблемы
Целеполагание , планирование, прогнозирование, контроль коррекция, оценка, саморегуляция
Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическая ориентация
Критерии оценки и сформированности
универсальных учебных действий
Различия традиционного обучения и обучения,
основанного на деятельностном подходе.
Традиционное обучение | Инновационное обучение, системно-деятельностный подход. |
1) базируется на принципе доступности; 2) учащийся выступает в роли объекта ПД; 3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний; 4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания 5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы; 6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности. | 1) опирается на зону ближайшего развития; 2) учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности; 3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения; 4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания; 5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности 6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности. |
Сравнительная таблица деятельности ученика
Предмет изменений | Деятельность первоклассника до введения ФГОС | Деятельность первоклассника после введения ФГОС |
Вид деятель ности | Пассивное слушание Выполнение заданий по указанию учителя | Активные самостоятельные действия |
| Работа с источниками информации по рекомендации учителя | Самостоятельный выбор необходимых информационных ресурсов |
| Переспрашивание заданного вопроса | Самостоятельный поиск решения поставленной задачи |
| Использование литературы (справочники, словари). | Использование интернет-ресурсов самостоятельно |
| Ведущие средства обучения - учебник и тетрадь | Значительно расширен ассортимент учебных материалов (лего-конструктор, средства ИКТ и т. д.) |
| Фронтальная работа | Групповая работа (коммуникативная компетенция детей значительно развита, они свободно взаимодействуют в группах). Умеют применять правила работы в группе |
| Самостоятельная деятельность детей на уроке возможна только с целью контроля учителем уровня знаний и умений | Самостоятельная деятельность детей на уроке осуществляется, в основном, для достижения поставленной цели |
| Учителем организована деятельность детей по выполнению заданий из учебника | Учителем организована деятельность детей: • по поиску, обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
Из сравнительного анализа можно сделать вывод, что «правильно организованное» обучение на деятельностном подходе формирует личность, способную к самостоятельной творческой деятельности.