Файл: Федеральное агентство по образованию гоу впо пермский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра английской филологии

Проблема словосочетания в отечественной и зарубежной лингвистике

Реферат выполнен

студенткой гр. 743

факультета иностр. яз.

Баринова Л.В.
Научный руководитель

кандидат фил. наук,

заведующий кафедры

англ. филологии, доцент

Карпушина Е. Е.

ПЕРМЬ 2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Определение словосочетания………………………………...4

Глава 2. Учение о словосочетании в отечественной лингвистике……………………………………………………………….…6

Глава 3. Учение о словосочетании в зарубежной лингвистике……..…...12

Заключение………………………………………………………….......18

Список литературы……………………………………………………..20

Введение

Словосочетание как синтаксическая единица давно привлекала внимание лингвистов, особенно после учения В.В. Виноградова, определившего границы данной синтаксической единицы и давшего ее системное описание. Выбор словосочетаний в качестве предмета исследования обусловлен тем, что многие аспекты проблемы словосочетаний остаются пока не решенными. Учение о словосочетании развивалось противоречиво и сложно. В этой связи представляется актуальнымизучение проблемы определения словосочетания в отечественной и зарубежной лингвистике.

Объектом исследования нашей работы является теория о словосочетании.

Цель данной работы - изучение теорий словосочетания и по возможности полно и всесторонне раскрытие понятия «словосочетание» с точки зрения отечественных и зарубежных лингвистов.

Задачи данного исследования:

  • изучить определение понятия словосочетания отечественными лингвистами;

  • определить отношение западных ученых-лингвистов к проблеме теории словосочетания.

Начало учению о словосочетании положено «Российской грамматикой» М.В. Ломоносова, в которой описывались правила соединения слов на основе их синтаксических свойств. Но своим становлением и развитием теория словосочетания обязана Ф.Ф. Фортунатову, А.А. Шахматову, В.В. Виноградову.

Глава 1. Определение словосочетания


Словосочетание, наряду с предложением, является основной единицей синтаксиса. Минимальное словосочетание двухкомпонентно, максимальное словосочетание теоретически может быть сколь угодно велико, хотя специальных исследований по этому вопросу нет [Иванова 1981: 100].

Несмотря на то, что словосочетание является одной из основных единиц синтаксиса до настоящего времени не существует общепринятого определения этой синтаксической единицы, и имеются серьёзные расхождения в её трактовке в отечественной лингвистике и за рубежом.

Словосочетание не имеет коммуникативной направленности. Это действительно так. Отсутствие коммуникативной направленности является одним из бесспорных признаков словосочетания .

Традиционной точкой зрения, возникшей в отечественной лингвистике с середины XX в. под влиянием трудов В. В. Виноградова, стала трактовка словосочетания только как подчинительной структуры. Однако значительное количество отечественных лингвистов и подавляющее большинство зарубежных считают словосочетанием любую синтаксически организованную группу слов, независимо от типа отношений, на которых она базируется. При любом толковании словосочетания эта синтаксическая единица выступает, в плане синтаксиса, как грамматически оформленное построение, т.e. как грамматическая структура.

Для одних языковедов характерно было понимание словосочетания, опирающееся на этимологическое значение термина. Под словосочетанием понималось любое сочетание полнозначных слов, оформленное грамматическими и смысловыми показателями, независимо от их формы и назначения в речи. В этом случае и предложение как грамматически организованная единица относилась к разряду словосочетаний, а весь синтаксис объявлялся учением о словосочетании. Такое понимание сущности словосочетаний свойственно Ф.Ф. Фортунатову. Эти же взгляды отразились в трудах А.М. Пешковского и М.Н. Петерсона. В работах Фортунатова словосочетание рассматривается в качестве основной единицы синтаксиса. Шахматов, поддерживая идею своего учителя, указывает, однако, что объектом учения о словосочетании следует считать лишь «незаконченное» словосочетание, Т.е. «такое соединение слов, которое образует грамматическое единство, обнаруживаемое зависимостью одних из этих слов от других». Словосочетание выделяется им в составе главной синтаксической единицы - предложения и является, по существу, объединением второстепенного члена с главным или другим второстепенным членом.




Глава 2. Учение о словосочетании в отечественной лингвистике

Создание теории словосочетания по праву считается заслугой отечественных лингвистов, так как начиная с самых ранних работ по грамматике (XVIII в.) этот вопрос привлекает внимание исследователей. Первые упоминания о словосочетании носят скорее практический характер, но конец XIX в. и особенно начало XX знаменуют собой возникновение подлинно научной теории словосочетания и связаны с именами таких выдающихся ученых, как Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов и А. М. Пешковский. На протяжении длительного периода своего развития теория словосочетания в отечественной лингвистике претерпевала ряд изменений. До 50-х гг. XX в. господствовало широкое понимание термина «словосочетание», и любая синтаксически организованная группа, независимо от её состава и типа синтаксических отношений между составляющими, рассматривалась как словосочетание [Иванова 1981: 101].

Эта точка зрения принята многими отечественными лингвистами в настоящее время, в том числе и в данной работе.

Однако к 50-м гг. XX в. в современном отечественном языкознании возникла иная трактовка этой проблемы, и термин «словосочетание» приобрел чрезвычайно узкое значение и стал применяться только в отношении тех сочетаний, которые включают не менее двух знаменательных слов, находящихся в отношениях подчинения. Сочинительные группы либо совсем исключаются из учения о словосочетании, либо включаются с многочисленными оговорками. Предикативные и предложные группы полностью исключены из учения о словосочетании. Эта точка зрения была сформулирована акад. В. В. Виноградовым и поддержана многочисленными отечественными языковедами.

