Файл: Вопрос 1 Поэзия Фета в детском чтении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 352

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос №1 Поэзия Фета в детском чтении.

До сих пор не все факты биографии Фета выяснены. Напри­мер, дата его рождения точно не известна. По одним данным, Афа­насий Афанасьевич Фет родился 23 ноября, подругам — 23 октяб­ря 1820 г. в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и Шарлотты Елизаветы Фёт. Когда мальчику исполнилось 14 лет, он по требованию церкви был лишен фамилии Шеншин на том основании, что венчание А.Н. Шеншина и Ш.Е. Фет состоя­лось после его рождения. Только через 53 года, после долгих и мучительных ходатайств, он получил разрешение именоваться Шеншиным, а фамилию Фет сохранил как литературный псевдоним.

Боль, пережитая в детстве, осталась на всю жизнь. В творчестве Фета позже не раз будет отражаться мысль о кровной связи с Рос­сией. Особенно ярко звучит она в стихотворении «Ответ Тургене­ву»

Учился Фет сначала в немецком пансионе прибалтийского го­рода Верро, а затем до 1844 г. в Московском университете на сло­весном факультете.

Печататься начал, будучи студентом. В 1840 г. появляется пер­вый сборник его стихотворений «Лирический пантеон», в основ­ном подражательный, но отмеченный несомненным талантом и поиском новой поэтической формы.

К середине 40-х годов Фет приобретает литературную извест­ность и заслуживает одобрительного отзыва Белинского, назвав­шего его самым даровитым из московских поэтов. В журналах пе­чатаются его стихи, многие из них становятся романсами, поются чуть ли не по всей стране.

Однако творческий путь Фета не был гладким, поступатель­ным, победоносным. Были целые периоды, когда читатели не слы­шали его поэтического голоса. Так, с 1844 по 1853 г., когда Фет по­ступил на военную службу и жил на юге России он был фактически лишен общения с литературным миром и почти не печатался.

В середине 50-х годов, после перевода его на службу неподале­ку от Петербурга, начался новый период творчества Фета. С 1854 г. он активно печатался в таких журналах, как «Современник», «Оте­чественные записки». «Русское слово». Особенно дружен был Фет с писателями, группирующимися вокруг некрасовского «Совре­менника»: Тургеневым, Толстым, Гончаровым, Панаевым.

Высоко ценил его в эти годы Некрасов.

В 1857 г. Фет женился на М. Боткиной, дочери богатого чаетор­говца и сестре известного критика В.П. Боткина. В 1858 г. он вы­шел в отставку.


В 60-70-е годы Фет пишет очень мало, уходит в заботы о созда­нии богатого поместья. Но поэта не оставляло ощущение неуспокоен­ности. Уже в 1864 г. он пишет: «Жизнь пронеслась без явного сле­да. Душа рвалась — кто скажет мне, куда? С какой заране избран­ною целью?» («Жизнь пронеслась...»).

И в 80-е годы поэзия снова становится для Фета основной при­вязанностью в жизни: он пишет лирические стихи, делает перево­ды, готовит мемуары. В 1883 г. появляется сборник стихотворений «Вечерние огни». До 1891 г. вышло четыре выпуска этого сборни­ка, отразившего новый и последний подъем творчества старого поэта. 21 ноября 1892 г. А.А. Фет скончался.

Поэтическое наследие Фета включает лирические стихотворе­ния и поэмы, баллады и послания, философские размышления в стихах и публицистические стихотворения. Но более всего он па­мятен и дорог нам как лирический поэт. Основная тональность поэзии Фета мажорная, светлая, жизнерадостная. Эмоциональная ее наполненность связана с упоением красотой, любовью, приро­дой, искусством. В сферу красоты Фет включает мотивы природы и любви, область снов и мечтаний, различные душевные пережи­вания и настроения.