Для представителей советской лингвистической школы, придерживающихся такого узкого понимания словосочетания, характерно стремление максимально сблизить слово и словосочетание.

Так, Ф.Ф. Фортунатов определяет словосочетание следующим образом: "Словосочетанием в речи я называю то целое по значению, которое образуется сочетанием одного полного слова (не частицы) с другим полным словом, будет ли это выражение целого психологического суждения, или выражение его части". [Фортунатов 1957: 451]. Из этого следует, что предложение причисляется к одному из разрядов словосочетаний. А.М. Пешковский еще шире понимает словосочетание: "Словосочетание есть два слова или ряд слов, объединенных в речи и в мысли". [Пешковский 1956: 35]. При таком подходе считается возможным рассматривать как одно словосочетание объединение двух или нескольких предложений.


Несмотря на то, что эта точка зрения не разделялась многими ведущими отечественными языковедами (акад. В. М. Жирмунский, проф. Б. А. Ильиш и др.), она стала господствующей в середине XX в., и традиционное понимание словосочетания в отечественной лингвистике в настоящее время ограничивается только подчинительными структурами.

Следует ещё раз напомнить, что в настоящей работе принята иная точка зрения, согласно которой любая синтаксически организованная группа рассматривается как словосочетание.
Проблема словосочетания в современной лингвистике

Являясь разделом лингвистики, синтаксис изучает правила сочетаемости слов и форм слов, соединения слов в предложения на основе правил и закономерностей данного языка. Сочетаемость слов, т.е. потенциальная возможность возникновения словосочетания, находится в тесной связи с наличием у сочетающихся слов определенного лексического значения, а также определяется их синтаксическими свойствами и функциями. Так, В.П. Сухотин отмечает, что «словосочетание представляет собой особое внутрифразовое единство, характеризующееся определенными грамматическими признаками и смысловым значением, вытекающим из его компонентов» [Сухотин 1950: 127]. Из чего следует что на структуру словосочетаний, их лексическое значение, характер связи между их компонентами оказывает влияние взаимообусловленность синтаксических и семантических факторов.

Словосочетание представляет собой грамматическое единство, состоящее не менее чем из двух полнозначных слов и входящее в систему коммуникативных средств языка только в составе предложения или через предложение. Словосочетание, организованное по правилам соединения слов данного языка, выражает цельное значение, единое (но сложное и расчлененное) понятие. Как правило, словосочетание состоит из стержневого, господствующего слова и подчиненного, зависимого слова, т.е. для словосочетания характерна именно подчинительная связь, когда значение стержневого слова распространяется при помощи зависимого слова. «Словосочетание обычно образуется на основе слова, принадлежащего к той или иной части речи, в соответствии с правилами его сочетаемости с другими словами», – пишет В.В. Виноградов [Виноградов 1975: 223]. Таким образом, по принадлежности стержневого слова словосочетания к какой-либо полнозначной части речи словосочетания делятся на глагольные, субстантивные, адъективные и т. д.


Разработанное В.В. Виноградовым учение о словосочетании легло в основу многих исследований строя различных языков. Близким к концепции В.В. Виноградова является определение словосочетания Л.С. Бархударовым, данное им в результате исследования, проведенного на материале английского языка: «Словосочетанием (phrase) называется группа синтаксически связанных знаменательных слов в составе предложения, которая сама не является предложением» [Бархударов 1966: 17]. Однако, Л.С. Бархударов исключает из числа словосочетаний сочетания со служебными словами (предлогами, союзами), но признает сочинительными словосочетаниями парные образования без ведущего компонента.

Рассматривая вопрос о составе словосочетаний, необходимо помнить, что в основе сложных словосочетаний лежит модель простого двусловного словосочетания. Усложнение словосочетания не может быть беспредельным, оно должно ограничиваться выражением отношений, присущих именно данной языковой единице. Различая простые и сложные словосочетания, В.В. Виноградов считает, что к простым двусловным словосочетаниям примыкают семантически те трехсловные словосочетания, в которых представлено семантически неделимое сочетание слов. Простые словосочетания лежат в основе возникновения сложных словосочетаний, представляя собой различные случаи распространения составляющих элементов данного словосочетания [Ятель 1969: 12].

Соединение элементов в словосочетании происходит на основе одной из подчинительных связей – согласовании, управлении или примыкании.

По стержневому слову принято делить словосочетания на глагольные, субстантивные, адъективные, наречные, местоименные и числительные. Хотя некоторые исследователи выделяют три типа словосочетаний – глагольные, именные и наречные, объединяя субстантивные, адъективные, местоименные и словосочетания, образованные от числительных, в одну группу (именные). Этот принцип деления словосочетаний по стержневому слову основывается на понимании словосочетания как группы слов, объединенных подчинительной связью, которая представляет собой лексико-грамматическое распространение полнозначного слова.

По типу синтаксической связи, т.е. по характеру отношений между компонентами, словосочетания можно разделить на подчинительные, сочинительные и предикативные (следуя теории Л.С. Бархударова). Такой принцип деления является довольно распространенным, однако большинство исследователей склоняется к тому, чтобы считать подчинительную связь одним из основных признаков словосочетания. Именно этот тип синтаксической связи признается многими языковедами решающим критерием для отнесения определенного соединения слов к словосочетанию, как к бинарному построению. Если подчинительные соединения слов по самому способу своего построения всегда бинарны, т.е. двучленны, то сочинительные соединения слов далеко не всегда бинарны, т.е. могут включать в себя более двух компонентов. Действуя в