Обаяние любовной лирики Фета не в создании психологиче­ского портрета лирического героя или индивидуализированного облика любимой. В центре его внимания сама любовь, как зерно, из которого вырастает вечное дерево поэзии. Одним из шедев­ров любовной лирики яв-ся стихотворение, написан­ное в 1850 г.:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

(А. Фет) наизусть

В самом деле, это одно из самых «фетовских» стихотворений: в нем воплотилась способность поэта ощутить и передать едва наме­чающиеся, почти неуловимые движения человеческой души в уди­вительном слиянии с происходящим в природе..

Многие его стихотворения вскоре после их появления стали романсами («На заре ты ее не буди...», «Я тебе ничего не скажу...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...»). Мелодичность поэзии Фета была высоко оценена П.И. Чайковским, который называл его поэтом-музыкантом и считал, что он делает смелый шаг в об­ласть музыки.

Постоянный поэтический поиск Фета характерен слиянием полярных начал в его лирике: романтического и реалистического. Особенно ощутима эта перекличка в пейзажной лирике Фета. В ней явственно сказывается мужественный и жизнеутверждаю­щий взгляд на мир, реалистичность в соотнесенности явлений природы и явлений духовной жизни человека, точность в наблю­дениях и конкретность в воспроизведении картин природы. Мо­жет быть, эти качества и

определили вхождение стихотворений Фета, написанных в разные периоды, в круг детского чтения.

Уже в ранних стихах Фета звучит тема красоты природы, смены времен года. Сначала это были стихотворения-монологи, с пря­мым признанием бесхитростной радости, любви к явлениям при­роды. «Рад я дождю», «Любо мне в комнате ночью стоять у окошка впотьмах»,— так обычно начинает он свои стихотворения в этот период. В них лю­бовь к природе проявляется еще созерцательно и неконкретизиро- ванно:

Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна.

Свет небес ВЫСОКИХ, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.

(«Чудная картина...>>)

Но и тогда уже Фет пытается сближать эмоциональные контра­сты: «И радостен для взгляда весь траурный наряд» («Печальная береза»). Свою поэтическую речь он строит по принципам внут­реннего монолога, с разговорными интонация­ми, восклицаниями, прерывистостью

В 50-е годы Фет неутомимо запечатлевает малейшие измене­ния в природе. Его внимание привлекает не только общий годовой ритм природы, но и приметы ее явлений:

Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит.

(«Весенний дождь»)

Природа у Фета очеловечена, но по-особому. Она служит сред­ством выражения чувств, переживаний поэта-лирика. Его лириче­ские эмоции как бы находят отклик в природе:

Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.

(«Вечер»)

Поэт фиксирует субъективные впечатления, запечатлевает мгновенные ощущения, сиюминутные переживания. Уже Салтыков-Щедрин подметил стремление Фета передать те душевные явления, которые только еще кристаллизуются в созна­нии.

Природа в изображении Фета гораздо конкрет­нее, чем у его предшественников, Жуковского и Тютчева. Его опи­сание природы более детализируется. Каждая птица, каждое дере­во, каждое насекомое показаны в их неповторимости: коростель вполголоса скрипит («Степь вечером»); краснеют по краям клено­вые листы («Старый парк»); резко-сух снотворный и трескучий кузнечиков неугомонный звон. («Как здесь свежо...».)

Свои стихотворения о природе Фет объединил в циклы: «Вес­на», «Лето», «Осень», «Снега». Каждое время года у него дается не только созерцательно, но и активно, в дыхании, действии, измен­чивости.


«Первый ландыш», «Весенний дождь», «Весенние мысли», «Еще майская ночь» — по этим названиям стихотворений уже можно проследить движение весеннего времени.

Летом поэт подмечает, как волнистые проходят облака, повиснул дождь, как легкий дым. Эпитеты, сравнения, метафоры Фета свежи, точны, естественно связаны с предметом изображения. Даже когда он сознательно нанизывает поэтические образы в сти­хотворения.

Образ птицы вообще очень характерен для творчества Фета.

С любовью описывает Фет русскую зиму в стихотворениях «Ночь светла, мороз сияет...», «Лес», «Кот поет, глаза прищуря» Одни из них по композиции напо­минают разговор с собеседником:

Ночь светла, мороз сияет. Выходи — снежок хрустит...

(«Ночь светла...»)

В цикле стихотворений о зиме есть бытовые сценки, показы­вающие взаимоотношения детей и взрослых в семье:

Мама! Глянь-ка из окошка — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело — Видно, есть мороз.

(«Мама! Глянь-ка...»)

Каждое время года имеет у Фета свои четкие приметы. Зимой, например, на двойном стекле узоры начертил мороз. Осенью осыпал лес свои вершины. Весною поэт подмечает, как солнце теплое ходит высоко и душистого ландыша ждет. А летом он видит иную карти­ну: за спиной косцов сверкнули косы блеском чистым.

В совокупности поэзия Фета передает общий ритм природы средней полосы России, только ей присущее звучание. Чувство близости к природе у поэта с годами усиливается. К старости оно становится всеобъемлющим, космическим: Одно из самых сильных, по-пушкински мудрых стихотворе­ний о природе, написано Фетом незадолго до смерти, в 1892г.

Мы замолкнем, что в кустах Хоры эти,—

Придут с песнью на устах Наши дети;

А не дети, так пройдут С песнью внуки: К ним с весною низойдут Те же звуки.

(«Что за вечер...»)

Вопрос №2 Устное народное творчество в детском чтении. Детский фольклор.

Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», произошло от соединения двух английских слов: folk — «народ» и lore — «мудрость». История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Из глубины веков пришли к нам и мифы, объясняющие законы природы, тайны жизни и смерти в образно-сюжетной форме. Богатейшая почва древних ми­фов до сих пор питает и народное творчество, и литературу.


В отличие от мифов фольклор уже вид искусства. Древнему на­родному искусству был присущ синкретизм, т.е. нерасчлененность разных видов творчества. Мифологическая предыстория фольклора объясняет, почему устное произведение не имело первого автора. С появлением «авторского» фольклора можно говорить о современной истории. Формирование сюжетов, образов, мотивов происходило постепенно и с течением времени обогащалось, совершенствовалось исполнителями.

Как и литература, фольклорные произведения делятся на эпи­ческие, лирические и драматические. К эпическим жанрам отно­сятся былины, легенды, сказки, исторические песни. К лириче­ским жанрам можно отнести любовные, свадебные, колыбельные песни, похоронные причитания. К драматическим — народные драмы (с Петрушкой, например). Первоначальными же драмати­ческими представлениями на Руси были обрядовые игры: прово­ды Зимы и встреча Весны, детально разработанные свадебные обряды и др. Следует помнить и о малых жанрах фольклора — частушках, поговорках и пр.

Со временем содержание произведений претерпевало измене­ния: ведь жизнь фольклора, как и любого другого искусства, тес­но связана с историей. Существенное отличие фольклорных про­изведений от литературных состоит в том, что они не имеют по­стоянной, раз и навсегда установленной формы. Сказители и пев­цы веками оттачивали мастерство исполнения произведений.

Для фольклора характерна естественная народная речь, пора­жающая богатством выразительных средств, напевностью. Для фольклорного произведения типичны хорошо разработанные за­коны композиции с устойчивыми формами зачина, развития фа­булы, концовки. Стилистика его тяготеет к гиперболам, паралле­лизмам, постоянным эпитетам.

Любое произведение фольклора функционально — оно было тесно связано с тем или иным кругом обрядов, исполнялось в строго определенной ситуации.

В устном народном творчестве отражался весь свод правил на­родной жизни. Народный календарь точно определял порядок сель­ских работ. Обряды семейной жизни способствовали ладу в семье, включали в себя и воспитание детей. Законы жизни сельской об­щины помогали преодолевать социальные противоречия. Все это запечатлено в разнообразных видах народного творчества.

Детский фольклор. Это понятие в полной мере относит­ся к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, сочиненные самими деть­ми, а также перешедшие к детям из устного творчества взрослых. То есть структура детского фольклора ничем не отличается от струк­туры детской литературы. Многие жанры связаны с игрой, в которой воспроизводятся жизнь и труд старших, поэтому здесь находят отражение моральные установки народа, его национальные черты, особенности хозяйственной деятельности. В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких.